Игры, которые лечат
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Игры которые лечат!»
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой.
Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в выздоровлении. У детей часто болезнь является результатом восприятия беспокойства и озабоченности родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.
Другая особенность организма ребенка –постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно –мышечный аппарат, слабее работают сердечно –сосудистая и дыхательные системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.
Только правильно организованная двигательная активность поможет организму справиться с недугом. Надо сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям, когда тело автоматически, несмотря на болезнь и старые привычки, осуществляет правильные действия, например дыхание через нос.
Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие –либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.
Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.
Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3-4 месяца по 2-3 раза в день).
Общие рекомендации для проведения игр.
Для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки. Чтобы у детей не возникло желание ускорить темп выполнения, так как это может привести к перегрузкам, необходимо акцентировать внимание ребенка на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и соблюдений правил игры.
Внимание детей раннего возраста крайне неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры невелика –10 минут, но постепенно время игры можно увеличить до 10-15 минут при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением.
Игры, следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Желательно проводить игры по нескольку раз в день. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической кривой, т. е. для вводной и заключительных частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной –с большей.
При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Игровой материал должен быть ярким, ваш голос заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включится» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, -в этом возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.
Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.
Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки.
Критериями усталости организма являются следующие признаки:
1. Выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры, чересчур отвлекается или вялый.
2. Движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения.
3. Кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами.
4. Ребенок сильно потеет, особенно лицо.
5. Учащены пульс и дыхание, т. е. пульс увеличивается более чем на 25-50 %, частота дыхания возрастает больше чем на 4-6 раз в минуту.
Если вы видите, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.
Для снижения нагрузки применяйте следующие действия:
1. Уменьшение общего времени занятий.
2. Уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии.
3. Упрощение сюжета игры.
4. Изменение исходного положения во время игр, т. е. сидя, лежа.
5. Более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений.
6. Снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций.
7. Уменьшение темпа и амплитуды движений в игре.
8. Более мягкий, повествовательный, а не командный, голос ведущего.
9. Использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпе.
А когда он выздоравливает успешно, т. е. пульс возрастает меньше чем на 20%, дыхание почти не изменяется или меняется на 2-3 раза в минуту, то можно осуществлять противоположные вышеописанным действия. Важно, чтобы был оптимум нагрузки: небольшое покраснение кожи, бодрые движения и небольшая потливость кожи.
Болезни дыхательной системы.
Ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды.
При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.
При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов.
При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.
Пастушок дудит в рожок.
Цель игры: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Оборудование: рожок или дудочка.
Описание игры: Ведущий просит ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Ведущий показывает, что необходимо выдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.
Король ветров.
Цель игры: Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
Оборудование: Вертушка или шарик.
Описание игры: Ведущий рассказывает: «Собрались как –то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается по три попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Из каждой пары детей отбирают лучшего, и они соревнуются между собой. Победителю торжественно присваивают титул «Король ветров» и усаживают на «трон».
Бульканье.
Цель игры: Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Оборудование: Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка, фанты (жетоны, фантики).
Описание игры: Перед каждым ребенком на столике стоят бутылочки с водой и соломинки. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: Глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения. После того как каждый из детей попробовал, по команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось побулькать дольше всех, получает фант.
Шарик лопнул.
Цель игры: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.
Оборудования: Фанты из бумаги.
Описание игры: Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф…», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается –дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения у ребенка.
Запасливые хомячки.
Цель игры: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координация движений.
Оборудование: 2 стула, листы бумаги, 4-5 фантов.
Описание игры: Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото», шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с «кочек».
Чей шарик дальше?
Цель игры: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Оборудование: Стол, два пинг –понговых шарика (лучше разного цвета, 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.
Описание игры: Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг –понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики, Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше.
Кто самый громкий?
Цель игры: Тренировка носового дыхания, смыкания губ.
Оборудование: Фанты –жетоны.
Описание игры: Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «ммм…», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «ммм…» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выдохе с произнесением «ммм…» надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук «ммм…» правильно и громче всех, вручается фант. После окончания игры подсчитываются фанты, и объявляется победитель.
Перышки!
Цель игры: тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.
Оборудование: 4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных по 3-4 перышка.
Описание игры: Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см. друг от друга. Участники делятся на 2 команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. По сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее.
Респираторный аллергоз, бронхиальная астма, астматический бронхит.
При таких заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом. При разработке игр использовались: произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями рук и ног; движения для формирования навыка правильного положения языка и координации движений нижней челюсти; дозированный бег –для улучшения функционирования диафрагмы. Последнее очень важно, так как 90% всей работы дыхательных мышц у детей до 5 лет ложится на диафрагму.
Игры можно использовать уже спустя 2-3 недели после приступа. Следует обратить внимание на чрезмерное эмоциональное возбуждение ребенка во время игры. Оптимальными являются ежедневные игры с троекратным повторением в течение дня (1-2 месяца).
Поезд с арбузами.
Цель игры: Улучшение глубины и ритма дыхания, укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки, тренировка координации движений, умения согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
Оборудование: 3-4 мяча разной формы.
Описание игры: Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросает мячик кому –нибудь из детей. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. Когда мяч возвращается к первому, он кидает его ведущему –это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу –гу –гу» -поезд движется, и ребята делают круговые движения руками. Через 2-3 минуты останавливаются. Дети говорят «шшш» -поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осанку и чтобы при звуке «шшш» губы складывались в трубочку.
Косари.
Цель игры: Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.
Описание игры: Ведущий предлагает ребенку покосить траву. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Ведущий читает стихи и «косит», а ребенок со звуком «зу» переводит руки махом в сторону (влево –выдох, затем вперед, вправо –вдох):
Зу –зу, зу –зу.
Косим мы траву.
Зу –зу, зу –зу,
И на лево взмахну.
Зу –зу, зу –зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу –зу, зу –зу.
Затем ведущий и ребенок встряхивают руки в расслабленном состоянии и повторяют игру 3-4 раза.
Пчелка.
Цель игры: Формирование правильного дыхания (глубины ритма, укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, развитие внимания.
Описание игры: Ведущий предлагает поиграть в «пчелку». Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. Со слов ведущего («Пчела сказала –«жу, жу, жу»») ребенок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит «жжж» -на выдохе и вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит: «Полечу и пожужжу, детям меда принесу». Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз. Ведущему необходимо следить, чтобы вдох был через нос и дыхание было глубоким.
Болезни сердечно –сосудистой системы.
Вегетососудистая дистония
гипертонического типа.
При вегетососудистой дистонии очень важно тренировать основные нервные процессы (их уравновешивание, повышение подвижности); укреплять тормозные реакции, особенно у гиперактивных детей; повышать согласованность нервно –регуляторных механизмов кровообращения; улучшать функции сердечно –сосудистой и дыхательной систем. При регулярных занятиях произойдет восстановление стержневой роли моторики в регуляции всей жизнедеятельности организма, так как это наиболее важно при гипокинезии в «поломке» механизмов саморегуляции систем кровообращения. Так же повысится эмоциональный тонус и улучшается показатели функциональных проб сердечно –сосудистой системы.
Если игры проводятся на свежем воздухе, то это способствует закаливанию ребенка и исчезновению или уменьшению аллергических проявлений, нередко являющихся спутниками вегетососудистой дистонии.
Очень важно чтобы во время игры у ребенка не было большой эмоциональной нагрузки, чтобы он был не слишком возбужден и не переживал.
Филин.
Цель игры: Развитие координации движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, восстановление функции дыхания (глубокий вдох, вызванной заболеваниями сердечно –сосудистой системы.
Описание игры: Ведущий показывает, как ночью летит охотиться филин, -расставляет руки и кричит: «ух, ух, ух». Затем по команде «день» делает глубокий вдох, опускает расслабленно руки, голову и делает глубокий выдох «ухх» (засыпает филин). Дети повторяют за ведущим. Затем по команде ведущего «ночь» «филины» вылетают; по команде «день» делают глубокий вдох и выдыхают, опуская руки и голову. Ведущий следит за полным выдохом и расслабленностью рук.
Журавли и лягушки.
Цель игры: Развитие ловкости, сохранение равновесия, укрепление опорно –двигательного аппарата, повышение общего тонуса мышц.
Описание игры: Ведущий с помощью считалки делит детей на «журавлей» и «лягушек» (их большинство). «Журавли» стоят на одной ноге, ловят «лягушек», убегающих на четвереньках в «болото» - очерченный на полу круг в одном из углов комнаты. В «болоте» они спасаются. Затем дети меняются ролями. «Журавлям» разрешается менять ноги, если они устали.
Ожирение.
Ожирение у детей –очень серьезная проблема. При этом заболевании в организме происходят изменения, сходные с процессом старения. Такой ребенок значительно чаще подвержен сахарному диабету, артериальной гипертонии, желчекаменной болезни. У него возможен самый худший прогноз при травмах и в послеоперационный период. Для эффективного лечения необходимо, чтобы все члены семьи личным примером смогли бы изменить отношение ребенка к активным подвижным играм, начали делать зарядку, больше бы двигались.
Подвижные игры при этом заболевании проводятся для повышения интенсивности обменных процессов, увеличения энергетических затрат организма. При постоянных играх повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается общая работоспособность, улучшается функциональное состояние сердечно –сосудистой и дыхательной систем. Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой.
Черепахи.
Цель игры: Развитие навыков ползания, подлезаний, ловкости, координации движений, укрепление мышц живота, спины, мышечного «корсета» позвоночника, мышц конечностей.
Оборудование: Ковер, веревка.
Описание игры: Ведущий натягивает веревку над ковром и показывает, как ползает черепаха: передвигая вперед одновременно правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Затем просит ребенка повторить. Лучше, чтобы игра проходила с группой детей. Дети «черепахи» ползают по ковру под натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Задевший веревку считается пойманным и выходит из игры. Ведущему следует внимательно следить за правильным выполнением движений.
Шарик.
Цель игры: Развитие навыков бега, ходьбы, тонизирующее воздействие на весь организм ребенка.
Описание игры: Дети стоят вплотную друг к другу, взявшись за руки. Вместе с ведущим говорят:
Раздувайся, шарик, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
Произнося слова, дети постепенно расходятся и максимально расширяют круг. Продолжая держаться за руки, ребята надувают щеки. После слов: «Да не лопайся» ведущий говорит: «Полетели пузыри!» Дети разбегаются, кто куда хочет. Ведущий при этом повторяет: «Полетели, полетели, полетели!» Затем он произносит: «Маленькие пузыри лопнули!» Дети присаживаются на корточки со звуком «с-с-с». Игра повторяется. Ведущему следует быть внимательным, чтобы дети не перевозбудились.
Гуси.
Цель игры: Развитие быстроты реакции, ловкости, укрепление связочно –мышечного аппарата.
Описание игры: Дети стоят, затем, присев на корточки, ходят по комнате «гусиным шагом», руки лежат на коленях. Дети изображают гусей, которые щиплют на лугу травку. Ведущему необходимо предварительно показать, как при этом надо ходить, рукой, будто щипать травку, попросить детей гоготать, как гуси. «Коршун» (кто –нибудь из выбранных или назначенных детей, находящихся за чертой) следит за ними. Когда «коршун» появляется на «лугу», дети, изображающие гусей, поднимают и опускают руки, ударяя ими по бокам (хлопают крыльями, и, встав с корточек, убегают. «Коршун» старается поймать «гуся». Пойманный ребенок выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не был пойман. Он и становится «коршуном».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры, которые лечат"
Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболе...
Игры которые лечат
Игры, которые лечат- Снять нервное напряжениИгротерапия, сказкотерапия -это лишь пара примеров методик психологической помощи детям.Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить н...
Игры, которые лечат.
Дыхательная гимнастика....
«конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Физическая культура» Игры, которые лечат» в подготовительной к школе группе
Непосредственно- образовательная деятельность с элементами игрового стретчингаЗадачи:...
Консультация для родителей на тему: "Игры, которые лечат"
Консультация для родителей на тему "Игры, которые лечат"...
Игры, которые лечат / в рамках недели Игры и игрушки/ учитель-логопед ГБОУ ЦРР детский сад № 1407 г Москва
использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда..Игры направлены на развитие дыхания, моторики, коррекции эмоционально-волевой сферы. Такие игры можно использовать и во время физпауз, и...
игры которые лечат оздоровительные игры для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
оздоровительные игры для детей в возрасте от 5 до 7 лет...