Психологическая готовность к школе
консультация (подготовительная группа)
Выступление на родительском собрании в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые родители. Заканчивается последний год пребывания ваших детей в детском саду. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.
Сегодня, в преддверии школьной жизни детей, я предлагаю вам уважаемые родители, узнать, готовы ли вы, родители, к школьной жизни ваших детей.
Все знают, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни и ребенок должен быть готов к нему.
А что Вы, уважаемые родители, вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?
Родители отвечают на вопрос.
Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка, и при всех родительских заботах поверьте, что у ребёнка – будущего первоклассника забот куда больше, чем у мамы с папой. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил. Трудным для него становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учительницы, сами уроки с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут, невозможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое.
Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?
Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов.
Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.
Второй – это «психологическая готовность к школе».
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- Интеллектуальная готовность
- Мотивационная готовность
- Коммуникативная готовность
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребёнок должен знать:
- Свой адрес и название села, в котором живёт
- Название страны и её столицы
- Имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы
- Времена года их последовательность и основные признаки
- Название месяцев, дней недели
- Основные виды деревьев и цветов.
(Характеристика проведённой диагностики)
Мотивационная готовность подразумевает у ребёнка наличие желания принять новую социальную роль – роль школьника.
Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учёбой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребёнку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребёнку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с лёгкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребёнок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Вам необязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ещё не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учёба – это обязанность каждого современного человека и от того насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребёнка людей.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребёнка подчинять своё поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случаи необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего ребёнка с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Результаты анкеты позволят вам определить, что следует развивать у ребёнка при его подготовке к школе.
Анкета для родителей «Готов ли ребёнок к школе?»
- Как вы считаете, хочет ли Ваш ребёнок идти в первый класс?
- Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
- Может ли Ваш ребёнок в течение некоторого времени (15-20) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
- Можете ли Вы сказать, что ваш ребёнок не стесняется в присутствии посторонних людей?
- Умеет ли ваш ребёнок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
- Знает ли ваш ребёнок стихи наизусть?
- Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
- Умеет ли ваш ребёнок читать, хотя бы по слогам?
- Считает ли ребёнок до десяти в прямом и обратном порядке?
- Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
- Может ли ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
- Любит ли ваш ребёнок рисовать, раскрашивать картинки?
- Умеет ли ваш ребёнок управляться с ножницами, клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
- Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
- Знает ли ваш ребёнок названия диких и домашних животных?
- Есть ли у вашего ребёнка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом «фрукты» яблоки и груши?
- Любит ли ваш ребёнок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор, пазлы?
Результаты:
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребёнок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш ребёнок может справится с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чём нужно потренировать ребёнка.
В том случае, если количество утвердительных ответов 10 и менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребёнком. Он ещё не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с ребёнком, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Возможно, на первых порах школьного обучения вам придётся очень и очень тщательно выполнять вместе с ребёнком домашнее задание, может быть, даже возвращаться к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут вашему ребёнку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.
Часто нам кажется, что ребёнок с приходом в первый класс, становится взрослее. Что 1 сентября он станет настоящим первоклассником, будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги. Но что происходит на самом деле? Ребёнок остаётся все тем же дошкольником, так как школьником стать за один день невозможно. И именно в первый год обучения ребёнку нужна поддержка и помощь родителей. Потому что, от того как успешно пройдёт первый год обучения, будет зависеть учёба в последующие годы.
А сейчас я предлагаю провести небольшой эксперимент. Возьмите карандаш и напишите: «Мой ребёнок – будущий первоклассник». А теперь переложите карандаш в другую руку и напишите эту фразу ещё раз. Как ровно и уверенно мы пишем привычной, ведущей рукой, и как трудно и непривычно даётся письмо, если мы перекладываем карандаш в другую руку. Так же и ваш ребёнок. Как весело и легко быть дошкольником, и как непривычно стать школьником. Первоклассником быть трудно, и родителем первоклассника-тоже не просто. И если в течение учебного года вам покажется, что ваше терпение на исходе, вспомните этот эксперимент. Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.
Анкета для родителей «Готов ли ребёнок к школе?»
- Как Вы считаете, хочет ли Ваш ребёнок идти в первый класс?
- Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
- Может ли Ваш ребёнок в течение некоторого времени (15-20) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
- Можете ли Вы сказать, что Ваш ребёнок не стесняется в присутствии посторонних людей?
- Умеет ли Ваш ребёнок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
- Знает ли Ваш ребёнок стихи наизусть?
- Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
- Умеет ли Ваш ребёнок читать, хотя бы по слогам?
- Считает ли ребёнок до десяти в прямом и обратном порядке?
- Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
- Может ли Ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
- Любит ли Ваш ребёнок рисовать, раскрашивать картинки?
- Умеет ли Ваш ребёнок управляться с ножницами, клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
- Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
- Знает ли Ваш ребёнок названия диких и домашних животных?
- Есть ли у Вашего ребёнка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом «фрукты» яблоки и груши?
- Любит ли Ваш ребёнок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор, пазлы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....
Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."
Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...
"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"
Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....