Когда и для чего нужны настольные игры вашему ребенку
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гамова Светлана Валентиновна

Настольной игрой сейчас называют не только шашки и шахматы, но и дидактические материалы, наглядные пособия, пазлы, мозаику, всё, во что играют, сидя за столом. В этой статье речь пойдет о соревновательных развлечениях для нескольких участников с четкими, оговоренными заранее правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_i_dlya_chego_nuzhny_nastolnye_igry.docx322.84 КБ

Предварительный просмотр:

Когда и для чего нужны настольные игры

вашему ребенку

Играем в настольную игру

Настольной игрой сейчас называют не только шашки и шахматы, но и дидактические материалы, наглядные пособия, пазлы, мозаику, всё, во что играют, сидя за столом. В этой статье речь пойдет о соревновательных развлечениях для нескольких участников с четкими, оговоренными заранее правилами.

Настольные игры входят в жизнь ребенка не сразу. Сначала дети открывают для себя мир сюжетных предметных игр без четких правил: «магазин», «больница», «дочки-матери». Предназначение игр-импровизаций – помочь ребенку понять, что и как происходит вокруг него: как устроен магазин, семья, дом, огород. Многократное проигрывание знакомых сюжетов с помощью игрушек помогает ребенку в этом, как помогает счет на пальцах или счетный материал, пока ребенок не научится считать в уме. В таких играх в голове малыша происходит серьезная работа по раскладыванию и сортировке приобретенных знаний и навыков, формируются соответствующие нейронные связи. Ребенок полностью сосредоточен на своем занятии, поэтому настольная игра в возрасте до 3 лет должна быть только обучающим или развлекательным занятием для ребенка под руководством взрослого, а вовсе не полноценным соревновательным процессом. Коммуникативное понятие выиграл-проиграл для малышей еще не приобрело достаточной для того, чтобы стать весомым стимулом, определенности. Игрушечный домик

Поэтому, покупая настольные игры для самых маленьких, отдавайте предпочтение тем, что соответствуют особенностям возраста: простые и понятные тематические картинки, загадки, потешки и задания.

С игрушками и картинками малыши могут подолгу играть самостоятельно, а активное вовлечение в сюжетную игру сверстников происходит позже, когда ребенок в сами игрушки уже наигрался и с их помощью создал в мозгу позволяющую действовать адекватно картину повседневно окружающего его мира. После этого ребенок переключается на непосредственное свое с ним взаимодействие и изучает уже не только его устройство, но и характеры других людей.

Знакомая сюжетная игра для ребенка старше 4 лет больше повод для общения, чем необходимость. Ребенок открыто проявляет свой характер и получает на него искреннюю и беспощадную реакцию других детей, которые обычно не так терпимы и тактичны, как окружавшие заботой взрослые. Тут выяснится всё – смельчак он или трус, лидер или аутсайдер, красавец или чудовище, наездник или верблюд. Процесс игры-импровизации становится неравнозначным для его участников – один все берет в свои руки, командует и творит, что вздумается, а другой не может себя проявить из-за слабости, уступчивости или сговорчивости, становясь просто пешкой в чужой игре. При этом совсем не факт, что предложенный лидером вариант игры – лучший.

Вот тут-то, в 5-6 лет, и наступает самый подходящий момент для настольных игр.

В отличие от игры-импровизации, у настольной игры есть очередность хода и четкие заранее оговоренные правила, обязательные для всех игроков. Играя в настольную игру, ребенок учится соблюдать эти правила, контролировать свои желания, эмоции, темперамент. Он начинает понимать, что кроме него есть другие «я», и его действия не должны нарушать их прав в установленных правилами пределах – нельзя перебросить кубик, если не понравилось выпавшее значение, нельзя сделать ход вне очереди, нельзя схватить с поля и посмотреть закрытую карточку просто потому, что любопытно, и что, как ни обзывай того, кто первым дошел до финиша, всё равно останешься проигравшим. И, что самое главное, всё это нельзя не потому, что так решила мама, или так захотел кто-то наглый и напористый, а потому что так все вместе заранее договорились.Играем в гости

Эта добровольная договоренность и готовность честно ее соблюдать закладывает в ребенке ни много ни мало способность быть созидательной частью чего-то большего, чем он сам – семьи, школьного класса, общества. Настольная игра учит уважать права и свободы других людей вне зависимости от отношения к ним. Научите своего ребенка играть в настольные игры с правилами, и вам будет гораздо легче договориться с ним относительно правил поведения. Осознав, что такое правила и поняв, что их соблюдение сближает и объединяет, ребенок уже не будет воспринимать распределенные между членами семьи обязанности как насилие и унижение, которых можно избежать хамством и психологическим доминированием, перестанет пытаться все время сесть на голову по законам дикой стаи.

