Рекомендации для родителей по лексическим темам
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по лексическим темам:
Лексическая тема: «Овощи».
1. Поговорите с ребенком об овощах. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в огороде, парнике, теплице. Пусть ребенок перечислит известные ему овощи.
2. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много». (Вы называете овощ в единственном числе, а ребенок - во множественном):
огурец-огурцы,
кабачок-кабачки,
баклажан-баклажаны,
помидор-помидоры и т. д.
3. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар».
Бросаете ребенку мячик и спрашиваете: повар приготовил салат из из капусты, какой это салат? Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает вам мяч.
Например:
салат из капусты – капустный салат,
сок из моркови – морковный сок,
икра из кабачков – кабачковая икра,
котлеты из картофеля – картофельные котлеты и т.д.
4. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:
- Как называется этот овощ?
- Где он растет?
- Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?
-Что можно приготовить из него?
Например: Это помидор. Он растет в теплице или на грядке. Помидор красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.
Лексическая тема: «Фрукты».
1. Поговорите с ребенком о фруктах. Выясните, понимает ли он, что фруктами мы называем плоды, растущие в саду на деревьях. Пусть ребенок перечислит известные ему фрукты.
2. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много». (Вы называете фрукт в единственном числе, а ребенок - во множественном):
яблоко-яблоки;
груша – груши;
абрикос- -абрикосы и т.д.
3. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар».
Бросаете ребенку мячик и спрашиваете: повар приготовил сок (варенье ) из персиков, какой это сок (какое варенье)?
Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает вам мяч.
Например:
сок из персиков –персиковый, варенье - персиковое.
из яблок – яблочный, яблочное.
из слив – сливовый, сливовое.
Обращайте внимание, как ребенок произносит окончание
в слове.
4. Предложите ребенку рассказать об одном из фруктов по плану:
- Как называется этот фрукт?
- Где он растет?
- Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?
-Что можно приготовить из него?
Например: Это яблоко. Оно растет в саду на дереве. Яблоко красное, круглое, гладкое, твердое, кисло-сладкое. Из него можно приготовить сок, компот, варенье.
Лексическая тема: «Одежда».
1. Поговорите с ребенком об одежде, покажите и назовите
детали одежды: (воротник, манжеты, брючину, рукав,
карманы и т.д.).
2. Рассмотрите материалы, из которых шьют одежду.
Познакомьте ребенка с их названиями.
3. Расскажите ребенку, кто шьёт одежду. Какие инструменты
и материалы используются в работе.
4. Поиграйте с ребенком в игру «Из чего- какой?». Мама
сшила разную одежду. Назови, что из каких материалов
сшила мама. Закончи предложение. (Брюки сшили
из шерсти. Они шерстяные. Платье сшили из шелка.
Оно шелковое. И т.д.. )
Лексическая тема: «Дикие животные».
- Выясните, знает ли ребенок диких животных.
Рассмотрите с ним картинки, изображающие диких животных.
- Выясните, знает ли ребенок то, что дикими эти животные называются потому, что живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.
- Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие
животные.
- Вспомните с ребенком названия детенышей диких
животных. Предложите ребенку поиграть в игру
«Кто у кого?» Взрослый называет любое дикое животное, а ребенок называет детеныша этого животного.
- Выясните, знает ли ребенок названия жилищ животных.
Для уточнения знаний ребенка предложите ребенку
поиграть в игру с мячом « Кто где живет?»
Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.
- Предложите ребенку отгадать загадки о диких животных.
- Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие диких животных.
(Например: медведь - бурый, большой, лохматый, неуклюжий, сладкоежка;
лиса - рыжая, хитрая, ловкая, плутовка, коварная и т. д)
Об одном из животных ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:
- Как называется животное?
- Какого оно размера?
- Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?
- Чем покрыто его тело?
- Чем оно питается?
- Как называется его жилище?
- Как называются его детеныши?
Лексическая тема: «Почта».
Выясните, знает ли ребенок, что место, откуда можно
отправить письмо, посылку, бандероль, называется почтой.
