рекомендации для родителей
методическая разработка (старшая группа)

Авдеева Татьяна Анатольевна

Представлен материал для родителей по развитию у детей моторной ловкости, слухового и зрительного восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx231.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №52 "РЯБИНУШКА"

города Нерюнгри Нерюнгринского района

«Моторная ловкость

 ребёнка

раннего возраста»

учитель-дефектолог Авдеева Т. А.

Картинки по запросу мама с малышом

 

 Младенческий возраст характеризуется формированием ощущений:

вкусовых, тактильных, слуховых, зрительных, осязательных.

   Двигательное развитие ребёнка складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики. Говоря о крупной (общей) моторике, мы имеем в виду способности сохранять равновесие и координировать движения тела. Мелкая моторика - совокупность движений мелких мышц тела, которые неразрывно связаны с развитием крупной моторики, поскольку, к примеру, мелкие движения рук требуют умения сохранять равновесие, координации и мануальной ловкости.

Крупная моторика

  • - назначение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни и выполнение рекомендаций по массажу;

-физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);

  • смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребёнок лежит лицом верх, вниз, лёжа на животе на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребёнка впереди себя, сзади, в предназначенных для этого сумках);
  • совместное купание с ребёнком, игры в воде;
  • катание ребёнка на гимнастических мячах и игры с лёгкими надувными мечами;
  • стимуляция передвижений с помощью игрушки (вперёд, в стороны), препятствий (диванных подушек, ваших ног);
  • использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши, кнопки;
  • -прикрепление к ногам ребёнка лёгких, шумовых игрушек (пусть пробует ударить по ним ногой);
  • стимулирование передвижений вдоль опоры (у дивана);
  • стимулирование передвижений через отверстие посредством игрушки;
  • -предоставление простора для самостоятельного передвижения (ползание — только вперёд, передвижение, стоя вдоль мебели и других подручных средств).

Мелкая моторика

  • массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью; жёсткой (зубной) щёткой - по подушечкам пальцев);
  • касания ручками (это делает взрослый) губ, век (если у ребёнка при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ, с тем, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
  • вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковка, колечки и т. п.);
  • совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);
  • пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
  • игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и т.п.);
  • побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой
  • игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
  • пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять

бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).

В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

Картинки по запросу мама с малышом рисунок

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №52 "РЯБИНУШКА"

города Нерюнгри Нерюнгринского района

«Стимуляция слухового

 и зрительного восприятия

 ребёнка

раннего возраста»

учитель-дефектолог Авдеева Т. А.

Картинки по запросу малыш слушает  рисунок

Слуховое восприятие

  • массаж ушной раковины несколько раз в день (по внешней части уха сверху вниз — стимуляция акупунктурных точек);
  • подношение шумовых игрушек то к одному, то к другому уху ребёнка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);
  • подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25—30 см от глаз ребёнка, затем по разные стороны;
  • включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок (звуки должны быть негромкими);
  • пение ребёнку (изображая, о чём поёте);

- проговаривание с ребёнком своих желаний, действий (задавайте вопросы с разной интонацией);

  • обращение внимания ребёнка на «домашние звуки» и, гуляя, на «уличные»;

- использование игрушек с заводом (курочка, клюющая «зёрнышки», машинка, медведь, котик и т. п.);

  • повторение звуков ребёнка, придумывая на определённый звук песенку;
  • частое называние ребёнка по имени (полным и уменьшительно-ласкательным именем);
  • «знакомство» ребёнка с другими членами семьи (как зовут, кем приходится) и с хорошо знакомыми, близкими к семье ребёнка;
  • артикулирование гласных звуков А, О, У, И, губных согласных П, Б, М при закрытых ушах ребёнка и затем открытых, произнося эти звуки «сочным» распевным голосом;
  • использование простых музыкальных инструментов (колокольчик, погремушки с разным звучанием, пищалки, бубен, барабан);
  • использование музыкальных неваляшек, игрушечного телефона (например, поговорите с ребёнком по телефону).

Зрительное восприятие

  • приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицо (ласково позовите, улыбнитесь);
  • при кормлении подносите грудь или соску с разных сторон — стимуляция глаз;
  • подвешивайте яркие цветные игрушки, ленты, фольгу, лоскутки материи с разных сторон кроватки (не перенасыщайте, меняйте каждые 2—5 дней);
  • используйте музыкальные подвесные модули (например, крутящаяся карусель с подвешенными к ней игрушками, что позволит ребёнку следить глазами за движущимися предметами);
  • поместите в кроватке ребёнка зеркало (небольшое), чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;
  • нарисуйте смешную рожицу на своём указательном пальце (можно из теннисного мячика), пусть ребёнок следит за движениями вашего пальца, то же и с игрушкой;
  • фиксируйте взгляд ребёнка «глаза в глаза» (закрыть глаза, открыть - игра «ку-ку»);
  • составьте альбом самых важных людей в жизни вашего ребёнка  смотрите альбом с фотографиями вместе с ребёнком;
  • время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор  происходящего вокруг;
  • давайте ребёнку большие, лёгкие в стирке вещи (одежду), чтобы он изучал и играл с ними;
  • бросайте, катайте предметы, чтобы ребёнок наблюдал траекторию их полёта;
  • вырабатывайте чувство высоты (безопасности), играя с ребёнком и

        показывая, как можно упасть («поехали-поехали в лес за орехами - с горки бух»).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №52 "РЯБИНУШКА"

города Нерюнгри Нерюнгринского района

«Развитие познавательной деятельности

 у детей с ОВЗ»

учитель-дефектолог Авдеева Т. А.

Развитие познавательной деятельности

Дети с задержкой психофизического развития обладают различным исходным уровнем, колеблющимся от значительной задержки интеллектуального развития до уровня, близкого к возрастной норме. Темп их развития

может также существенно отличаться. Кроме того, можно выделить специфические особенности, которые влияют на их когнитивное развитие.

К ним относятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков: снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа, снижение памяти и необходимость большого количества повторений, низкий уровень обобщения материала, утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно

востребованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно: трудности, возникающие при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом, нарушение переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую, трудности при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета или выполнением цепочки действий.

3. Неравномерность развития ребёнка и зависимость когнитивного развития от уровня развития других сфер (двигательной, речевой, социальноэмоциональной).

4. Необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).

Все программы разрабатываются, исходя из вышеперечисленных особенностей, т. е. учитывается темп развития каждого ребёнка, специфика усвоения им отдельных заданий, и переход к заданиям следующего уровня предполагается только после реального усвоения заданий предыдущего уровня. Задания, направленные на отработку конкретных понятий и навыков, повторяются многократно, с использованием различного дидактического материала.

Учитывая сложности, возникающие с интеграцией новых знаний, и утрату ранее приобретённых навыков, если они не востребованы, программа для ребёнка должна быть построена таким образом, чтобы задания более высокого уровня включали в себя навыки, приобретённые при выполнении более простых заданий.

Положительная динамика возможна только при соблюдении

 следующих условий:

- систематичность их проведения;

- распределение в порядке от простого к сложному;

- чётко поставленная цель и подчиненность ей заданий;

- разные варианты упражнений и их чередование;

- выработка постоянного внимания к речи.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...

Памятки и рекомендации для родителей "Как предотвратить приступы истерики у детей" Рекомендации "Замените угрозу - обещанием!"

Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений....