Детские проступки: наказания и поощрения.
консультация
Детские проступки и шалости весьма разнообразны. По мотивам их можно условно разделить на 4 группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_detskie_prostupki_i_nakazaniya.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские проступки: наказания и поощрения.
Детские проступки и шалости весьма разнообразны. По мотивам их можно условно разделить на 4 группы:
1. Проступки невольные, которые совершаются детьми в силу неведения, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек. Если ребенок Нарушает определенные правила в силу своего возрастного невежества, неумышленно, то наказание будет несправедливым и, следовательно, не принесет пользы. В данном случае справедливо будет ограничиться терпеливым разъяснением неизвестной ему нормы, так как ошибка не есть проступок. Источником или мотивом данной группы проступков является познавательное отношение ребенка к окружающему, попытка заглянуть внутрь вещей. Дети дошкольного возраста пытаются найти ответы на ряд вопросов, не обращаясь непосредственно ко взрослому, а действуя самостоятельно: например, попытка утопить воздушный шарик в раковине с водой кончается неудачей — шарик лопается, вода разбрызгивается. Таня каталась на двери, оседлав ее, как лошадь, получалось ловко, хорошо. Попытка ее покататься на дверце кухонного стола кончилась неудачей. Мама ругает Сережу за то, что он сломал машину. А он ее не ломал, а пытался ее "починить", узнать, что находится внутри.
2. Проступки — шалости, которые являются вариантом игры. Они характерны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Взяв на себя определенную роль в игре, ребенок забывает обо всем, сосредоточивая внимание лишь на действиях разыгрываемого персонажа. «Я — волк, я буду кусаться»,— говорит трехлетний Коля. Он начинает рычать, хватает зубами кофту, юбку бабушки, а потом больно кусает за руку. Или такой пример: Митя разбил тарелку. Нет, это не он, а мячик. Мяч совершенно ни за что, ни про что ударил Митю прямо в живот, и тогда Митя дал ему сдачи, точно так, как учил его папа. И мячик отпрыгнул и вскочил на стол. И это мячик, а не Митя столкнул со стола тарелку. Правильно, тарелка упала и разбилась, только Митя тут совсем не виноват — все наделал мячик. Таким образом, Сережа и Митя не злоумышленники. Ими руководили самые благородные намерения, самые честные порывы, и если взрослые не поняли их, то виноваты сами, так как часто забывают, что дети мыслят иными категориями, чем мы, взрослые.
3. Проступки, вызванные переутомлением ребенка, перевозбуждением его нервной системы. Виноваты в этом чаще всего бывают родители, так как не организовали интересную деятельность самого ребёнка.
Для всех групп характерными признаками поведения ребенка являются активность, инициатива и изобретательность, но не преднамеренность. К сожалению, родители иногда склонны видеть проступки там, где их в действительности нет. Наказания в таких случаях приносят только вред физическому и моральному здоровью ребенка. Например, Миша вдосталь накатался на санках, набегался по сугробам. Мальчик получил большое удовольствие. Но вот беда: он весь в снегу, да и в валенках полно. Надо бы скорее домой, а он, разгоряченный, потный, под холодным, пронизывающим ветром снимает пальто, вытряхивает его, затем поочередно сбрасывает валенки и выколачивает из них снег. Все это он делает потому, что мама однажды в подобном случае заявила: если он еще раз появится в таком виде, она больше не пустит его гулять. В таких случаях лучше вместо раздраженных окриков предложить ребенку быстро переодеться и принять посильное участие в чистке одежды. Как видим, неразумные требования родителей и их необоснованные наказания толкают детей на хитрость и обман. Некоторые родители обрушивают свой гнев на ребенка за каждую царапину, за каждый синяк. И вот ребенок ловчит, скрывает от матери даже серьезный ушиб и открытую ранку.
Необходимо терпимей относиться к детским шалостям, происходящим от их неуемной энергии. Уместно использовать переключение внимания на другую, более полезную и интересную для детей деятельность. Замечательный русский педагог П. Ф. Лесгафт учил родителей иногда «не замечать» проступка ребенка, в особенности, если этот проступок — случайное явление. «Где меньше надзирающих глаз и карающих рук, там такие явления легче проходят бесследно, умная мать всегда сумеет вовремя промолчать и неважное не заметить»,— писал он. Нужно уметь прощать ребенка. Прощение затрагивает самые чувствительные уголки его души и он искренне раскаивается и благодарен вам за доверие. Не должно быть шумных сцен из-за разбитой тарелки, из-за пятнышка на скатерти».
4. Наказание допустимо за преднамеренные проступки, когда ребенок сознательно игнорирует разумные требования отца и матери, когда игнорируются общепринятые нормы поведения. Но доля таких проступков в поведении дошкольников весьма незначительная. Они случаются именно там, где уже допущены серьезные ошибки, просчеты в воспитании детей.
Какие же основные условия необходимо соблюдать, чтобы правильно применять и поощрения, и наказания?
