Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Самара в годы Великой Отечественной войны»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Наш образовательный маршрут поможет вам совместно с ребенком узнать, почему именно Куйбышев (ныне Самара) был выбран в качестве "запасной столицы", какие предприятия были эвакуированы в Куйбышев и сохранились до наших дней, какую память о себе оставил военный Куйбышев. Также совершите виртуальную экскурсию по улицам современной Самары, которые названы в честь героев войны.
Очень надеемся, что предложенный маршрут поможет вашему ребенку расширить знания о Самаре, сохранить память о тех страшных событиях, привить интерес и ценностное отношение к истории Великой Отечественной войны, любовь и уважение к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_marshrut_fedorova.doc | 334.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный маршрут
для совместной деятельности родителей с детьми
в сети Интернет «Самара в годы Великой Отечественной войны»
Автор: Федорова Валентина Михайловна, МБДОУ «Детский сад № 404» г.о Самара, воспитатель
Возраст: 6-7 лет
Образовательная область: познавательное развитие.
Дорогие родители!
В этом году вся страна отмечает 74 годовщину Великой Победы! Это «радость со слезами на глазах» – так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.
Самара, в то время Куйбышев, сыграла важную роль в Великой Отечественной войне.
Осенью далекого 1941-го враг активно наступал на Москву. На подступах к столице создалась критическая обстановка: участились бомбежки, воздушную тревогу объявляли практически каждую ночь. В этой сложной обстановке было принято решение о немедленной эвакуации высших органов власти Союза ССР в город Куйбышев. Согласно соответствующему постановлению Государственного комитета обороны от 15 октября 1941 г. нынешняя Самара стала «запасной столицей».
Наш образовательный маршрут поможет вам совместно с ребенком узнать, почему именно Куйбышев (ныне Самара) был выбран в качестве "запасной столицы", какие предприятия были эвакуированы в Куйбышев и сохранились до наших дней, какую память о себе оставил военный Куйбышев. Также совершите виртуальную экскурсию по улицам современной Самары, которые названы в честь героев войны.
Очень надеемся, что предложенный маршрут поможет вашему ребенку расширить знания о Самаре, сохранить память о тех страшных событиях, привить интерес и ценностное отношение к истории Великой Отечественной войны, любовь и уважение к родному краю.
Шаг 1. Выбор «запасной столицы»
Почему именно Куйбышеву, сравнительно небольшому по тому времени провинциальному городу, была отведена роль запасной столицы? Считают, что решающее значение имело его географическое положение. Во-первых, учитывалась близость города к фронтам. Во-вторых, Куйбышев был одним из важнейших железнодорожных узлов. Он имел прямое сообщение с Уралом. Дальним Востоком, Средней Азией. Учитывалось и то, что с запада город защищала Волга. Другими словами - город Куйбышев был выбран не случайно, здесь уже имелись предприятия, производство которых можно было быстро перестроить на военный лад, а также был крупный железнодорожный узел и такая важная транспортная магистраль как река Волга.
Посмотрите видеоролик о том, как Куйбышев стал «запасной столицей» (длительность 4:52 мин) https://www.youtube.com/watch?v=-5lgH31Xs2A
Обсудите с ребенком:
- Когда началась война? Кто напал на нашу страну?
- Почему понадобилась эвакуация?
- Почему именно Куйбышев был выбран для эвакуации?
Шаг 2. Бункер Сталина
На случай крайней необходимости в Куйбышеве было начато возведение дублирующего штаба ставки Верховного главнокомандования – бункера-убежища с рабочим кабинетом для И.В. Сталина, основные работы по которому начались в феврале 1942 года. Масштабы строительства были грандиозными!
Предлагаем вам отправиться с ребенком в виртуальную экскурсию в музей «Бункер Сталина». С помощью аудио-гида вы сможете узнать об устройстве бункера и его предназначении.
