Консультация для родителей «Как помочь ребенку с ОНР запомнить буквы»
консультация (подготовительная группа)
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков.
На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно называть буквы, как звуки: не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги. При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом. Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» стоят в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот , т-рактор и т. п.).
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов и игр, помогающих запомнить зрительный образ букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как помочь ребенку с ОНР запомнить буквы»
При речевом недоразвитии процесс усвоения чтения и письма происходит на фоне нарушенных речевых функций и требует специальных приёмов, максимально наглядных и доступных для восприятия.
Так как речь тесно связана с другими сторонами психического развития, то у детей с общим недоразвитием речи часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, нарушение восприятия, снижение памяти, низкая активность припоминания. Такие дети с трудом запоминают буквы, быстро забывают, путают их, с большим трудом овладевают слитным чтением.
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков.
На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно называть буквы, как звуки: не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги. При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом. Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» стоят в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот , т-рактор и т. п.).
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов и игр, помогающих запомнить зрительный образ букв.
1. Игра «Покажи букву»
- Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.
- Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек, красочных верёвок.
- Вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.
- А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву»
- Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее.
- Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.
- Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.
- Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву»
Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно»
Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .
8. Игра «Алфавитный дартс»
Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
9. Игра «Магнитная азбука»
Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»
10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.
11. Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
12. Упражнение «Дермолексия»
Взрослый на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
13. Упражнение «Зачеркни»
Хорошо зарекомендовал себя и следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
14. «Группировка стилизованных букв»
На этапе изучения букв полезно давать такое задание. Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы (кружочком обвести все буквы А, зачеркнуть все буквы Т, синим квадратом обвести все большие буквы С, а жёлтым все маленькие буквы С и т.д.)
15. Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это –
«Перечёркнутые буквы»,
«Разный шрифт»,
«Перевёрнутые буквы»,
«Сколько одинаковых букв»,
«Каких букв больше»,
«Наложенные буквы»,
«Зеркальные буквы»,
«Найди букву среди рядов букв»,
«Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».
16. Упражнение «Прояви творчество»
Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв:
- «Дописать букву» по пунктирным линиям,
- «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)
17. Упражнение «Какой буквы не стало»
Это упражнение способствует ещё и развитию памяти и внимания.
Перед ребёнком выкладывается ряд букв (начиная с 3-х – 4-х). Ему предлагается запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву.
Варианты:
– поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант;
- или взрослый добавляет ещё одну букву, ребёнок называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв.
- Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).
18. «Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.
19. «Угадай, что написали»
- Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот).
- можно «рисовать» буквы на спине,
- угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.
20. «Сказочные, волшебные буквы»
Взрослый пишет буквы на листе бумаги, а ребёнок создаёт из этих букв различные образы людей, предметов, дорисовывая части тела, предметы одежды и т.д.
И не забывайте, что основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому все ваши совместные занятия должны проходить в игровой и увлекательной форме, на положительных эмоциях.
Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как помочь ребенку запомнить буквы"
Многие дошкольники с нарушениями в речевом развитии с трудом запоминают графический образ буквы. Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему малышу запомнить любые буквы. Данные задания можно испо...
Консультация для родителей "Как помочь ребенку запомнить образ буквы?"
Как помочь дошкольникам запомить образ буквы....
Консультация для родителей «Как помочь ребенку запомнить буквы»
Консультация для родителей«Как помочь ребенку запомнить буквы»Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?На первоначальн...
Консультация для родителей "Как помочь ребенку запомнить буквы"
Игры для дошкольников,способствующие запоминанию букв....
Консультация для родителей «Как помочь ребенку запомнить буквы»
При обучении чтению предлагаю игры,которые помогут Вашему ребенку запомнить образ изучаемой буквы....
консультация для родителей «Как помочь ребенку запомнить буквы»
Целью консультации является использование игр для изучения букв...
Консультация для родителей «Как помочь ребенку запомнить буквы»
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?...