Использование поощрений и наказаний основывается на одном из ведущих принципов нравственного воспитания — уважении к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Какой бы ни была форма предъявления требований к ребенку, она не должна унижать достоинства личности, а, наоборот, пробуждать инициативу, желание быть лучше. Уважать ребенка — это значит считаться с его правами, жизненными потребностями, самолюбием, верить в его возможности, доверять его уму, самостоятельности, стремлению быть хорошим. Уважать ребенка — это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним, уметь выслушать его, а главное понять его; уметь сохранять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает у нас раздражение.
В воспитании не должно быть места необоснованным запретам. По этому поводу замечательный французский просветитель Ж.-Ж. Руссо писал: «Все, что можно разрешить ребенку — разрешайте сразу, чтобы у него не возникло подозрения, что вы по своей воле что-то ему можете запретить, а то, чего разрешать нельзя — нужно сказать свое твердое «нет».
Никогда нельзя наказывать ребенка в запальчивости. Даже справедливое наказание сгоряча воспринимается ребенком как несправедливое, как проявление «злости» взрослого. Нельзя злорадно говорить при наказании «будешь знать», «так тебе и надо» и пр., наоборот, надо спокойно сказать: «Видишь, к чему приводит баловство? И тебе и мне неприятно. Я уверен, ты больше не будешь этого делать». Нельзя требовать от ребенка, чтобы он подчинился немедленно и беспрекословно. Это противоречит не только его возрасту, но и смыслу.
Теперь обозначим наиболее часто встречающиеся виды наказания: ставят в угол, бьют рукой, ремнем, кричат.
Физические наказания остаются популярными у наибольшей части родителей. Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны. Но вся беда в том, что только на время, и только пока страх господствует над ребенком. Если родители часто используют физическое наказание, то они сами попадают в прямую зависимость от них. Эти наказания приходится постоянно ужесточать, ведь ребенок привыкает к ним, а вскоре и вовсе перестает бояться. Сначала они привыкают к подзатыльникам, потом к шлепку, затем к ремню. Встает вопрос: «Что делать дальше?». Часто от родителей можно услышать такую фразу: «Совсем обнаглел, ничего не боится». А чего, скажите бояться, если ты с детства приучен к ремню. Только что делать, когда даже ремень теряет свою эффективность, можно конечно ужесточить наказание, но боюсь что это ужесточение можно назвать пытками. Вы готовы воспитывать ребенка в таких условиях?
Тогда рассмотрим следующий вид наказания - крик. Крик взрослого не является безобидным сотрясением воздуха – это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Вот как дети воспринимают крик: «Очень сильно на меня кричат», «Папа языком бьет», «лучше бы ударили один раз», «Ты лучше меня убей». Особенно чувствительны к крику девочки. Неосторожно сказанное слово способно не только вызвать бурную реакцию, но и стать травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам, выражениям любимого человека.
Итак, наказывать физически нельзя, кричать нельзя, а что же тогда можно? Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего - либо, отсутствие улыбки, беседа с использование строгого тона. Очень важно проговорить ребенку свои истинные чувства, причем на лице в это время данные чувства должны отражаться. Если родитель, ругая ребенка, беседуя с ним на серьезные темы, улыбается ребенок остается в растерянности, какую информацию ему воспринимать – вербальную (речь) или невербальную (язык тела). А иногда думает, что родитель лжет, ведь как можно говорить об обиде с улыбкой на лице. Если мы чем-то не довольны, о наших эмоциях должен говорить не только язык, но и тело (мимика, жесты).
Наказание ребенка в 1-3 года.
До трех лет не нужно проявлять к малышу чрезмерную строгость. Если он капризничает, то просто следует переключить внимание на что-то другое. Необходимо выделять интонацией недостустимость плохих поступков.
Когда кроха упрямо не подчиняется взрослым, устраивает истерики, стоит применить тактику игнорирования, уйти в другую комнату, спокойно заниматься своими делами. После эмоционального взрыва должен последовать серьезный разговор.
Например, если чадо балуется на прогулке, необходимо завести его домой. Когда ломает игрушки, рекомендуется закончить игру. Если громко требует игрушку в магазине, лучше уйти оттуда. Когда хочет ударить маму, стоит строго разъяснить недопустимость этого, делая голосом акцент на слове «нельзя».
Нужно чаще говорить дошкольнику, что делать можно, а что категорически запрещено. Шлепать чадо не надо, так как он будет думать не о своем проступке, а о том, что мама перестала его любить.
Наказание ребенка 3-5 лет.
С трех лет допустимо применять первые наказания. К примеру:
1. Малыша можно ставить в угол, либо завести особый стульчик, коврик, место для провинившихся.
2. Важно выяснять причины проступков. Многие вещи ребенок делает не из-за вредности, а вследствие природного любопытства. Если отбить тягу к знаниям, он станет пассивным и безынициативным. Лучше знакомиться с миром вместе, чем потом упрекать кроху за провинности.
3. На некоторых детей отлично действует обычное повышение голоса. Это словно отрезвляет их. Но кричать часто нельзя.
4. Покладистым дошкольникам хватает и строгого взгляда.