Подробную информацию об устройстве бункера можно посмотреть по ссылке https://www.bunkerstalina.com/-1
После экскурсии обсудите с ребенком, что ему запомнилось больше всего? Какие необычные вещи увидел ребенок в музее? Какие интересные факты запомнил ребенок? Почему бункер был секретным объектом?
Шаг 3. Знаменитый Ил-2
Авиационная промышленность имела очень важное значение для дальнейшей истории нашего города. «Под особым контролем находилась работа авиационного завода: его продукция была крайне нужна фронту.
Освоение и внедрение в серию самолёта Ил-2 было в своё время поручено одному из лучших предприятий авиационной промышленности. Спустя четыре месяца после получения чертежей завод наладил серийное производство штурмовиков, а затем их строили уже в труднейших условиях эвакуации и другие заводы. Всего два месяца понадобилось рабочим эвакуированных заводов, чтобы Ил-2 снова пошли на фронт».
В 1971 году на Кольском полуострове были обнаружены останки сбитого в годы войны штурмовика Ил-2. На авиационном заводе самолет восстановили, поначалу установили у проходной, а в 1975 году подарили городу уже как монумент.
Первые 15 штурмовиков Ил-2 были выпущены в Воронеже на местном авиационном заводе еще в марте 1941 года. В октябре 1941 года завод эвакуировали в Куйбышев, а уже 10 декабря в небо взлетел первый собранный здесь Ил - 2. Всего в Куйбышеве были собраны 32 000 из 38 000 штурмовиков Ил - 2, выпущенных в годы войны.
Посмотрите вместе с ребенком видеоролик о создании и производстве легендарного штурмовика Ил - 2 (длительность 2:10 мин.)
https://www.youtube.com/watch?v=FDVl-EtWYkwт
После просмотра побеседуйте с ребенком, почему фашисты так боялись штурмовик Ил-2? В каком городе были выпущены первые самолеты Ил-2? Почему монумент Ил-2 стал одним из символов Самары?
Попробуйте вместе с ребенком самостоятельно сделать бумажные самолеты и устроить соревнования! Чей самолет окажется самый быстрый? Для изготовления бумажного самолета можно воспользоваться данной схемой.
Еще больше схем можно найти по ссылке http://www.tavika.ru/2012/04/21.html
Шаг 4. Память о войне
В годы Великой Отечественной войны наш город имел статус запасной столицы. Сюда эвакуировали дипломатические представительства, промышленные предприятия и многое другое. Тысячи наших земляков сражались на фронте. Чтобы потомки помнили об этом, в Самаре установлено множество памятников.
Памятник "Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945 годов - благодарная Самара ". Установлен в Самаре 12 июня 1996 года. Скульптор - Иван Иванович Мельников. Памятник представляет собой каменный постамент на котором расположена композиция из бронзовых фигур. На детали самолета лицом друг к другу сидят мальчик и девочка. То как трогательно они держатся за руки и смотрят друг на друга, символизирует, что чистые и искренние чувства ре подвластны разрушительной Войне. Дети, которым по возрасту еще играть и беззаботно веселиться, работали на военных заводах для Фронта. Работали ради Победы.
Монумент масленниковцам, погибшим в годы войны. С 1970 года он располагался на территории завода имени Масленникова, затем зимовцы предложили перенести его на новое место, под надежный присмотр руководства и учащихся техникума, который, кстати, раньше тоже был заводским. Перенесли памятник с именами зимовцев, вписанных в историческую летопись завода с 1911 года, в том числе и погибших в годы Великой Отечественной войны, Вечный огонь, и к ним еще добавили три стелы с выбитыми на них датами – историческими вехами Трубочного завода- завода имени Масленникова.
Открыт 7 мая 2010 г. Студенты приборостроительного техникума обеспечивают уход и сохранение этого памятного мемориала.
