Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений».
консультация
Сохранение здоровья является приоритетной задачей государства и образования, органичной потребностью беречь его на протяжение всей жизни. В последние десятилетия в состояние здоровья детей сформировались негативные тенденции- увеличение факторов риска формирования нарушений здоровья и развития, в том числе речи, рост распространённости заболеваемости и инвалидности. Здесь необходимо привести определение понятие «фактора риска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblozhka.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Профилактика речевых нарушений».
Профилактика- это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно- гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранение факторов, вредно действующих на здоровье населения.
Сохранение здоровья является приоритетной задачей государства и образования, органичной потребностью беречь его на протяжение всей жизни. В последние десятилетия в состояние здоровья детей сформировались негативные тенденции- увеличение факторов риска формирования нарушений здоровья и развития, в том числе речи, рост распространённости заболеваемости и инвалидности. Здесь необходимо привести определение понятие «фактора риска».
Фактор риска- понятие, которое определяет условия, оказывающие неблагоприятные воздействие на общее и психическое развитие ребёнка. В зависимости от степени их влияния и значимости выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска. Различают факторы риска:
Биологические;
Социальные (глобальные, общественные, семейные). Эти факторы значительно влияют на развитие речи ребёнка.
Профилактика речевых нарушений, в первую очередь, связана с предупреждением нервно-психических и соматических отклонений в состоянии здоровья. Она должна быть комплексной и включать лечебные, педагогические и социальные мероприятия. Большое значение в разработке проблемы речевых нарушений имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Это помогает предупредить речевую патологию и стимулировать формирование и коррекцию речевых функций. Комплексная профилактика должна учитывать онтогенез и критические периоды, начиная с антенатального, а также, факторы, влияющие на развитие ребёнка: биологические, социальные, семейные, психологические, состояние компенсаторных и адаптационных механизмов, что позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход. В организации профилактики речевых нарушений можно выделить несколько направлений:
-выявление группы риска- ранняя диагностика отклонений развития;
-устранение и коррекция начальных проявлений отклонений развития;
-ликвидация и коррекция неблагоприятных последствий;
Обучения участников процесса обеспечения комплексной междисциплинарной профилактики.
Традиционно выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику:
а) предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика;
б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика;
в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.
а) первичная профилактика- это система, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путём предотвращения причин, условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.
Основная цель первичной профилактики- сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызвать патологические изменения в организме. Одним из определяющих является этиопатогенетический принцип. Первичная профилактика связана с заботой о здоровье матери в период беременности и родов, о развитие ребёнка в первый год жизни и осуществляется в основном системой здравоохранения. Медицинское сопровождение матери и ребёнка позволяет устранить или снизить действие биологических «факторов риска» развития речевых нарушений, к которым относятся патогенные факторы, действующие в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития ребёнка.
В этой связи на ранних этапах обязательными должны быть консультации гинеколога, терапевта, генетика, эндокринолога, иммунолога, невролога, при необходимости психолога и логопеда, особенно если в семье были случаи отклоняющегося развития у родственников.
Наследственная отягощённость паталогией речи относится к биологическим факторам риска. Известно, что поражение центральной нервной системы уже на ранних этапах внутриутробного развития может привести к интеллектуальным нарушениям и другим отклонениям от нормы. Отрицательными факторами может быть ранний токсикоз, анемия, гипотериоз, инфекционные заболевания матери, медикаментозная интоксикация и др.
Важно, чтобы родители были информированы о том, что может отрицательно влиять на здоровье ребёнка. Особое внимание необходимо уделять раннему речевому развитию ребёнка, развитию и формированию этапов речевого онтогенеза ребёнка. В тех случаях, когда наряду с наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей диагносцируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные психофизического и речевого развития ребенка.
При появлении признаков каких-либо отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик, гуление, ранние стадии лепета) и в собственно речевом онтогенезе рекомендуется как можно более ранняя логопедическая помощь.
Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Особое место отводится эмоциональным отношениям родителей и детей. Родительская любовь рассматривается как мощный источник общего физического и психического развития, духовного и нравственного воспитания. Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:
характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
неприятие со стороны матери (отца);
неполная семья;
конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
воспитание в двух домах;
резкая cмена жизненного стериoтипа и типа воспитания;
неадекватный тип воспитания («кумир», гиперoпека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).
Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны поcтоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях постнатального рaзвития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диaлог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий (эхопраксия, эхолалия).
Cтимуляция формирования речeвой функции имеет большoе значение для развития ребeнка. Следует всемерно содейcтвовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (cидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.), и в чаcтности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Неoбходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.
Большинство исследователей указывают на важность учёта в профилактической работе сензитивных периодов развития ребёнка. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду коррекционное обучение менее эффективно.
Вторичная профилактика речевых нарушений заключается в преодолении не только самих речевых расстройств, но и вторичных нарушений в психическом развитие, личностных и поведенческих отклонений, а также оказание психологической помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не позволила предупредить нарушения речи. Задача её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой паталогии и появления новых расстройств.
При нарушение звукопроизношения у ребёнка целью вторичной профилактики будет предупреждение дисграфии и дислексии. В этой связи нарушение устной речи можно рассматривать, как первичную профилактику,а нарушение письменной, как вторичную. Впервые на связь нарушений устной и письменной речи указала Р.Е. Левина, в дальнейшем проблемами профилактики нарушений письменной речи занимались Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова.
Г.А. Каше была разработана система обучения старших дошкольников с фонематическим недоразвитием, обеспечивающая, с одной стороны, овладение фонетической системой языка; с другой- подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико- синтетическим методом и предупреждение нарушений письменной речи. Эта система включает в себя:
- постановка звуков и уточнение артикуляции имеющихся звуков;
- развитие фонематического слуха и разввитие слуховой памяти:
-развитие анализа и синтеза звукового состава речи:
-овладение детьми элементами грамоты;
- расширение и уточнение словаря, воспитание связной, грамматически правильной речи;
-развитие произвольного внимания у детей.
Профилактическая работа по предупреждению дисграфиии должна осуществляться параллельно и без предварительной диагностики по следующим направлениям.
Развитие сенсорных функций и психомоторики.
Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций.
Развитие психических функций.
Развитие интеллектуальной деятельности.
Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза речевых единиц.
Таким образом, работа по указанным направлениям позволяет сформировать у детей все предпосылки для успешного овладения письменной речью.
Для успешного преодоления речевых нарушений и соответственно профилактики дисграфии важно, чтобы в профилактической работе участвовали не только логопеды, а также привлекались воспитатели и родители. Для повышения эффективности этого воздействия следует организовать специальное обучение всех участников процесса.
Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучения лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий речевых нарушений. В этой связи третичная профилактика в первую очередь, должна быть направлена на обучение, профессиональную подготовку к труду лиц с патологией речи. Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего тяжелым нарушением речи.
Таким образом, ранняя профилактика риска возникновения речевой патологии у детей дошкольного возраста, своевременное проведение профилактических мероприятий будут способствовать снижению речевых нарушений и обеспечивать их более эффективную коррекцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей являе...
Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"
Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...
Консультация для родителей. "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
В статье говорится о том, как развивается речь детей 2-3 лет в норме, что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме....
Консультация для родителей " Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи"
Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком....
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»
Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи.Профилактика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устр...
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»
Консультация для родителей«Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевогоразвития в условиях семьи» Профилактика – это комплекс различного рода мероприятий, направленных на...
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а ос...