- Посетите с ребенком почту. Покажите, чем занимаются работники почты: принимают и отправляют посылки, бандероли, телеграммы.
- Помогите ребенку ответить на вопросы:
- Кто работает на почте?
- На почте работает почтальон.
- Что делает почтальон?
- Почтальон разносит письма, телеграммы, газеты, журналы.
- Откуда люди достают газеты, письма?
-Люди достают газеты, письма из почтового ящика.
- Предложите ребенку игру: « Какая? Какой?
Н-р:
- Открытка какая?
Ребенок подбирает слова (праздничная, яркая, красочная, поздравительная).
- Журнал какой? (интересный, яркий, красочный). Аналогично подбираются прилагательные к словам «конверт», «газета».
Лексическая тема: «Животные Севера».
- Выясните, знает ли ребенок животных севера, их названия.
Рассмотрите с ним картинки, изображающие животных севера, назовите их.
- Побеседуйте с ребенком о том, что эти животные приспособлены жить только на севере, а в другом климате
они не выживут.
- Предложите ребенку поиграть в игру
«Кто у кого?» Взрослый называет любое животное севера, а ребенок называет детеныша этого животного.
- Предложите ребенку отгадать загадки о животных севера.
- Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие животных.
(Например: белый медведь - белый, большой, огромный, лохматый, неуклюжий.
Соболь - белый, пушистый, ловкий .
Олень - гордый, большой, сильный, выносливый
Об одном из животных ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:
- Как называется животное?
- Какого оно размера?
- Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?
- Чем покрыто его тело?
- Чем оно питается?
- Как называются его детеныши?
Лексическая тема: «День защитника Отечества».
- Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы
готовимся отметить. Это День защитников Отечества.
- Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением
людей военных профессий, подскажите названия этих
профессий.
- Расскажите ребенку о профессиях военных: летчике,
моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике.
Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан.
- Организуйте с ребенком игру « Один- много»
Взрослый называет одного человека военной профессии,
а ребенок много. Например: Один солдат, а много солдат,
один летчик, а много летчиков и т.д.
- Разучите с ребенком стихотворение:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся в даль
Самолетов звенья.
Это праздник февраля- Армии рожденье.
Лексическая тема: «Профессии».
Пусть ребенок расскажет, какие профессии он знает.
Выясните, знает ли ребенок, чем занимаются люди таких профессий как: парикмахер, учитель, швея, повар, строитель,
шофер, продавец, воспитатель.
Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях.
Выясните, знает ли ребенок о вашей профессии, кем работают мама и папа.
Помогите ребенку составить рассказ о профессии мамы или
папы:
- Кем и где работает
- В чем заключается эта работа.
Прочитайте ребенку стихотворения В.В. Маяковского
« Кем быть?» и Дж. Родари « Чем пахнут ремесла?»
Лексическая тема: «Одежда».
- Выясните, названия каких инструментов знает ваш
ребенок.
- Помогите ребенку вспомнить названия орудий труда (инструментов) и побеседуйте о том, кому и для чего они
нужны.
Можно предложить ребенку поиграть в игру
«Кому что нужно для работы?»:
Взрослый называет инструмент, а задача ребенка сказать, человеку какой профессии нужен этот инструмент.
Например: ножницы- ножницы нужны швее, закройщику, парикмахеру.
- Побеседуйте о том, зачем людям нужны инструменты.
Поиграйте с ребенком в игру
« Что этим инструментом можно делать?»
Взрослый называет инструмент, а ребенок должен подобрать
как можно больше слов действий.
Например: молоток- молотком можно забивать, прибивать, стучать, приколачивать и т.д.
- Выясните, знает ли ребенок, что инструменты бывают музыкальные
- Предложите ребенку отгадать загадки об инструментах.
Лексическая тема: «Мебель».
- Рассмотрите вместе с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Попросите ребенка назвать предметы мебели.
- Предложите ребенку назвать детали мебели: ножка, спинка, сиденье, подлокотники, дверцы и т.д.
- Побеседуйте о том, для чего нужна мебель.
Предложите ребенку поиграть в игру с мячом
« Для чего нужна эта мебель?»
Вы бросаете ребенку мяч и называете один из предметов мебели; ребенок ловит мяч, говорит для чего эта мебель
нужна и возвращает мяч вам.
- Предложите ребенку отгадать загадки о мебели.
- Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых
сделана мебель.
Можно организовать игру « Из чего какая?»
Вы называете материал, а ребенок называет, какая мебель получится из этого материала:
Например: шкаф из дерева – деревянный
Стол из стекла - стеклянный
Диван обшит велюром – велюровый и т.д.
- Помогите ребенку составить рассказ описание о любом из предметов мебели
Лексическая тема: «Посуда».
- Рассмотрите вместе с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Попросите ребенка назвать посуду.
- Предложите ребенку назвать детали такой посуды как
чайник: дно, ручка, крышка, носик.
- Выясните, знает ли ребенок, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной.
- Предложите ребенку назвать чайную, кухонную и
столовую посуду.
- Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых
сделана посуда.
Можно организовать игру « Из чего какая?»
Вы называете материал, а ребенок называет, какая посуда получится из этого материала:
Например: стакан из стекла – стеклянный
Чашка из фарфора- фарфоровая
Миска из алюминия- алюминиевая
Тарелка из пластмассы- пластмассовая
Интересно ребенку будет поиграть в игру с мячом « Один- много»
Вы бросаете ребенку мяч и называете одну посуду, ребенок ловит мяч, бросает мяч вам, называя много посуды:
Чашка - много чашек
Тарелка - много тарелок и т.п.
- Помогите ребенку составить рассказ описание о любой посуде по плану:
Что это?
Какая это посуда?
Какого цвета, формы эта посуда?
Для чего нужна эта посуда?
Лексическая тема: «Хлеб».
- Выясните, знает ли ребенок как можно назвать одним
словом булочки, пряники, пирожки, сушки, ватрушки
(хлебобулочные изделия)
- Побеседуйте с ребенком о том, как растят хлеб.
Пусть ребенок скажет, как называются люди, которые растят
хлеб. Расскажите ребенку о труде хлеборобов.
- Предложите ребенку подобрать как можно больше
прилагательных к слову хлеб (ароматный, аппетитный, свежий, душистый, хрустящий, мягкий, поджаренный, пропеченный, вкусный)
- Побеседуйте с ребенком о том, как он понимает выражение золотая рожь, золотые руки.
- Предложите ребенку объяснить поговорку «Хлеб всему голова». Пусть ребенок попробует рассказать. Как он понимает эту поговорку.
- Выясните, знает ли ребенок, из каких злаковых культур
мелят муку для хлеба, какой хлеб получается из этих культур.
Организуйте с ребенком игру: «Какой хлеб».
Например: если хлеб пекли из пшеничной муки-
хлеб пшеничный; если хлеб пекли из ржаной муки –
хлеб ржаной, если печенье пекли из овсяной муки- печенье овсяное.
Лексическая тема: «Домашние животные».
- Выясните, знает ли ребенок домашних животных.
- Выясните, знает ли ребенок, почему эти животные называются домашними (живут рядом с человеком,
приносят человеку пользу, а он ухаживает за ними)
- Вспомните с ребенком названия детенышей домашних
животных. Предложите ребенку поиграть в игру
«Кто у кого?»: Взрослый называет любое домашнее
животное, а ребенок называет детеныша этого животного.
- Выясните, знает ли ребенок, как подают голос животные:
Кошка- мяукает свинья - хрюкает
Собака –лает овца- блеет
Корова- мычит
- Предложите ребенку отгадать загадки о домашних
животных.
- Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие домашних животных.
(Например: кошка – пушистая, ласковая, ловкая, усатая;
лошадь- сильная, быстрая, выносливая, грациозная и т. д)
- Об одном из животных ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:
- Как называется животное?
