"В школу с радостью"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Цель: повышение психолого – педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
- Развитие коммуникативных умений педагогов.
- Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
- Расширение возможностей понимания «своих детей».
- Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
Как быстро бежит время!
Еще совеем недавно, ваши дети произнесли первые слова , сделали первые, робкие шаги. А сейчас с детьми носятся по улице, набивая шишки и синяки. А уж говорят столько, что и не переслушаешь за целый день.
И до сих пор педагогов, родителей в большей степени волновали вопросы: здоров ли малыш? Хорошо ли кушает и спит?
Но жизнь идет своим чередом и ставит перед нами все новые и новые задачи и проблемы, и вот в ближайшее время ребенку предстоит пойти в школу. И, конечно, нас, взрослых, беспокоят возможные трудности.
Как пойдет обучение чтению и развитию речи? Как первоклассник будет усваивать математику? Как справится со звукопроизношением? « А вдруг мы что-то упустили, не сформировали, не подготовили к школе?»- эти вопросы задают себе многие воспитатели и родители.
Прежде всего, не стоит считать, что все безвозвратно упущено: впереди лето, еще будет время устранить пробелы в знаниях детей, если они действительно есть.
Только одна потеря невосполнима - это потеря детской свободы и раскованности. Если ее не было в дошкольном возрасте, то в зрелые годы ее не наверстать. А без нее не будет самостоятельности мышления, не будет творчества: это значит, что не будет главного — интересной, радостной встречи со школой и желания учиться.
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития физиологических особенностей и психологических качеств, являющихся наиболее важными для формирования учебной деятельности.
Анатомо — физиологические особенности детей 6-7 лет
Что происходит с самим ребенком в этом возрасте?
Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания к другому, происходит перестройка переживаний, она связана с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла. Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важнейшая часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное. Как все мы, так и дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти капризность ребенка, тревожность. Ребенку трудно и с ребенком, находящимся в состоянии перелома, ожидания, тоже непросто.
В этот период происходит активное анатомо — физиологическое созревание организма. К 7 годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, что создает возможность для целенаправленного поведения. В этом возрасте происходят изменения в органах и тканях тела, что повышает физическую выносливость ребенка. Из особенностей следует отметить и то, что развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют размашистые движения, чем те, которые требуют точности. Физическая выносливость, повышенная работоспособность носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут. Дети сильно утомляются при повышенной физической нагрузке.
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
«Психологическая готовность — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников»
Под психологической готовностью принято выделять следующие компоненты:
Интеллектуальная готовность к школе означает:
— к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
— он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
— ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
— должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
— ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность - ребенка к школе предполагает:
— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
— наличие интереса к учению и получению новых знаний;
— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
- Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
- Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
- Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
- Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
- Цифры от 0 до 10.
- Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
- Арифметические знаки: « », «-«, «=».
- Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
3) Память.
- Запоминание 10-12 картинок.
- Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
- Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
- Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
- Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
- Складывать пазлы без помощи взрослого.
- Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
- Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
- Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
- Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
- Выполнять аппликации.
6) Речь.
- Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
- Понимать и объяснять смысл пословиц.
- Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
- Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
- Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
- Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
- Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Как пробудить в ребенке желание пойти в школу, учиться? Напоследок 12 советов, следуя которым взрослые могут создать в семье обстановку, которая не только поможет подготовить ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Двенадцать шагов к ребенку
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого, перелистывайте вместе семейный фотоархив. Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человечка, а ваши добрые воспоминания о тех годах, смешные истории наполнят ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не потеряться. Знание телефона, адреса, имен родителей поможет ему в незнакомой обстановке.
3. Приучите его содержать в порядке свои вещи. Его успехи в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать рабочее место.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. «В школу не возьмут», «Двойки будут ставить», «В классе засмеют» – последствия таких мер зачастую плачевны.
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем, лучше поддерживайте с ним дружеские отношения. Дайте ему понять, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Организуйте и примите участие в игре детей на площадке возле дома. Участвуйте в детских праздниках.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Приободряйте хронических неудачников надеждой, обратите внимание ребенка на отношение к проигрышу других игроков.
7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений. Нравоучениями и проповедями этого не достичь.
8. Помогите ему обрести чувство уверенности в себе. Научите внимательно относиться к своим нуждам, вовремя и естественно сообщать об этом. В кафе предложите ему самому сделать заказ, а в поликлинике – занять очередь к врачу.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности. Чем больше он может делать сам, тем более взрослым себя ощущает.
10. Научите его самостоятельно принимать решения. Посоветуйтесь с ним о меню семейного обеда, пусть сам подбирает одежду по погоде, планируйте вместе семейный досуг. Умение делать выбор развивает чувство самоуважения.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Считайте деревья, шаги, машины. Обратите его внимание на надписи, которые окружают повсюду. В магазине просите положить в корзину энное число чего-либо.
12. Учите его чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Наблюдайте за погодой, обращайте внимание на изменения в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Идем в школу с радостью"
Презентация для родительского собрания в ДОУ на тему "Идем в школу с радостью!" способствует:выработке новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим первоклассником;развитию коммуникативных ...
Консультация для родителей "В школу - с радостью"
Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...
Школа: первые радости и первые страхи (практические советы)
В данной статье даются практические советы родителями, как сделать обучение ребёнка в школе комфортным в эмоциональном и психологическом плане....
Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»
Срок реализации проекта – сентябрь – май Цель проекта :-развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности;-формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...
Консультация для воспитателей на тему:«Идем в школу с радостью» -создание условий для успешной социализации ребенка к обучению в школе»
laquo;Идем в школу с радостью» -создание условий дляуспешной социализации ребенка к обучению в школе»...
Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"
Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....