Советы родителям: «Дети с нарушением речевого развития».
консультация (подготовительная группа)

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениямиПочему это происходит? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_rr.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям:

«Дети с нарушением речевого развития»

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Родители  трехлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их говорит только "мама", "папа". Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка "каша во рту". Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.

Причинами задержки речевого развития и различные нарушения речи могут быть различны:

- недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде;

- в момент родов или после рождения;

- угроза выкидыша во время беременности;

 - длительный токсикоз;

 - перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания;

- прием лекарств, противопоказанных во время беременности;

- наличие у беременной хронических заболеваний;

- наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики);

- стремительные или наоборот затяжные роды;

- недоношенность плода или наоборот;

- несовместимость крови матери и плода;

- травма во время родов;

- внутричерепное давление;

- внутричерепные кровоизлияния;

- ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет;

- черепно-мозговые травмы и др.

В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки.

В развитии речевой функции ребенка выделяют три критических периода. В эти периоды родителям необходимо быть особенно внимательными к своим детям.

Первый период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить "срывы" нервной деятельности.

Практические советы родителям детей с ЗРР.

Работа с такими детьми начинается с их родителей, потому что они по-разному относятся к этому, не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это по-разному: «он все понимает, только ленится»; «он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил»; «с мальчиками всегда так». Действительно, сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить. Значит, какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии есть.

Что же делать?

Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения – невропатологом, логопедом (дефектологом), ЛОРом.

Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – «биби», кукла – «ляля», упал – «бах». Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – «куку», паровозик – «туту»).

Вместе удивляйтесь увиденному: «Ух, ты!». Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.

Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму («дай такой же»), количество (один - много).

Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук.

Желаю успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ОТНОШЕНИЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

        Проблема Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения,...

Советы родителям детей с нарушениями речи.

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. Какие советы необходимо давать родителям, чьи детки долго не могут заговорить?...

Советы родителям детей с нарушениями речи

Работа с неговорящими деть¬ми начинается с их родителей....

Советы родителям детей, имеющих нарушения речи

Советы родителям детей, имеющих нарушения речи...

Советы родителям детей, имеющих нарушение звукопроизношения

Нарушения речи, встречающиеся у учащихся, являются серьезным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.Если не устранить их своевременно, они могут вызвать ...

Советы родителям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по организации режима в условиях перехода на длительное пребывание дома

Поддерживайте в доме спокойную, доброжелательную  атмосферу  и оптимистический настрой. Насколько это возможно, сохраняйте привычный ритм и уклад жизни в семье. Не забывайте, что незави...