Настольная игра - это всегда испытание и тренировка личных качеств, умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать. 

Если вы хотите лучше узнать своего ребенка, его друзей или без неловкостей подружить его с другими детьми, то пригласите их поиграть в интересную настольную игру и к концу партии вы будете знать про них почти всё. Ведь в отличии, например, от чтения вслух или совместного просмотра мультфильмов, настольные игры не забирают на себя все внимание участвующих и позволяют легко и непринужденно беседовать во время партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые ситуации. Не зря современные детские психологи часто используют настольные игры, как средство диагностики и «прописывают» в качестве сладкого лекарства от многих семейных проблем.Играем в шахматы

Если же ребенку 5-12 лет будут доступны только компьютерные игры, в которых тоже есть правила, но нет возможности их нарушать и нет живых игроков-свидетелей, то вместо умения уживаться с другими людьми он научится только избегать всех, кто ему неудобен, и прятаться в виртуальной реальности. Поэтому даже если вы ярый приверженец компьютерных технологий, всё равно подарите своему ребенку хотя бы одну хорошую настольную игру и научите его и его друзей играть в нее вместе. Это даст детям важный опыт терпимости к характерам друг друга и взаимоуважительного живого общения.

Конечно, с возрастом игра перестает быть необходимым связующим фактором отношений. К 12-14 годам подростки уже способны проводить время, открыто проявляя личный интерес друг к другу и обсуждая интересные им темы вне игрового процесса. Это признак взросления и сформировавшейся осознающей себя личности. Игра с ее адаптивными функциями отступает на второй план, но на протяжении всей жизни продолжает оставаться и приятным развлечением, и надежным способом завязывать знакомство и поддерживать отношения.

Настольная игра – это не только соблюдение правил и общение, но и цель, которой нужно достичь. От этой цели и способов ее достижения во многом зависят польза и вред каждой конкретной игры.

Одержать победу чрезвычайно заманчиво, радость выигрыша – это особое ни с чем не сравнимое чувство, момент триумфа, возвышающий нас в собственных глазах и в глазах окружающих. Желание почувствовать себя победителем незаметно для ребенка переносится на принятие цели игры, какой бы она ни была.

Есть много благородных, нейтральных и абстрактных целей – составить комбинацию, спасти, найти, прийти, заработать, построить, но есть и цели аморальные – убить, украсть, совершить теракт, угнать чужую машину, обмануть, предать друзей. Список можно продолжить. Победа в такой игре придает всем этим преступлениям романтический и героический оттенок, становится морально-приемлемым средством достижения своих целей, а это легко может перекинуться на реальность в самый неподходящий момент и подтолкнуть к неверному решению. Одно дело, когда в роли «плохого» выступает сама игра, а другое, когда живой человек сознательно берет на себя роль злодея или преступника и объединяет с ним свои стремления, пусть даже на короткое время игры.Взрослые настольные игры

Взрослым необходимо следить за тем, во что играют их дети и на этапе становления личности и формирования моральных устоев ограждать ребенка от плохих примеров для подражания и выработки ошибочных поведенческих схем.

Конечно, ребенок должен знать, что в мире существует зло, обман, подлость и другие гадости, но он не должен быть лично причастен к их совершению пусть даже в игре и понарошку, не должен учиться равнодушно абстрагироваться от создавшейся в игре некомфортной морально-этической ситуации или смиряться с ней, полностью уравнивая в своей душе добро и зло, привыкать избегать оценки своих и чужих поступков, не задумываться и не вмешиваться.

Конечно, для игры важна не только цель, но и способы ее достижения. Если цель игроков можно понять сразу из аннотации на коробке или в интернет-магазине, то пути к победе – только из правил. Поэтому, прежде чем покупать игру, не помешает найти обзорную статью, описывающую игровой процесс хотя бы в общих чертах.

В настольную игру играют помногу раз, и любой урок будет усвоен. Если вы заботитесь о своем ребенке, то не забывайте об этом и учите его только тому, что сделает его лучше, а правильно выбранные настольные игры, в которых достойная цель достигается достойными средствами, обязательно помогут вам в этом. Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов групп раннего возраста «С чего нужно начинать учить ребенка играть?»

Игра — творческий акт, в котором творят все его участники, в том числе и взрослые....

Когда нужно начинать отучать ребенка, спать в родительской постели.

Отучать ребенка спать в родительской постели необходимо постепенно. Лучше, если этот процесс начинается в возрасте 2-3 лет. Именно этот период соответствует кризису самостоятельности, когда ребен...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.

Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возни...

Консультация. "Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности"

В данной консультации говорится, о том какие бывают деньги, для чего они нужны, как и куда их тратить....

"Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...