Опыты и эксперементы для детей младшей группе
картотека (младшая группа)
опыты и эксперементы для младшей группы.Будет интересно для родителей и так же для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._kartoteka_opytov_i_eksperementov.docx | 63.14 КБ |
Предварительный просмотр:
для детей младшего дошкольного возраста
Для детей младшего дошкольного возраста
ОТКУДА БЕРЁТСЯ ВОДА?
Цель:
- познакомить детей с процессом конденсации.
Материал:
- горячая вода.
Оборудование:
- ёмкость, охлажденная металлическая крышка.
Ход опыта
Воспитатель накрывает ёмкость с горячей водой холодной крышкой.
Воспитатель. Что получится? (Предположения детей.)
Дети под руководством воспитателя рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой.
Воспитатель. Откуда взялась вода? (Частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.)
Воспитатель предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.
Вывод. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА
Цель:
- познакомить детей с одним из состояний воды - паром.
Материал:
- кипяток.
Оборудование:
- термос (ёмкость с кипятильником).
Ход опыта
Воспитатель предлагает детям познакомиться с одним из состояний воды - паром.
Воспитатель берёт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Для того чтобы доказать, что пар - это тоже вода, воспитатель помещает над паром стекло или зеркальце. Дети наблюдают, как на этих предметах выступают капельки воды. Если нет термоса, воспитатель проделывает опыт с кипятильником и в присутствии детей кипятит воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Поместить в групповой комнате плакат с различными состояниями воды.
Вывод. Пар - это тоже вода.
ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ
Цели:
- познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Материал:
- одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло.
Оборудование:
- ёмкости, алгоритм деятельности.
Ход опыта
Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов).
Воспитатель приготавливает раствор соленой воды по алгоритму, заливает соленый раствор и обычную воду в формочки ставит на длительное время в холод. Затем вносит формочки в помещение. Дети под руководством воспитателя рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие - нет.
Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие - медленнее.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ СОСУЛЬКИ
Цель:
- помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).
Материал:
- вода, краски.
Оборудование:
- формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности.
Ход опыта
Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки.
Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.
Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцветных сосулек.
Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.
КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ ДЕРЖАТСЯ НА ВОДЕ?
Цель.
- Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы – на воде держатся, другие - тонут.
Материалы:
- Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.
Ход опыта
Взрослый предлагает малышам встать около емкости с водой.
Он показывает набор подобранных предметов.
Малыши рассматривают их. Затем, по предложению дети начинают опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее.
В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут.
Воспитатель предлагает детям подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону.
В конце занятия взрослый предлагает, «испытать» бумажные лодочки: он складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыши опускают их на воду.
Далее игра разворачивается ситуативно. т.е. по замыслу играющих.
СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ВОДЫ
Цели:
- познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности' организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.
Материал:
- вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски.
Оборудование:
- стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник).
Ход опыта
Воспитатель предлагает детям получше узнать воду, познакомиться с ней поближе.
Воспитатель ставит перед детьми два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика кладёт палочки (ложечки).
- В каком из стаканчиков видны палочки (ложечки), а в каком - нет? (Ответы детей.)
- Почему? Дайте объяснение. (Высказывания детей.)
- Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой вы видите палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Значит, вода прозрачная, а молоко нет.
- Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной?
Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Варианты ответов детей: Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в воде. Рыбы в молочной реке ничего бы не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Рыбы сталкивались бы головами друг с другом и с кораблями. В такой реке и щука ничего не увидит и умрет с голоду.)
Воспитатель предлагает детям попробовать через соломинку воду.
- Есть ли у нее вкус? (Вода очень вкусная.)
- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Воспитатель дает детям попробовать молоко (сок), а затем воду. Дети отмечают разницу во вкусе. Воспитатель объясняет выражение «вода очень" вкусная». Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
- Чем она пахнет (или совсем не пахнет)? (Ответы детей.)
- Вода не имеет запаха. Вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Воспитатель кладёт кубики льда на тарелочку.
- Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? (Ответы детей.) Возьмите один большой кубик льда и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее: большой или маленький.
- Какой кубик тает быстрее? (Ответы детей.)
- Отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Значит, лед - это тоже вода.
Поместить в группе плакат, отражающий признаки и свойства воды .
Вывод. Вода прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, может иметь разные состояния (лёд).
Воспитатель. Что показал опыт с молоком и водой? (Вода прозрачная. Молоко непрозрачное.
В воде живут рыбы. В молоке рыбы жить не могут.)
- Какова вода на вкус? (Вода безвкусная.)
