Проблемы развития речи
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Проблемы развития речи детей 6-7 лет»
Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь различают двух видов: внутренняя и внешняя. Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях. Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой и разучивать стихи, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:
- потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др.;
- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;
- разгадывание простых загадок;
- игры направленные на развитие мелкой моторики.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Почему мы решили обратить внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращают внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей - явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
Речь должна быть |
- Грамотной
- Понятной
- Выразительной
- Осмысленной
- Богатой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы развития речи у дошкольников
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
Проблемы развития речи детей
В консультации изложены основные проблемы развития речи детей дошкольного возраста....
Проблема развития речи детей раннего возраста
Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-ино...
Особенности и проблемы развития речи дошкольников
Для родителей младших и средних групп детского сада....
Проблема развития речи у дошкольника.
Для того, чтобы речь дошкольника развивалась правильно необходимо: следить за речью ребенка, постоянно расширять словарный запас, обучать ребенка диалогической речи, прививать интерес к художественном...
Консультация для родителей «Дефицит общения – проблема развития речи детей».
Консультация для родителей о проблеме дефицита общения, рекомендации по решению этой проблемы....
Дефицит общения - проблема развития речи детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...