ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для родителей  всех возрастных групп дошкольного возраста .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_rechevyh_narusheniy.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

ПРИЧИНЫ   РЕЧЕВЫХ  НАРУШЕНИЙ

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.

Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступить к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему?

Само собой разумеется, что маленький ребёнок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат ещё не окреп и не развился в достаточной степени. Искажённое произношение дошкольников до 4-5 лет считается нормальным явлением  и носит возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4-5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребёнка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению недостатков в звукопроизношении.

ПРИЧИНЫ   РЕЧЕВЫХ  НАРУШЕНИЙ

Механические ( органические ) – органические дефекты периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.

 -укороченная уздечка языка ( подъязычная связка ). При      

этом дефекте оказываются затруднёнными движения языка, так

как слишком короткая уздечка не даёт ему возможности высоко

подниматься.

-дефекты строения челюстей ведут к аномалии прикуса.

Следует сказать, что нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние.

Прогнатия – верхняя челюсть сильно выдаётся вперёд. В результате этого нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними зубами.

Прогения – нижняя челюсть выступает вперёд, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти.

Открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остаётся промежуток.

-неправильное строение зубов, зубного ряда.

-неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое («готическое») нёбо или низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.

-толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняет чёткое произношение губных и губно-зубных звуков.

                                                                                                                       

 Функциональные – неправильное звукопроизношение, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата.

-неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребёнка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

-по подражанию. Как  правило, вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искажённому звукопроизношению взрослых членов семьи (неясная, косноязычная или слишком торопливая речь).

-двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

-педагогическая запущенность. Взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребёнка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец чёткого и правильного произношения.

-недоразвитие фонематического слуха. При этом у ребёнка наблюдаются затруднения в различении звуков (звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые свистящие и шипящие).

-снижение слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения.

-недостаточное умственное развитие ребёнка. У детей- олигофренов в свыше 50%  случаях отмечается нарушения звукопроизношения.

Если в дошкольном возрасте у ребёнка не выработать правильное звукопроизношение  и внятность речи, то в школьном возрасте трудности значительно возрастут: ребёнок станет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении – агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребёнка к учёбе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.

И только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Причины речевых нарушений"

Консультация "Причины речевых нарушений" будет полезна воспитателям и родителям....

сообщение на педсовете "Причины речевых нарушений"

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-3...

Причины речевых нарушений

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родств...

Причины речевых нарушений Консультация для родителей

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и...

Причины речевых нарушений

Информация для родителей о причинах речевых нарушений у детей...

Причины речевых нарушений и речевое развитие детей различного возраста.

Информация для родителей детей дошкольного возраста, а также рекомендации по формированию правильной речи....

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....