Методические рекомендации логопеда на летние каникулы
консультация (старшая, подготовительная группа)

Предлагается перечень игр и различных занятий с ребёнком старшего дошкольного возраста для развития речи в летние каникулы: пополнения и уточнения словаря, развития грамматического строя, связной речи, фонематического восприятия, дыхания, а также для совершенствования общей и мелкой моторики, памяти и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_na_leto.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  логопеда на летние каникулы

Все нижеперечисленные игры можно использовать на свежем воздухе (в парке, во дворе, на пляже), в пути, дома при непогоде,а также  с использованием  мяча (как поощрение за правильные ответы).

Игры для пополнения и расширения активного словаря:

  • «Назови одним словом» (например, молоко, колбаса – продукты; липа, берёза – деревья, жук, бабочка – насекомые и т.д.)
  • «Кто больше ?» (по очереди называть относящиеся к одному обобщённому понятию объекты, например: мебель – стул, стол, диван и т.п., победитель тот, кто назовёт слово последним)
  • «Я знаю пять названий цветов» (деревьев, грибов, ягод, фруктов, игрушек, инструментов и т.д.» (одновременно чеканить мяч)
  • «Назови, какой, какая, какое, какие» (дать определение любому предмету, например, мороженое какое – холодное, сладкое, вкусное, белое и т.д.)
  • «Скажи наоборот» (подбор противоположных по смыслу слов – антонимов, например, гладкий – шершавый, твёрдый – мягкий, тесный – свободный и т.п.)
  • «Что делает?» (подбор слов-действий к любому предмету, например, воробей – чирикает, летает, прыгает, клюёт и т.п.)

Игры для развития грамматического строя речи:

  • «Жадина» (называть любое слово-предмет  с притяжательными местоимениями «мой»,  «моя», «моё», «мои», например: ракетка – моя, велосипед – мой, шашки – мои и т.п.)
  • «Один – много» (изменять слова по числам в именительном падеже, например, круг – круги;  в родительном падеже, например, круг – много кругов)
  • «Назови ласково» (использование уменьшительно-ласкательных суффиксов при словообразовании, например, книга – книжечка, мяч – мячик, река – речка и т.п.)
  • «Два – пять» (согласование имён существительных с именами числительными, например, стол – два стола, пять столов)
  • «Посчитай от 1 до 10 и обратно» (согласование имён числительных с определённым именем существительным, например, «один муравей, два муравья, три муравья и так до 10, затем – десять муравьёв, девять муравьёв и т.д.)
  • «Назови, какой, какая, какое, какие» (образование относительных прилагательных , например, из стекла – стеклянный, из глины – глиняный и т.п.)
  • «Делает – сделал» (образование глаголов совершенного вида, например, лепит – слепил, плывёт – приплыл, ест –поел и т.п.)

Игры для развития фонематического восприятия, формирования фонематических представлений, освоения основ грамоты:

  • «Придумай слова» (на заданный звук, который может быть в начале слова, в середине или конце, например, [ М ] в начале слова – морковь, в середине слова – камыш, в конце слова – крем)
  • «Какое слово длиннее? (сравнение слов по количеству звуков, например, кит и крот, сумка и сом и т.п.
  • «Назови звуки по порядку» (выделение всех звуков в слове по порядку, важно – надо называть звуки, а не названия букв, например, каша – [К] [А] [Ш] [А])
  • «Придумай рифму» (развитие способности чувствовать рифму, например, точка – дочка, дуб – куб, мама - лама  и т.д.)
  • «Сколько слогов в слове?» (прохлопать, отчеканить мячом, протопать количество слогов в слове, простучать на барабане, подпрыгнуть  и т.п.; в итоге  - сделать вывод; важно помнить правило – сколько гласных в слове, столько и слогов)
  • «Цепочка слов» (первый игрок называет любое слово, второй игрок определяет последний звук в этом слове и придумывает слово, которое начинается на данный звук.
  • Рисовать буквы в воздухе, на бумаге, на песке; лепить из пластилина, выкладывать из камней, шишек, семечек, бусин, пуговиц, ниток, проволоки  и пр. для лучшего запоминания букв и профилактики зеркального написания.

Игры для развития дыхания:

  • Обдувать одуванчики;
  • Пускать мыльные пузыри;
  • Надувать воздушные шары, надувные игрушки, круги, мячи.
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках,
  • Дуть на детские флюгера.

 

Игры для развития общей моторики:

  • Играть с мячом, мячиками;
  • Бросать и ловить летающие тарелки;
  • Кататься на велосипеде, самокате;
  • Для девочек – прыгать со скакалкой, для мальчиков  – перепрыгивать небольшие препятствия; для всех – прыгать на одной ноге.

Игры для развития мелкой моторики:

  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Выкладывать рисунки из камней, счётных палочек, спичек, круп;
  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы, разрезные картинки;
  • Лепить из пластилина, глины, теста;
  • Играть со шнуровками.
  • Рисовать, раскрашивать, выстригать, плести, нанизывать бусы и пр.

Для развития связной речи:

  • Стараться больше общаться со своим ребёнком, оречевлять всё увиденное им. Помните, что вы носитель образца речи для своего ребёнка. Следите за своей речью. Темп речи должен быть нормальный. Старайтесь выражать мысли развёрнуто, неоднословно. Ваш ребёнок будет непроизвольно подражать вам.
  • Старайтесь показать ребёнку мир в разных ракурсах: гуляйте в парках, ходите в зоопарк, музеи, театры,  магазины и т.п. Наблюдайте на прогулках за людьми, животными, птицами, деревьями, цветами и т.п.Стимулируйте самостоятельное проговаривание ребёнком увиденного.
  • Читайте вместе с ребёнком сказки, рассказы, стихи, загадки т.д. Обсуждайте вместе прочитанное, просите ребёнка вспомнить, пересказать сюжет. Учите стихи с ребёнком – это формирует чувство рифмы, тренирует память. Познакомьте детей с творчеством А.С.Пушкина, С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, и т.д.

Игры для развития внимания и памяти:

  • «Что спрятано?» (ребёнку нужно запомнить от 6 до 10 игрушек или картинок, затем  нужно спрятать что-либо, а ребёнок должен назвать спрятанный объект; другой вариант – поменять  местами предметы)
  • «Запомни четыре слова» (ребёнок на слух запоминает цепочку из слов, повторяет, затем  взрослым меняется порядок слов и вновь надо воспроизвести все слова в нужном порядке)
  • Выполнение любых заданий (конструирование, штриховка, мозаика и пр.  по образцу! Это очень важно для тренировки внимания и восприятия.

Счастливого летнего отдыха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда на летний период

Рекомендации  для родителей по обогощению словаря детей дошкольного возраста...

Рекомендации логопеда на летний период.

Рекомендации логопеда на летний период....

Рекомендации логопеда на летний период

Консультация для родителей...

Рекомендации логопеда на летний период.

Рекомендации логопеда на летний период.Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой о...

Рекомендаций логопеда на Новогодние каникулы

Наступает самый радостный и долгожданный праздник – Новый год. А вместе с ним и новогодние каникулы. Как провести эти дни с пользой для развития ребёнка? Вот несколько логопедических советов.В п...