- Имеет ли вода запах? (Нет.)
- Что произойдёт, если кусочки льда положить на тарелочку? (Они растают и превратятся в воду.)
КАКОГО ЦВЕТА ВОДИЧКА?
Цель.
Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).
Материал.
Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.
Ход опыта
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая.
Воспитатель на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным.
Ребенок запоминает названия каждой краски.
Листочек взрослого откладывается.
Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого.
Воспитатель дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек.
Воспитатель обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит воспитатель и предлагает попробовать и другие цвета. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, воспитатель собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.
Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар.
«Какой же шарик?»
- «Разноцветный!», - говорит воспитатель, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.
ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ
Цель.
- В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).
Материал.
- Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.);
коробка из-под шоколадных конфет;
кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.
Ход опыта
Воспитатель беседует с малышами о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с вами льдинки». Расставляет формочки на столе.
На глазах у детей наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную.
«Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится».
Примечание. С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Дети могут видеть их через стекло.
Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус».
В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.).
Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.
На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой.
Когда придет время гулять, взрослы в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.
Для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Живое и неживое»
Цель: продолжать знакомить детей с объектами живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимозависимости объектов; формировать представления о характерных признаках объектов, предметов, веществ.
Опыт №1 «Пересаживание комнатных растений»
Материалы и оборудование: растения (отростки), горшки, почва, лопатки, галька, лейки с водой,
фартуки, салфетки.
Описание.
Кот Васька играл с клубком ниток. Он так заигрался, что уронил с подоконника горшок с цветком.
Помоги Ваське – пересади комнатное растение в новый горшок.
Для этого нужно взять горшок с дырочками на дне,
чтобы через них стекала в поддон лишняя вода;
затем насыпьте на дно камешки (гальку)
и земли до половины горшка.
Растение (отросток) пересадите, расправляя корни;
присыпьте землей. В конце полейте водой.
Опыт №2 «Высаживание семян гороха и фасоли»
Оборудование, материалы: блюдца с пророщенными семенами гороха; семена фасоли; контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.
Описание.
Любимое лакомство жирафа Тошки – горох. Ему пришла идея – вырастить горох из семени самому.
Он не знает, как правильно посадить горох в землю.
Вначале замачивают горох, он набухает, появляются отростки, пришла пора сажать горох в землю.
Для этого нужно прорыхлить землю, сделать углубление в земле палочкой, положить в него горошину.
Немного отступив, нужно сделать одно углубление, посадить ещё одну горошину.
В конце полить водой.
Поставить на солнечное место.
Выводы: для роста растения необходимо создать условия: свет, земля, вода.
Тема: «Семена, плоды»
Эксперимент «Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели»
Цель: продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
Материалы и оборудование: шишки ели и сосны, лупа.
Описание. Щенок Шарик бегал по лесу и увидел на полянке в траве шишки.
Ему стало интересно, с какого дерева они.
Он огляделся вокруг и увидел сосну и ель.
- Попробуй тут разберись, с какого дерева шишки, - подумал щенок.
Дети с помощью лупы рассматривают шишки, выясняют, чем они схожи и чем отличаются.
Приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.
Вывод: шишка – это семя, из которого вырастает дерево.
Тема: «Вода и её свойства»
Опыт «Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука)»
Цель: познакомить со свойствами воды – не имеет формы, прозрачна, без запаха.
Материалы и оборудование: сосуды разного размера, вода, соль, мука, сахар, ложки.
Описание.
Однажды к щенку Шарику в гости пришёл кот Васька и принёс много различных веществ.
Он попросил помочь ему разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними.
Дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Растворяют различные вещества в разных сосудах. Соль быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Сахар быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Мука растворяется в воде, но вода становится мутной.
Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде.
Тема: «Снег и его свойства»
Опыт «Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда – цветом, формой.
Учить понимать зависимость природных изменений и появление снега.
Материалы и оборудование: блюдца со снегом.
Описание.
Лисёнок Фокс как-то рассказал своему другу жирафу Тошке, что в северных краях зимой с неба выпадает снег.
Жираф удивился:
- Что же такое снег? Я ни разу его не видел.
Расскажи жирафу о том, что такое снег.
Дети рассматривают снег, трогает его и описывают.
Во время прогулки дети обращают внимание, что в начале зимы снег белый, а со временем темнеет, прежде всего, потому, что на нем осаждаются пыль и сажа, имеющиеся в воздухе.
Вывод: снег белый, холодный, рассыпчатый и превращается в воду; свойства снега очень сильно зависят от температуры, погоды.
