Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Готовность ребенка к школе

                                                  Советы для родителей

        К обучению в школе ребенок «подходит» в шесть-семь лет. Условия ожидания новой вехи в его жизни у каждого свои. Одни дети ходят в детский сад, другие сидят дома с родными — бабушками, дедушками, тетями, дядями. К тому же и багаж знаний, умений и навыков у детей абсолютно разный. Его жизненный опыт зависит от многих факторов, в числе которых условия жизни в семье, отношение к нему со стороны домочадцев, ценности, формируемые семейными традициями, уровень жизни конкретной семьи.

С физической, психологической и социальной точки зрения дети и шести, и семи лет вполне готовы к обучению в школе. В чем это выражается?

    С физической точки зрения, организм ребенка от шести до семи лет интенсивно развивается. Ребенок растет, и его позвоночник очень чувствителен к нагрузкам. Есть специальный термин, обозначающий физическую готовность ребенка к школе, — «школьная зрелость». Это означает, что состояние организма школьника обеспечивает возможность его обучения и пребывания в школе. Конечно, смена режима сказывается на физическом состоянии ребенка. К примеру, подвижность, свойственная ему в этом возрасте, сменяется на статический режим «сидения». У него повышенная утомляемость, и поэтому в первом классе не задают уроков на дом. Работоспособность первоклассника еще невелика, и к концу четвертого урока она снижается. С этим связан распорядок уроков в первом классе. Они, как правило, составляют 35 минут, по крайней мере в первой четверти, пока дети не адаптируются к новым для них условиям. Самыми продуктивными днями считают вторник и среду, а вот пятница — наиболее слабый в продуктивном смысле день обучения. Именно с этими днями соотносят расписание уроков в школе. Наиболее сложные уроки, такие как математика и обучение грамоте, ставят первыми. У детей отмечается быстрая утомляемость, поэтому чрезвычайно важно поддерживать их физическую активность. На уроках организуют физкультминутки. Это такие своеобразные паузы, дающие возможность детям подвигаться и повысить работоспособность. На переменах организуются подвижные игры, дающие возможность детям отдохнуть и физически «заправиться» к следующему сидению на уроке.

   Психологическая готовность ребенка к школе связана прежде всего с развитием познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание, воображение. Готовый к школе дошкольник обладает достаточным уровнем психологического развития, позволяющим овладевать школьными программами. Он любознателен, ориентируется в окружающем мире, уже умеет соподчинять мотивы и хотя робко, но уже пытается управлять своим поведением.

Умственное развитие дошкольника предполагает наличие необходимых знаний об окружающем мире. Главное в этих знаниях не объем, а их обобщенность. Развитие образного мышления в этом возрасте дает ребенку возможность обобщения получаемых знаний. Очень важно для дошкольника познакомиться с основными знаниями, определяющими разные направления научных знаний. К примеру, знания о живой и неживой природе, о деятельности человека и пр. Если правильно заниматься с ребенком, у него сформируются представления, отображающие закономерности наблюдаемых им явлений. Это очень важно, поскольку представления дают возможность ребенку овладевать усложненными знаниями и обогащать свой запас знаний. Особое место в нем отведено специальным знаниям, позволяющим в первом классе овладевать грамотой, счетом, техникой решения задач. Несмотря на всю значимость знаний для дошкольника, более важное место в его готовности отводится развитию познавательных интересов и деятельности. Развитие познавательных интересов — процесс долгий. Чем больше объем знаний и интеллектуальная активность, тем продуктивнее развитие познавательного интереса. Необходимый уровень развития познавательной деятельности, достаточный для обучения в школе, включает произвольное управление этой деятельностью и определенные качества восприятия и мышления, позволяющие ребенку выделять необходимые для обучения свойства явлений и предметов.

В современном обществе к начальной школе ребенок, как правило, подходит подготовленным. Уровень этой подготовки может быть разным. Он зависит как от индивидуальных особенностей самого ребенка, так и от условий его жизни. Кроме этого, многие школы требуют этой подготовленности от родителей. Правда, они же и представляют родителям условия подготовки их детей к школе в виде подготовительных групп и классов. Так или иначе, сама жизнь, развитие государства и прогресс изменяют условия подготовки ребенка к школе.

