«Развитие внимания у детей дошкольного возраста — важная часть их подготовки к школе»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
29.05.2015 год
«Развитие внимания у детей дошкольного возраста — важная часть их подготовки к школе»
Внимание — это способность человека сосредоточивать сознание на чем-либо. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. О непроизвольном внимании говорят, когда человек неожиданно для самого себя сосредотачивается на чем-либо. Произвольное внимание предполагает волевое усилие. В школе ребенку часто необходимо сознательно удерживать внимание на задании важном, но мало занимательном.
Внимание дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Ребенок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном и частой смене деятельности. Взрослым нужно относиться к подобным фактам с пониманием и помнить, что это закономерный этап в развитии внимания у детей.
Основными характеристиками внимания являются следующие:
1. объем (количество воспринимаемых одновременно объектов);
2. концентрация (степень погружения человека в проблему);
3. устойчивость (как долго человек может следить за чем-либо);
4. распределение (возможность следить за несколькими признаками одновременно);
5. переключаемость (легкость/затрудненность перехода от одной работы к другой).
Данные свойства внимания относительно независимы друг от друга: внимание, продуктивное в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.
Внимание — психическая функция, на недостаточность развития которой наиболее часто жалуются учителя начальной школы. Поэтому занятия по развитию внимания очень важны при подготовке ребенка к школе. Внимание, как и другие психические функции, формируется в рамках ведущей деятельности дошкольника — игре. В старшем дошкольном детстве в развитии ребенка особое место занимают сюжетно-ролевая игра, а затем игры с правилами. Сначала роль, а потом правило регулируют поведение детей. Так формируется произвольность поведения и психических процессов, ребенок учится контролировать непосредственные импульсы без раздражения и негатива, получая от игры удовольствие. Родители должны понимать это и не относиться к игре, как к чему-то малозначительному.
Развивать внимание можно также предложив ребенку несложные упражнения на тренировку внимания во время прогулок и дома. Рассмотрим некоторые из них.
Проще всего дошкольнику сосредоточиться на зрительно воспринимаемой информации. Соберите с ребенком камушки, предложите выбрать один и внимательно его рассмотреть. Затем перемешайте выбранный камень с остальными и попросите ребенка найти тот, который он разглядывал. То же упражнение можно проводить с ракушками, фруктами, овощами и т.д.
Любимым детьми и очень полезным для развития концентрации внимания и воображения является разглядывание облаков. Попросите ребенка посмотреть на какое-нибудь облако и предположить, на что оно похоже. Концентрировать внимание полезно на самых разных объектах. Сначала лучше брать знакомые и интересные объекты (игрушки, бытовые предметы), а затем переходить к незаметным и непривлекательным. Например, попросите ребенка сосредоточить внимание на ножке стола и рассказать, что он заметил.
Постепенно вводите в игры концентрацию на звуковых сигналах. Предложите ребенку за минуту услышать, как можно больше звуков на улице или дома. Затем попросите его переключаться с одного звука на другой: например, то слушать шум машин, то звук капающей из крана воды. Наиболее сложно сконцентрироваться на ощущениях собственного тела — можно предложить ребенку лечь, расслабиться и почувствовать, как он дышит, глотает. Удачи в ваших начинаниях!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29.05.15.docx | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
29.05.2015 год
«Развитие внимания у детей дошкольного возраста — важная часть их подготовки к школе»
Внимание — это способность человека сосредоточивать сознание на чем-либо. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. О непроизвольном внимании говорят, когда человек неожиданно для самого себя сосредотачивается на чем-либо. Произвольное внимание предполагает волевое усилие. В школе ребенку часто необходимо сознательно удерживать внимание на задании важном, но мало занимательном.
Внимание дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Ребенок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном и частой смене деятельности. Взрослым нужно относиться к подобным фактам с пониманием и помнить, что это закономерный этап в развитии внимания у детей.
Основными характеристиками внимания являются следующие:
- объем (количество воспринимаемых одновременно объектов);
- концентрация (степень погружения человека в проблему);
- устойчивость (как долго человек может следить за чем-либо);
- распределение (возможность следить за несколькими признаками одновременно);
- переключаемость (легкость/затрудненность перехода от одной работы к другой).
Данные свойства внимания относительно независимы друг от друга: внимание, продуктивное в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.
Внимание — психическая функция, на недостаточность развития которой наиболее часто жалуются учителя начальной школы. Поэтому занятия по развитию внимания очень важны при подготовке ребенка к школе. Внимание, как и другие психические функции, формируется в рамках ведущей деятельности дошкольника — игре. В старшем дошкольном детстве в развитии ребенка особое место занимают сюжетно-ролевая игра, а затем игры с правилами. Сначала роль, а потом правило регулируют поведение детей. Так формируется произвольность поведения и психических процессов, ребенок учится контролировать непосредственные импульсы без раздражения и негатива, получая от игры удовольствие. Родители должны понимать это и не относиться к игре, как к чему-то малозначительному.
Развивать внимание можно также предложив ребенку несложные упражнения на тренировку внимания во время прогулок и дома. Рассмотрим некоторые из них.
Проще всего дошкольнику сосредоточиться на зрительно воспринимаемой информации. Соберите с ребенком камушки, предложите выбрать один и внимательно его рассмотреть. Затем перемешайте выбранный камень с остальными и попросите ребенка найти тот, который он разглядывал. То же упражнение можно проводить с ракушками, фруктами, овощами и т.д.
Любимым детьми и очень полезным для развития концентрации внимания и воображения является разглядывание облаков. Попросите ребенка посмотреть на какое-нибудь облако и предположить, на что оно похоже. Концентрировать внимание полезно на самых разных объектах. Сначала лучше брать знакомые и интересные объекты (игрушки, бытовые предметы), а затем переходить к незаметным и непривлекательным. Например, попросите ребенка сосредоточить внимание на ножке стола и рассказать, что он заметил.
Постепенно вводите в игры концентрацию на звуковых сигналах. Предложите ребенку за минуту услышать, как можно больше звуков на улице или дома. Затем попросите его переключаться с одного звука на другой: например, то слушать шум машин, то звук капающей из крана воды. Наиболее сложно сконцентрироваться на ощущениях собственного тела — можно предложить ребенку лечь, расслабиться и почувствовать, как он дышит, глотает. Удачи в ваших начинаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...
«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...
Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...
ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.
Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....
Статья на тему: дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе
Дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе...
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...