Памятник, посвященный погибшим в Великую Отечественную войну фронтовым водителям «Шоферам и машинам. Потомкам в пример» установлен в год 40-летней годовщины Великой Победы на пересечении улиц Красных коммунаров и XXII Партсъезда в Советском районе г.о. Самара. Инициатором создания памятника был директор завода «Металлист» Борис Карякин. Автомобиль ЗИС-5 был отремонтирован силами рабочих завода и 15 мая 1985 г. своим ходом доехал до места своей последней стоянки.
Больше информации о памятниках, установленных в Самаре и других городах нашей страны, посвященные Великой Отечественной войне вы можете посмотреть на сайте http://memory-map.prosv.ru/#/
А как часто вы с ребенком посещаете памятные места? Рассказываете ли вы о памятных датах?
Предлагаем вам поиграть! Помогите малышу собрать картинку и угадать что за памятник на ней изображен? Посетите вместе с ребенком Монумент Славы. https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=358425b46e6a
Шаг 5. Никто не забыт
За те четыре года, что длилась Великая Отечественная война, она унесла миллионы жизней наших соотечественников и оставила в вечности имена тысяч героев. Память о них живет не только в сердцах благодарных потомков, но и в названиях городских улиц.
Пройдя по ссылке, прочитайте статью о том, какие улицы в Самаре названы в честь героев Великой Отечественной войны в Самаре http://drugoigorod.ru/streetsoheroes/
После прочтения спросите ребенка, какие названия улиц он запомнил? Побеседуйте о том, чем прославились эти люди, в честь которых названы улицы? Можно ли специально прославиться, чтобы в честь человека назвали улицу?
Когда вы отправляетесь с ребенком на прогулку, или просто оказываетесь на той улице, о которой уже читали, обращайте внимание ребенка на название улицы. Попросите его вспомнить интересные факты из прочитанного, тем самым вызывая эмоциональный отклик у ребенка и развивая патриотические чувства ребенка, чувство гордости за свой город.
Посмотрите вместе с ребенком мультфильм "Солдатская сказка" (длительность 8:12) https://www.youtube.com/watch?v=ucAGfi006_g
Расскажите о родственниках вашей семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Какие трудности и лишения им пришлось пережить ради Победы?
Шаг 6. Вместо заключения
Уважаемые родители!
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Очень надеемся, что для вас оно оказалось
интересным и познавательным!
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета. Появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, эгоизма, неуважительного отношения к Родине.
Мир ребенка начинается с его семьи. Поэтому важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Это можно делать при помощи прогулок, бесед, тематических картинок, мультфильмов, стихов.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Россия — это родина для всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы страна стала могучей державой. Однако, надо помнить, что нельзя грубо вторгаться во внутренний мир растущего человека, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и ограничено с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности, духовности и патриотизма.
Для нас важно Ваше мнение! Просим ответить на несколько вопросов!
https://docs.google.com/forms/d/1-G-rwcBxbjtFzESYDMEtOFXSIN-06nEnTYeB1JhuW90/edit
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Музыкальная гостиная”
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Музыкальная гостиная”...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Почему предметы падают на землю?”
Данный образовательный маршрут позволит родителям легко и доступно рассказать ребенку о природе силы тяготения....
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Цветы - таинственное создание природы”
Уважаемые родители!Очень часто перед родителями встает вопрос, чем в свободное время занять ребенка с пользой для него, заинтересовать его? Вашему вниманию предлагается образовательный маршрут, с помо...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Путешествие в мир насекомых”
Уважаемые родители!Насекомые привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жи...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Почему летают птицы?»
Дети очень любят животных и птиц, смотрят про них передачи, играют с ними. Во время прогулки на площадке детского сада всегда много голубей, и мы с детьми частенько за ними наблюдаем...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет
Образовательный маршрутдля совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “ Чудо – бабочки. Удивительное рядом.”...
«ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет номинация: «Нам не дано забыть»
Уважаемые родители! Великая Отечественная война – важное событие в истории нашей Родины. Как научить детей, помнить защитников Родины, отстоявших нашу землю? Как научить дошкол...