КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВЫЯВИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ У РЕБЕНКА»
консультация (старшая группа)
Современные дети просто обожают бродить по Интернету, общаться с друзьями и, конечно, играть в онлайн-игры. Поэтому родителям важно объяснить им правила поведения, а также напомнить об опасностях, которые подстерегают неопытных пользователей всемирной сети. Как научить ребёнка ответственности в Интернете и защитить его от возможных проблем?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_kak_vyyavit_zavisimost.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК ВЫЯВИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ У РЕБЕНКА»
Подготовила:
воспитатель Жигарева И.В.
2019 год
Современные дети просто обожают бродить по Интернету, общаться с друзьями и, конечно, играть в онлайн-игры. Поэтому родителям важно объяснить им правила поведения, а также напомнить об опасностях, которые подстерегают неопытных пользователей всемирной сети. Как научить ребёнка ответственности в Интернете и защитить его от возможных проблем?
Дошкольники и Интернет
Последние исследования показывают, что именно дошкольники – самый быстрорастущий сегмент пользователей всемирной сети. В этом возрасте деятельность ребенка в Интернете проходит при непосредственном участии родителей. Они могут посадить малыша к себе на колени при посещении детских сайтов, общении с родственниками через веб-камеру или просмотре семейного фотоальбома.
Дошкольники, как правило, с лёгкостью осваивают Интернет, учатся основным навыкам работы с ним, но ещё сильно зависят от старших при поиске сайтов и понимании информации из сети.
Ключевую роль в обучении детей навыкам безопасного пользования Интернетом играют родители. Они должны следить, чтобы ребёнок не выходил самостоятельно в сеть, и ограничивать сроки пребывания за компьютером.
Ребенку только исполнился год — а он уже знает, как пультом включить телевизор, позже нужный диск с конкретным мультфильмом малыш находит самостоятельно – даже не умея читать. Дальше — больше.
Причины увлечения современных детей компьютерами вполне понятны. Из чего состоит их жизнь в усредненном варианте? Гуляют под присмотром (как минимум, с сотовым телефоном) или вообще не гуляют. Общаются со сверстниками только в детском саду, школе или в спортивной секции. Общение с дворовыми мальчишками или девчонками – эпизодическое (не как в нашем детстве). Казалось бы, чего беспокоиться: «Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало!» Сидит себе дома, не влезает ни в какие житейские уличные передряги, но, увы, интернет-зависимость у детей и подростков различного возраста, несмотря на всю свою внешнюю безобидность, по сути, скорее всего, является бомбой замедленного действия.
А компьютерные игры захватывают. Эмоции, которые испытывает ребенок, выигрывая или проигрывая, например, в компьютерный футбол – такие же настоящие и яркие, как в реальности. А иногда даже и сильнее. Игра раскрепощает, все, что было задушено, зажато – выходит на поверхность. Агрессия, ярость, слезы – признаки настоящей истерики.
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.
Вот самый простой тест на компьютерную зависимость у детей для родителей. Ответьте честно на следующие вопросы:
Ваш ребенок:
1. Проводит время за компьютером ежедневно, не пропуская ни дня;
2. Включая компьютер, утрачивает ощущение времени;
3. Никогда не встает из-за компьютера, не завершив игру;
4. Принимает пищу возле монитора компьютера;
5. Не соглашается с вашим утверждением, что слишком много времени занят компьютером;
6. Не заканчивает игру, пока не достигнет желаемого уровня;
7. Слишком сильно гордится результатами и достижениями в играх и сообщает о них всем окружающим;
8. Не делает уроки, не слушает замечания;
9. Если компьютер сломался, сильно раздражается;
10. Если взрослые отсутствуют дома, все время проводит за компьютером.
Если на 5 вопросов теста вы ответили положительно, то уже вполне можно говорить о компьютерной зависимости ребенка.
Вот такой совсем простой тест на компьютерную зависимость поможет вам выявить проблему.
Часто родителям трудно признать существование проблемы у их ребенка. Но даже если вы проблему не признаете, это не значит, что ее нет, она сама по себе не исчезнет. Пускать на самотек ситуацию никак нельзя, последствия могут быть весьма плачевны.
А вот тест на компьютерную зависимость, на вопросы которого попросите ответить ребенка:
1. Часто ты проводишь время за компьютером?
— ежедневно – 3 балла;
— один раз в два дня – 2 балла;
— только когда нечего делать – 1 балл.
2. Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?
— более 2-3 часов – 3 балла;
— 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;
— не более часа – 1 балл.
3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?
— пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;
— бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;
— выключаю сам по собственной воле – 1 балл.
4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?