Тема: «Песок»
Опыт «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка, рассматривание песчинок (песок в стакане с водой)»
Цель: закреплять знания детей о свойствах песка, его разновидностях (желтый, белый, коричневый) о применении песка.
Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос.
Описание. Жираф Тошка не слушался маму, убежал от нее и потерялся.
- Где живу, не знаю. Помню только, что у меня на Родине много солнца и песка.
А где моя Родина, я забыл, - рассказал Тошка.
Познакомим Жирафа с песком и расскажем, где больше всего встречается песок.
Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно высыпите немного песка на поднос. Легко ли высыпается сухой песок? Поэтому и говорят, что сухой песок сыпучий.
Возьмите лупу, внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? (из отдельных зернышек-песчинок) Как выглядят эти песчинки?
Воспитатель предлагает детям насыпать горсть песка в ёмкость с водой и понаблюдать за экспериментом.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Тема: «Глина»
Опыт «Выявление свойств глины: сухая, твёрдая, глина в виде порошка,
как сделать глину мягкой»
Цель: познакомить детей со свойствами глины, её применением.
Материалы и оборудование: порошок для приготовления глины, доски для лепки, стеки, вода, салфетки, фартуки.
Описание. Лисёнок Фокс забыл о правилах поведения за столом, баловался и разбил мамину любимую чашку.
- А из чего делают посуду? – задумался хитрый лисёнок.
Поможем разобраться лисёнку в этом – слепим для его мамы новую чашку.
Дети и воспитатель самостоятельно приготавливают глину из порошка.
Рассматривают её, отвечают на вопросы:
- Какого цвета глина?
- На что похожа глина?
- Хорошо ли видны в комочке глины отдельные песчинки?
Лепят из глины чашку.
Пробуют налить в получившуюся посуду воду. Наблюдают.
Вывод: глина (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить.
Тема: «Камни»
Опыт «Обследование камней: размер, вес, цвет»
Цель: рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.
Материалы и оборудование: камни разной формы, цвета, размера, лупа.
Описание. Однажды кот Васька нашёл клад – камешки разного цвета и формы. Он захотел поделиться своим секретом со своим другом щенком Шариком.
Дети рассматривают все камни (Васькин клад), определяют, какого они цвета, размера и формы.
Приходят к выводу, что камни по цвету и форме и размеру бывают разные.
Воспитатель предлагает погладить каждый камушек.
- Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями)
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Чтобы еще лучше увидеть
поверхность камней нужно воспользоваться лупами.
(Дети рассматривают все свои камни)
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень.
Вывод: камни по цвету, форме, размеру, камень может быть гладким и шероховатым; по весу бывают разные – легкие, тяжелые.
Тема: «Бумага и картон»
Опыт «Исследование свойств бумаги и картона:
складывание, разрезание, намокание, разрывание»
Цель: познакомить детей с бумагой (свойствами, назначением, видами).
Материалы и оборудование: бумага и картон, ножницы, ёмкость с водой, лупа.
Описание. Лисёнок Фокс решил отправиться в гости к своему другу жирафу Тошке.
Но вот беда: его друг живёт на другом берегу озера. И тут он вспомнил, что в журнале «Сделай сам» видел, как из бумаги (картона) можно сделать кораблик. Сможет ли лисёнок Фокс добраться на другой берег озера на корабле из картона и бумаги?
Воспитатель предлагает изучить основные свойства бумаги и картона.
Исследование свойств бумаги:
- внешний вид;
- смятие;
- разрывание;
- разрезание (сделай квадрат из прямоугольного листа);
- складывание кораблика;
- взаимодействие с водой (опусти бумажный кораблик в ёмкость с водой).
Вывод: бумагу можно мять, складывать, разрывать, разрезать, при взаимодействии с водой, она мокнет; картон – это плотная бумага.
Тема: «Дерево и металл»
Опыт №1 «Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твёрдость»
Цель: познакомить детей со свойствами дерева, изделиями из дерева, их назначением.
Материалы и оборудование: деревянныё бруски, вата, ёмкости с водой, лупа.
Описание. Лисёнок Фокс решил отправиться в гости к своему другу жирафу Тошке.
Но вот беда: его друг живёт на другом берегу озера.
- Что делать? – подумал Фокс.
Он уже пробовал перебраться на бумажном кораблике, но у него ничего не получилось. Бумага непрочная, в воде намокает. Такой кораблик тонет.
Оглядевшись по сторонам, он увидел деревянный плот и металлическую пластину.
Сможет ли лисёнок перебраться на деревянном плоту, металлической пластине на другой берег озера?
