Психологическая готовность к школе
консультация (подготовительная группа)

Демьянова Елена Михайловна

Выступление на родительском собрании в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые родители. Заканчивается последний год пребывания ваших детей в детском саду. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Сегодня, в преддверии школьной жизни детей, я предлагаю вам уважаемые родители, узнать, готовы ли вы, родители, к школьной жизни ваших детей.

 Все знают, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни и ребенок должен быть готов к нему. 

А что Вы, уважаемые родители, вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?

Родители отвечают на вопрос.

Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка, и при всех родительских заботах поверьте, что у ребёнка – будущего первоклассника забот куда больше, чем у мамы с папой. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил. Трудным для него становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учительницы, сами уроки с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут, невозможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое.

Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?

Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов.

Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.

Второй – это «психологическая готовность к школе».

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

  • Интеллектуальная готовность
  • Мотивационная готовность
  • Коммуникативная готовность

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребёнок должен знать:

  • Свой адрес и название села, в котором живёт
  • Название страны и её столицы
  • Имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы
  • Времена года их последовательность и основные признаки
  • Название месяцев, дней недели
  • Основные виды деревьев и цветов.

(Характеристика проведённой диагностики)

Мотивационная готовность подразумевает у ребёнка наличие желания принять новую социальную роль – роль школьника.

Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учёбой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребёнку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребёнку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с лёгкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребёнок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Вам необязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ещё не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учёба – это обязанность каждого современного человека и от того насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребёнка людей.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребёнка подчинять своё поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случаи необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего ребёнка с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Результаты анкеты позволят вам определить, что следует развивать у ребёнка при его подготовке к школе.

Анкета для родителей «Готов ли ребёнок к школе?»

  1. Как вы считаете, хочет ли Ваш ребёнок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
  3. Может ли Ваш ребёнок в течение некоторого времени (15-20) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
  4. Можете ли Вы сказать, что ваш ребёнок не стесняется в присутствии посторонних людей?
  5. Умеет ли ваш ребёнок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
  6. Знает ли ваш ребёнок стихи наизусть?
  7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
  8. Умеет ли ваш ребёнок читать, хотя бы по слогам?
  9. Считает ли ребёнок до десяти в прямом и обратном порядке?
  10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
  11. Может ли ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
  12. Любит ли ваш ребёнок рисовать, раскрашивать картинки?
  13. Умеет ли ваш ребёнок управляться с ножницами, клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
  14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  15. Знает ли ваш ребёнок названия диких и домашних животных?
  16. Есть ли у вашего ребёнка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом «фрукты» яблоки и груши?
  17. Любит ли ваш ребёнок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор, пазлы?

Результаты:

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребёнок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш ребёнок может справится с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чём нужно потренировать ребёнка.

В том случае, если количество утвердительных ответов 10 и менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребёнком. Он ещё не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с ребёнком, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придётся очень и очень тщательно выполнять вместе с ребёнком домашнее задание, может быть, даже возвращаться к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут вашему ребёнку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Часто нам кажется, что ребёнок с приходом в первый класс, становится взрослее. Что 1 сентября он станет настоящим первоклассником, будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги. Но что происходит на самом деле? Ребёнок остаётся все тем же дошкольником, так как школьником стать за один день невозможно. И именно в первый год обучения ребёнку нужна поддержка и помощь родителей. Потому что, от того как успешно пройдёт первый год обучения, будет зависеть учёба в последующие годы.

А сейчас я предлагаю провести небольшой эксперимент. Возьмите карандаш и напишите: «Мой ребёнок – будущий первоклассник». А теперь переложите карандаш в другую руку и напишите эту фразу ещё раз. Как ровно и уверенно мы пишем привычной, ведущей рукой, и как трудно и непривычно даётся письмо, если мы перекладываем карандаш в другую руку. Так же и ваш ребёнок. Как весело и легко быть дошкольником, и как непривычно стать школьником. Первоклассником быть трудно, и родителем первоклассника-тоже не просто. И если в течение учебного года вам покажется, что ваше терпение на исходе, вспомните этот эксперимент. Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.

Анкета для родителей «Готов ли ребёнок к школе?»

  1. Как Вы считаете, хочет ли Ваш ребёнок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
  3. Может ли Ваш ребёнок в течение некоторого времени (15-20) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
  4. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребёнок не стесняется в присутствии посторонних людей?
  5. Умеет ли Ваш ребёнок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
  6. Знает ли Ваш ребёнок стихи наизусть?
  7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
  8. Умеет ли Ваш ребёнок читать, хотя бы по слогам?
  9. Считает ли ребёнок до десяти в прямом и обратном порядке?
  10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
  11. Может ли Ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
  12. Любит ли Ваш ребёнок рисовать, раскрашивать картинки?
  13. Умеет ли Ваш ребёнок управляться с ножницами, клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
  14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  15. Знает ли Ваш ребёнок названия диких и домашних животных?
  16. Есть ли у Вашего ребёнка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом «фрукты» яблоки и груши?
  17. Любит ли Ваш ребёнок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор, пазлы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....