— конечно, на компьютер – 3 балла;
— зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;
— вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.
5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?
— да, было такое – 3 балла;
— пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;
— нет, никогда такого не было – 1 балл.
6. Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:
— почти все время думаю об этом – 3 балла;
— могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;
— почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.
7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?
— компьютер — для меня все – 3 балла;
— большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;
— компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.
8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:
— иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;
— каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;
— точно не сажусь за компьютер – 1 балл.
Теперь подсчитайте сумму баллов.
8-12 баллов – все отлично, ни о какой компьютерной зависимости у вашего ребенка нет и речи.
13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером, имел другие увлечения, интересных друзей, гулял на свежем воздухе. Обратите внимание на ребенка, пока не стало поздно.
19-24 балла – у ребенка на лицо компьютерная зависимость.
Срочно необходимо принимать меры! Скорее всего, без семейного психолога обойтись будет сложно. Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно.
Как не допустить развития интернет — зависимости?
1 - по возможности ограничивать время пребывания ребенка в сети. Полностью оградить ребенка не получится, уже в детском саду он будет выглядеть белой вороной, если не будет иметь того, что имеют другие дети. Сами по себе интернет и поиск информации не вредны — напротив, в современном мире владение компьютером приравнивается к базовым навыкам, вроде умения писать и читать, поэтому то, что для людей старшего и среднего поколения в новинку, для нынешних детей — норма жизни. Важен не сам факт использования интернета, а то, сколько времени там проводит ребенок.
Самое главное в этой ситуации — не сделать компьютер и игры на нем «призом», подарком за хорошее поведение и т.п. Ребенок также не должен испытывать чувство несправедливости: другие члены семьи могут играть в компьютер, а ему запрещено.
Надо с самого начала заключить с ребенком своеобразный договор, и тогда, возможно, удастся избежать привыкания ребенка к нахождению в Сети.
2 - Постараться с самого начала обратить внимание ребенка на позитивные стороны интернета — возможность получить быстрый ответ на интересующие вопросы, наглядность материалов, широкие возможности для саморазвития и обучения.
3 - Излишне не заострять внимание ребенка на его пристрастии, так как возможно это лишь временный интерес, а слишком агрессивная реакция родителей, напротив, только закрепит желание и дальше погружаться в виртуальное пространство, просто из чувства противоречия родителям.
4 - Важно дать ребенку альтернативу времяпрепровождению в сети, занимать его чем-либо. В этом помогут различные кружки, спортивные секции, чтение книг. Но все это будет иметь смысл, если ребенок будет видеть перед собой наглядный пример - если родители не читают, бессмысленно упрекать ребенка отсутствием интереса к чтению.
Чем опасна интернет-зависимость
Психологические симптомы
— Эйфория за компьютером
— Невозможность остановиться
— Увеличение количества времени за компьютером
— Пренебрежение семьей, друзьями
— Проблемы с учебой, отказ делать уроки
— Сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, либо игнорирование такой просьбы
— Ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира
Физические симптомы
— Сухость в глазах
— Головные боли и боли в спине
— Пропуск приемов пищи, нерегулярное питание
— Пренебрежение гигиеной
— Расстройство сна, изменение режимов сна
— Синдром карпального канала (когда из-за длительного перенапряжения мышц – идет туннельное поражение нервных стволов руки)
Профилактика: что делать родителям
В советское время по ТВ было ограниченное количество передач для детей. В «Гостях у сказки» ждали с нетерпением всю неделю. Наши современные дети при желании могут круглосуточно смотреть телевизор. Нам удобно: ребенок занят, можно заняться своими делами. То же самое касается и компьютера. Ребенок рядом, под присмотром, играет, не мешает.
Но такой образ жизни может разрушить отношения, отдалить вас от детей. Поэтому родителям надо бороться, прежде всего, со своей ленью и начать активное участие в жизни ребенка:
— Поощряйте другие интересы. Запишите ребенка в кружок или спортивную секцию, станьте вместе с ним волонтерами (например, можно ходить в Дом малютки – играть с детьми);
— Регулярно говорите с ребенком о его настроении: что он думает, чем занят, о чем переживает. Компьютерная зависимость может быть просто фоном более глубоких психологических проблем.
— Установите ограниченное время взаимодействия с компьютером. Это касается и смартфонов: некоторые по привычке считают современные телефоны лишь «средством связи», но на самом деле — это те же компьютеры.
— Если вы наблюдаете, признаки зависимости, привлекайте к помощи других людей, специалистов. Пусть о проблеме скажет вашему ребенку врач, спортивный тренер, уважаемый друг семьи или профессиональный психолог. Авторитетные источники информации помогут ребенку правильно оценить свое состояние.
Увлечение приводит к проблемам в самореализации лишь тогда, когда виртуальная реальность начинает подменять собой учебную, спортивную, трудовую деятельность. И только в этом случае. Ведь подчас вкус успеха в компьютерном мире помогает ребенку повысить самооценку, поверить в себя – и начать более успешную жизнь в реальности».
Меры предосторожности при работе с ПК для детей разного возраста.
3-7 лет:
• Компьютер ни в коем случае нельзя ставить в детской комнате. Это правило распространяется на все возрастные группы.
• Ребенку можно сидеть за компьютером только вместе с кем-то из взрослых.
• По возможности демонстрируйте ребенку материальные результаты его работы за компьютером, например, распечатки.
• Время, проводимое ребенком за компьютером, вначале не должно превышать 7-10 минут два раза в день. Постепенно это время можно увеличивать, доводя до 40 минут для детей в возрасте 7 лет. После игр и других занятий за компьютером ребенок обязательно должен сделать гимнастику для глаз, а также короткую разминку (упражнения для кистей рук, приседания, прыжки, наклоны).
На будущее…
8-14 лет:
• Установите четкие правила пользования компьютером и в особенности Интернетом, объясните ребенку, чем грозит их нарушение. Расскажите, какие опасности связаны с посещением Интернета.
• Ребенок должен твердо усвоить, что, находясь в сети, он никогда не должен выдавать какую бы то нибыло информацию личного характера.
• Научите ребенка здраво оценивать информацию, которую он находит в Интернете. Объясните, почему этой информации не всегда можно верить.
• Старайтесь постоянно быть в курсе того, что ваш ребенок делает в сети. Он должен знать, что, если во время посещения Интернета его что-то напугало или показалось странным, нужно обязательно рассказать об этом вам.
• Ребенок должен помнить, что ни в коем случае нельзя загружать и копировать что-либо на компьютер без вашего одобрения.
Дорогие родители! Протяните руку помощи собственным, поймавшимся, словно рыбка на крючок, детям! Однажды окунувшись в завлекательный мир интернет — паутины с головой, ваш ребенок рискует больше не появиться на поверхности нашей реальности – сначала исчезнут из его жизни реальные живые друзья, им на смену придут виртуальные, затем исчезнут его социальные проявления, а потом и он сам. И вернуться к прошлому будет ой как непросто, ничуть не проще, чем бросить употреблять алкоголь или наркотики. Ребенок может попросту обесценить сою реальную жизнь, превратив ее буквально в ничто, бросив её к ногам своего нового сверхценного виртуального мира, в котором он не чувствует себя таким, а также настолько одиноким. Это становится похоже на хождение по мукам в лабиринте, из которого реального выхода он сам может так и не найти.
Если Вас коснулась такая беда — обращайтесь к психотерапии за профессиональной помощью. Чем дольше продлится зависимость – тем труднее с ней будет справиться, чтобы вернуться не к прошлой, а к сегодняшней своей нормальной жизни.
Вот какие шуточные стихи пишут некоторые интернет — зависимые:
«Я узнал, что у меня есть огромная семья:
Монитор, системный блок. В сети вставлен проводок.
Винд, заставка — небо голубое. Это – все мое, родное!
Без инета жить нельзя – игровой наркоша я!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оказание психологической помощи семье в решении интернет - зависимости у ребенка
консультационный материал для родителей...
Консультация для родителей на тему: « Как не допустить формирования Интернет-зависимости у ребенка на раннем этапе»
Интернет -зависимость у ребёнка в раннем возрасте....
Консультация для родителей: "Как выявить одаренного ребенка"
Как выявить одаренного ребенка? Легко ли это? ОТвет на этот вопрос можно найти в даной консультации....
Краткие правила, чтобы преодолеть гаджет-зависимость у ребенка
Чтобы снизить выраженность факторов, которые ведут у формированию гаджет-зависимости ребенка, напоминаем родителям, что дело не в детской силе воли, а в эмоциях и отношениях. Проанализируйте атмосферу...
Памятка для родителей Правила, чтобы преодолеть гаджет - зависимость у ребенка:
Советы родителям, детей дошкольного возраста, у которых есть гаджет- зависимость. Правила поведения для предотвращения данной зависимости....
Консультация для родителей о безопасности детей в интернете Как защитить ребенка от вредной информации
Консультация для родителей о безопасности детей в интернете "Как защитить ребенка от вредной информации"...
памятка для родителей "Краткие правила чтобы преодолеть гаджет зависимость у ребенка"
Памятка для родителей...