Исследование свойств дерева:
1. Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный
брусок и вату.
2. Предложить рассмотреть с помощью лупы и понюхать
свежераспиленные брусочки различных пород деревьев.
3. Предложите опустить в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги.
Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; из дерева изготавливают мебель, строят дома и пр.
Опыт №2 «Выявление свойств металла: тонет или нет в воде,
можно ли смять, согнуть, разбить»
Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.
Материалы и оборудование: канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий, медные монеты, медная проволока, магнит, ёмкость с водой.
Исследование свойств металла:
1. Предложить детям исследовать и сравнить деревянные и металлические бруски. Поместить бруски в сосуд с водой.
2. Предоставить детям магнит и разные виды металлов: алюминий, медные монеты, медную проволоку, канцелярские скрепки и т.п. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться.
Вывод: металлические изделия твёрдые, тонут в воде, способны намагничиваться; из металла изготавливают автомобили, самолёты, монеты и пр.
Тема: «Пластмасса»
Опыт «Выявление свойств пластмассы, тонет или нет в воде.
Пластмассовые игрушки»
Цель: познакомить детей с пластмассой, её свойствами и предметами, изготовленными из неё.
Материалы и оборудование: пластмассовые стаканы, игрушки.
Описание.
У кота Васьки есть любимая игрушка - это мышка.
Расскажите Ваське, из чего сделана его любимая игрушечная мышь.
Дети определяют, что игрушки сделаны из пластмассы.
Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину.
Детям предлагаются наполненные водой пластмассовые стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса непрозрачная.
Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3 - 4 минуты определить изменение температуры
(нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше
усилий – ломается.
Вывод: пластмасса – это плотный, гибкий материал, проводит тепло; из пластмассы изготавливают игрушки, посуду, бытовую технику и пр.
Тема: «Ткани»
Опыт «Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота»
Цель: закреплять знания детей о теплых и тонких тканях, учить устанавливать зависимость изготовления одежды и ткани от сезона; показать разнообразие цветов и рисунков на ткани.
Материалы и оборудование: лоскуты тканей (ситец, драп), ёмкость с водой.
Описание.
Жираф Тошка собрался праздновать Новый год вместе лисёнком Фоксом в снежном лесу.
Что ему одеть? Ведь в Африке, где он живет, не бывает зимы.
Помоги Тошке выбрать одежду по сезону.
- Посмотрите, сколько здесь разных лоскутков ткани. Возьмите каждый лоскут ткани и помните в кулаке. Посмотрите, что произошло? (Ткань мнётся)
- Чем ткани отличаются друг от друга?
- Цветом, весом – лёгкая, тяжёлая; толстая, тонкая, плотная, нежная, прозрачная.
- А теперь выясним, хорошо ли ткань впитывает воду? У нас есть емкость с водой, положите в нее лоскутки.
- Что с ними произошло? (Намокли)
- Одинаково быстро намокли оба лоскута?
Вывод: ткань разная по свойствам, мнётся и впитывает воду.
Песок и глина
Опыт 1. «Песчаный конус».
Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
Вывод: Песок – сыпучий материал.
Опыт 2. Из чего состоят песок и глина?
Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.
- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.
- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Опыт 3. Проходит ли вода через песок и глину?
В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.
Вещество. Камни
Опыт 4. Какими бывают камни.
Определить цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Опыт Определение размера.
Одинакового размера ли ваши камни?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?
Вывод: камни-твёрдые.
Опыт. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).
Опыт. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт Определение температуры.
Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт 5. Тонут ли камни в воде?
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Опыт. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)
Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.
Опыт . Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь нальём воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает.)
Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.
Опыт 6. Живые камни
Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.
Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.
Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).
Научный опыт “Выращивание сталактитов”
- уточнить знания с опорой на опыты.
-вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).
Прежде всего готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Если вы когда – нибудь строили замки из песка, то поймёте, как это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх.
Опыт 7.Могут ли камни менять цвет?
Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.
Опыт . Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.
Вывод: От большого камня круги шире, чем отмаленького.
Вещество. Воздух и его свойства
Опыт 8 «Знакомство со свойствами воздуха»
Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т.д.) А ещё в комнате много воздуха, на его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим изего воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)
Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.
Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.
Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод: воздух занимает место.
Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки), да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.
Опыт 9 «Сухой из воды»
Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 10 «Сколько весит воздух?»
Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.
Опыт 11. Воздух всегда в движении
Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.
Оборудование:
1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.
3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.
Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
Для детей старшей и подготовительной к школе группе
Вещество Вода и ее свойства
Опыт 12. «Превращения капельки»
Опыт «Таяние льда».
Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.
Опыт «Испарение воды».
Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.
Опыт «Превращение пара в воду».
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.
Опыт 13 «Куда исчезла вода?»
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Опыт 14 «Разная вода»
Воспитатель: Ребята, возьмем стакан насыплем в нее песок.Что произошло? Можно ли пить такую воду?
Дети: Нет. Она грязная и неприятная на вид.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от грязи.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами при помощи марли. Посмотрите, как я это сделаю (показываю, как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить грязную воду в стакан с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но даже после фильтрации воду сразу пить нельзя, её нужно прокипятить.
Опыт 15. Круговорот воды в природе.
Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.
Оборудование:
1. Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.
2. Электроплитка.
3. Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).
Опыт 1: Принесем с улицы домой твердый лед и снег, положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.
Вывод: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.
Опыт 2: Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!
Вывод: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.
Опыт 3: Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.
Вывод: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.
Опыт 4: Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.
Вывод:При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.
Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой игазообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.
Магнит
Опыт 16 «Притягивает – не притягивает»
У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: на поднос черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос зеленого цвета, положите, которые не реагируют на магнит.
В: Как мы это проверим?
Д: С помощью магнита.
В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
-Приступаем! Расскажите, что вы делали ? И что получилось?
Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
В: А какие предметы магнит не притянул?
Д: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.
Опыт 17 «Действует ли магнит через другие материалы?»
Игра «Рыбалка»
-А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.
Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
-Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.
-Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.
Вывод - Магнитные силы проходят через воду.
Игра-опыт «Бабочка летит»
-Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?
-Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.
- Расскажите, что вы сделали и что получили.
-Бабочка летит.
-А почему?
-Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.
-Что двигает бабочку? (магнитная сила).
-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.
-Какой мы можем сделать вывод?
-Магнитная сила проходит через картон.
-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
-Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
Вывод - Магнитная сила проходит через картон.
-Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества.
Игра-опыт 18 «Не замочив рук»
Действует ли магнит через другие материалы?
-А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
-Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
- Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Вывод - Магнитные силы проходят через стекло
Свойства материалов.
Опыт 19 Родственники стекла
Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
Игровой материал: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.
Ход игры: Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности), поставить их на солнечное место (теплопроводность), деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.
Опыт 20 Мир бумаги
Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.
Игровой материал: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.
Ход игры: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, рвется, режется. Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги —> разорвать пополам —> разрезать на две части —> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой — медленнее.
Опыт 21 Мир ткани
Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Игровой материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:
Ход игры: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам —«опустить в емкость с водой и определить скорость намокания » - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.
Опыт 22 Мир дерева
1. «Легкий – Тяжелый»
Ребята, опустите деревянные и металлические бруски в воду.
Дети опускают материалы в таз с водой.
Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей)
Что произошло с деревянным бруском? Почему он не утонул, плавает?
Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул.
Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице.
Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться через речку? (размышления и ответы детей)
Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет).
Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие.
Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь)
Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? (размышления и ответы детей)
Давайте, проверим.
2.«Горит - не горит»
Воспитатель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек дерева и металла. Дети наблюдают.
Что произошло? (дерево горит, металл - нагревается).
Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице.
Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Загордился он и решил рассказать о себе своим друзьям и вам, ребята.
Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие... (металлические), из дерева - (деревянные).
Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий.
Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим.
3. «3вучит — не звучит»
Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)
Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.
Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.
Данные свойства отмечаются в таблице.
Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть.
Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)
Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)
Почему? (размышления детей)
4.«Теплый - холодный»
Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.
Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.
Значит, дома лучше строить из .... (дерева)
Давайте отметим это в нашей таблице.
Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и эксперементов у детей старшего дошкольного возраста
В работе представлена картотека опытов с водой, песком, глиной; эксперименты с термометром, цветными стеклышками и многие другие....
Опыты и эксперементы с водой.(средняя группа)
Опыты и эксперементы с водой (ср.гр)...
Картотека опытов и эксперементов для детей 2-3 года
Картотека опытов и эксперементов для детей 2-3 года...
Картотека опыто в эксперементов для детей дошкольного возраста
Картотека опыто в эксперементов для детей дошкольного возраста...
Картотека опытов с водой для детей младшей группы
Картотека опытов с водой для детей младшей группы...
Картотека «Опытов и экспериментов» для детей младшей группы.
Картотека«Опытов и экспериментов»для детей младшей группы....
Картотека НОД опытов и эксперементов для детей «Неживая природа вода опыты и эксперименты для детей 4-5 лет»
Учимся экспереминтировать играя. В моей картотеки собраны опыты с водой ....