Социальная готовность как раз и связана с изменением подходов к портрету дошкольника. Для ребенка, поступающего в школу, очень важно, чтобы школа его «приняла». Ведь не секрет, что дети практически все очень хотят пойти в школу. Безусловно, вначале мотивом может быть набор простых и привлекательных внешне школьных атрибутов в виде портфеля, пенала, фломастеров, красивых тетрадок и учебников. Кроме того, школа представляется неизведанным и манящим миром, где ребенок может серьезно изменить свой статус. Его личностные качества определяют место в среде сверстников. Это очень важно для ребенка, поскольку в совместной деятельности формируются важнейшие качества личности и мотивы ее деятельности. Новые школьные отношения для младшего школьника представляет как интерес, с одной стороны, так и достаточно тяжелый труд, с другой. Ведь каждый ребенок, приходящий в школу, наделен индивидуальным жизненным багажом. У одних есть представление о том, как взаимодействовать со сверстниками. Этому их научила детсадовская жизнь. А у других детей нет этого представления или, наоборот есть отрицательный опыт взаимодействия. Этому их научила улица.

Совместная деятельность детей является тоже удовлетворением потребностей ребенка. Поскольку младший школьник введен в новый для него вид деятельности — учебной, он, конечно, нуждается в «партнере» для овладения этой деятельностью. Ему важно обсудить свои учебные достижения со сверстниками и им же пожаловаться на неуспехи или несправедливость оценки его знаний, действий, поступков.

Но не надо забывать, что в младшем школьном возрасте еще очень важна игровая деятельность. Именно она помогает ребенку овладевать так необходимыми ему социальными навыками. В ходе игровой деятельности ребенок реализует потребность в межличностных, т. е. доверительных, близких отношениях со сверстниками. Межличностные отношения — это отношения не по принуждению, отношения добровольного выбора ребенка. Межличностное общение играет большую роль во взаимодействии ребенка со сверстниками. Оно является неким механизмом защиты ребенка от неблагоприятных влияний взрослого мира. Именно в системе межличностных отношений ребенок находит понимание.

Таким образом, первоклассник в школе видит не источник знаний, а место для взаимодействия со сверстниками, для удовлетворения своих потребностей. У него не сформирован пока мотив получения знаний, именно это и предстоит сделать учителю, но позитивные социальные мотивы, как правило, сформированы, и именно они призваны помочь учителю в его работе по формированию положительного отношения к обучению у первоклассников.

Если родители хотят подготовить ребенка должным образом к школе, они должны осознавать, что это трудное и ответственное дело. С ребенком надо беседовать о школе, о значимости знаний, которые он там получит. Надо показывать школу со всех сторон, не вселяя в него чувства эйфории, дескать «для тебя все там будет просто», но и не сгущать краски — «у тебя ничего не получится». Дошкольник, как правило, очень хочет в школу. Его влечет новизна общения, изменение свой жизни, красота учебных принадлежностей. Но в современной школе к обучению в первом классе готовы как шестилетки, так и семилетки. Год разницы в возрасте очень большой срок, поскольку процессы развития ребенка в этом периоде интенсивны. Так, следует отметить, что продуктивность ребенка шести лет и семи лет разная. Хотя правды ради следует сказать, что это выражается индивидуально, а значит, и работа с такими детьми предполагает индивидуальное решение.

Реклама 11

 

                                      Советы бывалого педагога

                                     

                                    В родительский блокнот

❀ Никогда не пугайте ребенка школой.

❀ Приготовьтесь к тому, что у вас в жизни тоже начнется новый трудный период.

❀ Лучше, чтобы ребенка готовили к школе профессионально.

❀ Можно самим с помощью простых тестов диагностировать его готовность к школе.

❀ Необходимо формировать у ребенка положительные мотивы, направленные на школьное обучение.

                                               

                                           На заметку бабушке и дедушке

❀ Все время поддерживайте у ребенка чувство «новизны», связанное с обучением в первом классе.

❀ Ходите вместе за покупками школьных принадлежностей, превратите это в праздник.

❀ Если ребенок посещает подготовительный класс, все время интересуйтесь его успехами и неудачами.

❀ Обсуждайте с ребенком его достижения в подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Готов ли ребенок к школе"

Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно....

Консультация "Речевая готовность ребенка к школе"

К  моменту поступления в школу словарный запас ребенка достигает 5000-6000 слов, и он правильно употребляет их в речи....

Консультация "Психологическая готовность ребенка к школе"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». (Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер)...

Консультация "КАК подготовить ребенка в школу "

Данным материалом  могут воспользоваться воспитатели детских садов...

Консультация. Речевая готовность ребенка к школе.

Речевые навыки и умения, которыми должен  овладеть ребенок к школе....

Консультация "Готов ли ребенок в школу?"

Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет та...