5. Многие родители применяют метод запугивания. Однако он является весьма неоднозначным, так как подобным способом легко развить в чаде комплексы и фобии.
6. Лишение малыша мультиков или сладостей. Конечно, запрещать смотреть телевизор на неделю не очень разумно, а вот на несколько часов вполне оправданно.
Наказание ребенка в 5-7 лет.
Подросшему крохе легче объяснить правила поведения. Поэтому рекомендуется чаще беседовать с ним, предупреждать. Дошкольник должен знать, что ждет за тот или иной поступок.
Можно использовать ряд мер:
1. Исправление проступков. К примеру, если малыш раскидал мусор, он обязан самостоятельно убраться, если раскрасил зеркало маминой помадой, то ему необходимо отмыть предмет и так далее.
2. Временная изоляция. На небольшой период можно оставить чадо в одиночестве, чтобы оно подумало над своим поведением.
3. Иногда ребенок лучше понимает, если наказывает посторонний человек.
4. Дошкольник может сам выбрать для себя меру дисциплинарного воздействия. Главное, чтобы та соответствовала провинности.
5. Игнорирование. В 5-7 лет кроха особо нуждается в общении с родителями, поэтому бойкот станет для него эффективным способом воспитания.
Чего взрослым делать нельзя.
Со стороны родителей нельзя применять следующие меры:
1. Лишать чадо естественных потребностей — сна, еды, туалета.
2. Злоупотреблять наказаниями запрещено, ведь угнетение детской психики приводит ко многим проблемам.
3. Не стоит регулярно вспоминать о прошлых проступках.
4. Унижать и бить малыша недопустимо.
5. Если ребенок совершил провинность давно, то нет смысла наказывать сейчас.
6. В процессе воспитания не должны быть только запреты, также требуется и похвала.
7. В каждом последующем наказании не упоминайте о предыдущих грехах, это только закрепляет плохое поведение ребенка.
8. Не нужно требовать от чада того, что он выполнить не в состоянии. К примеру, купить новую вещь, починить сломанные часы, повернуть время вспять.
9. Наказание не должно быть длительным по времени. Наказание должно быть по времени как можно ближе к проступку, особенно для детей дошкольного возраста. Через 30-40 минут ребенок уже не вспомнит, что его побудило так поступить, а не иначе.
10. Никогда нельзя говорить ребенку о том, что его перестали любить.
11. Воздействие на чадо не должно ущемлять достоинства. Оно направляется на проступок, а не на личность.
О поощрениях.
Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал также правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается чувствами радости, гордости. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше.
Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад подарок – поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что ему принесли. Таким образом, подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему: «Ничего не принесли».
Подводя итог, можно сказать, что как поощрения, так и наказания не должны быть чрезмерны. Теперь сформулируем несколько правил, используя которые вы, родители сами определите, как поощрять и наказывать своего ребенка.
* Чем разнообразнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения, его все равно получишь. Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запомниться, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
* Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что это лишь символ успеха.
* Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
* Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
* Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо и т.п.
* Поощрений в количественном соотношении должно быть больше, чем наказаний, для создания положительного фона воспитательного процесса.
* Прежде чем наказывать, узнайте причину плохого поведения ребенка. Не всегда отрицательный результат есть плохое поведение. Иногда отрицательный результат, это попытка исследовать свои возможности. Ребенок решил сделать сюрприз и украсил отполированный шкаф пластилиновым панно. В этом случае ребенка необходимо похвалить за результат, сделав акцент на том, что это панно лучше бы выглядело на картоне, и к тому же появилась бы возможность перемещать его по квартире. Не спешите отдирать его от шкафа, сначала подготовьте к этому ребенка – ведь это его достижение.
* Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя его дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.
* Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие которое оказали ему родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
*. Воспитательные методы следует подбирать индивидуально, не стараясь подражать знакомым и друзьям.
* Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а не нужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем использование и поощрения, и наказания.
* Поощрения и наказания должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда бала получена (как в положительном, так и отрицательном смысле), а поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Не выполняя обещания, вы теряете свой авторитет.
* Оценивая работу ребенка – оценивайте ее реально. Ребенок не слеп, он видит, что у него получилось, а что не получилось. Если работа не очень удалась, оцените ее реально, отметив, что на сегодня и это неплохой результат, а завтра может быть еще лучше. Оценивая неудачные работы, давайте подкрепление ребенку. Расскажите ему о том, что и у вас не всегда все получается, но для человека нет ничего невозможного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наказание и поощрение.
Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....
Родительское собрание на тему: «Несколько слов о наказании и поощрении»
Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье, формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье....
о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста
о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста...
«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».
Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Наказания и поощрения»
Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.Чем разнообразне...
Детские проступки: наказания и поощрения.
Воспитание ребенка дошкольного возраста - процесс разносторонний, в ходе которого приходится сталкиваться не только с положительными моментами поведения ребенка. Перед родителями часто встают во...
Детские проступки: поощрения и наказания.
Данная работа содержит в себе описание детских поступков и шалости. По мотивам их можно разделить на 4 группы. Проступки невольные, проступки - шалости, которые являются вариантом игры, проступки, свя...