- Какого оно размера?
- Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?
- Чем покрыто его тело?
- Чем оно питается?
- Как называются его детеныши?
- Поиграйте с ребенком в игру « Бюро находок»: вы
бросаете мяч ребенку и называете часть тела животного,
ребенок образовывает словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: уши
кролика - кроличьи, хвост собаки- собачий и т.д.
Лексическая тема: «Насекомые».
- Попросите ребенка назвать одним словом бабочку, муравья, комара, пчелу, жука. (насекомые)
- Объясните ребенку, что насекомые так называются потому,
что у них на брюшке есть насечки, отсюда и такое название: насекомые.
- Предложите описать одного из насекомых по вашему
образцу:
Это насекомое - пчела. У пчелы есть тело, голова, лапки, нежные тонкие крылья усики, она полосатая. Пчела очень
трудолюбивое насекомое. Она собирает пыльцу с цветов и
нектар.
- Организуйте с ребенком игру «Один – много»
Н-р: Жук- жуков
Пчела-пчел и т.д
- Организуйте с ребенком игру «Назови ласково»
Комар- комарик
Гусеница- гусеничка
Жук- жучок
Пчела- пчелка
Лексическая тема: «Грибы, ягоды».
Выясните, помнит ли ваш ребенок названия грибов и ягод.
Предложите ребенку поиграть в интересную игру: вы будите бросать друг другу мяч, называя при этом грибы; победит тот,
кто назовет гриб последним. Так же можно поиграть, называя ягоды.
Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать
из лесных ягод и грибов. Знает ли он, как называется варенье из земляники (земляничное), желе из малины (малиновое), джем из черники (черничный), повидло из брусники (брусничное),
компот из ежевики (ежевичный).
Помогите ребенку составить рассказы- описания об одном из грибов и об одной из ягод по плану.
- Как называется гриб?
- Он съедобный или несъедобный?
- Как выглядит ножка гриба?
- Какая у него шляпка?
- Что можно из него приготовить?
- Как называется ягода?
- Где она растет?
- Какая она на вид, на вкус, по запаху?
- Что из нее готовят?
Лексическая тема: «Домашние животные».
Предложите ребенку вспомнить и назвать домашних животных
и их детенышей.
Предложите ребенку назвать части тела домашних животных.
(рога, копыта, пятачок)
Выясните, знает ли ребенок как называются жилища домашних животных: овцы живут в овчарне, лошади- в конюшне,
кролики-в крольчатнике, свиньи – в свинарнике, куры- в курятнике, коровы- в коровнике.
Организуйте с ребенком игру «Бюро находок» предложите
ребенку ответить на ваши вопросы:
- Чей это хвост? (бараний, овечий, собачий)
- Чья это голова? (баранья, овечья, собачья)
Предложите ребенку отгадать загадки о домашних животных:
Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает.
(собака)
Поупражняйте в толковании пословиц и поговорок:
Гусь свинье не товарищ.
Дареному коню в зубы не смотрят.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187438-1359033785.jpg)
Рекомендации для родителей по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»
Рекомендации логопеда для родителей по формированию у детей с ОНР лексико-грамматических категорий....
Рекомендации для родителей по лексической теме "Ранняя весна"
Задания, загадки, стихи и вопросы для родителей по теме "Ранняя весна"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-293056-1461323763.jpg)
Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.
Методические рекомендации для родителейпо лексическим темам. СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ(Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой) Блок №1. «Мир растений» Тема «Фрукты»Существ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-384572-1414616404.jpg)
Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»
Данные рекомендации предназначены для закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и формирования всех грамматических категорий у ребенка до...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-384572-1414616404.jpg)
Методические рекомендации для родителей по лексической теме " Перелетные птицы"
Рекомендации для выполнения домашних заданий...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-154010-1484933332.jpg)
Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"
Данный материал предназначен для родителей, кторые могут закреплять дома знания детей по лексической теме "Транспорт" (2 младшая группа от 3 до 4 лет)...