Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»
классный час (младшая группа)

Жаринова Елена Леонидовна

Дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.

Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести, как говорить

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: формирование доверительных и доброжелательных отношений между педагогом и родителями.

Задачи:

раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка;

довести до понимания родителей, что речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых, и эффективное развитие происходит в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание;

показать методы и приёмы образовательной деятельности «Развитие речи», используемые в работе.

Форма проведения: беседа с элементами практикума.

План проведения.

I. Подготовительный этап.

II. Организационный этап.

III. Вступительный этап.

IV. Педагогический практикум.

V. Итог.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап.

II. Организационный этап.

Столы и стулья расставляются полукругом.

III. Вступительный этап.

Воспитатель: Здравствуйте! Мы очень рады вас видеть!

Проводиться игра «Мне приятно Вам сказать.».

Воспитатель: Мне приятно вам сказать, что я очень рада, что сегодня мы собрались все вместе. И мамы, и бабушки и папы!

Родителям предлагается закончить фразу по своему усмотрению: речь – это …

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:

Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.

У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

В речи появляются сложные формы предложений.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.

Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные(Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.

Затрудняются назвать части предмета, части тела.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Paзвитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком?(Предложить высказаться родителям).

«Никакое воздействие взрослого на процессы психического воздействия не может быть осуществлено без реальной деятельности самого объекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития»

Д. Б. Эльконин

Дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.

Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести, как говорить.

- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

IV. Педагогический практикум

Предлагаю Вам совершить небольшое путешествие по стране «Развитие речи».

(Воспитатель предлагает выполнить задание родителям)

Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. 1. Станция «Творческая»

Игра «Скажи какой».

Подберите эпитеты к словам:

снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

луна (яркая, растущая и т. д.)

Аналогично проводится игра «Назови ласково».

2. Станция «Сказочная»

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка иродителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

3)Станция «Наши руки не знают скуки»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

1 этап

Массаж.

Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову,

Указательный – желудок,

Средний – печень,

Безымянный – почки,

Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) Потереть ладони, похлопать.

2 этап

1) Пальчиковые игры (без предметов).

«Девочки и мальчики».

Этот пальчик хочет спать, (Загибаем пальчики, начиная с мизинца)

Этот пальчик прыг - в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот спать не хочет.

Тише пальчик не шуми, своих братьев не буди. (Говорим шёпотом)

Всегда говорим, что не обижаем другую руку. Так же загибаем пальцы на второй руке.

Спят пальчики. (Зажимаем кулаки, закрываем глаза, спим)

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора. (Разжимаем кулаки)

Зашагали пальчики – девочки и мальчики. (Шагают)

Пришли. Поиграли, поплясали, порисовали и т. д. (Имитация слов движениями)

Пора домой. Пошагали пальчики – девочки и мальчики. (Шагают, прячут руки за спину)

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

С силой вытяните платочек.

3) Пальчиками можно рассказывать стихи.

«Апельсин»

Мы делили апельсин. (Сжимаем ручку в кулачок)

Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Разгибаем большой пальчик)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура! (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас - беда! (Берем вторую ручку и двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся – сюда! (Складываем руки домиком)

4) Станция «Игровая»

Игры для формирования звукопроизношения.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Послушайте, как воет вьюга. Теперь мы её изобразим.

«Вьюга начинается» - тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу«сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга заканчивается говорят тише; по сигналу «вьюга закончилась» - замолкают.

Аналогично проводится игра «Насос»

Речевая игра «Насос»

Представьте, что вам надо накачать велосипедные шины. Подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: пылесос, мясорубка, сороконожка, листопад, снегопад.

5) Станция «Расскажи-ка»

Для составления рассказов и заучивания стихотворений мы используем мнемотаблицы. Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

V. Подведение итогов родительского собрания.

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

Каким может быть решение нашего родительского собрания (высказыванияродителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи младших дошкольников» МДОУ «Детский сад №15 «Звёздочка» структурное необособленное подразделение «Лебёдушка» Собрание – практикум для родителей второй младшей группы.

Слайд 2

Речь в 4 года Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание. У ребёнка накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи. В речи появляются сложные формы предложений. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают. Затрудняются назвать части предмета, части тела.

Слайд 3

Чему должны учить ребёнка? Обогащение словарного запаса. Формирование звуковой культуры речи. Формирование грамматического строя речи. Обучение рассказыванию, связной речи. Развитие выразительности речи.

Слайд 4

Выберите из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментируйте свой выбор. 1 . Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения. 2. Общение ребенка с другими детьми. 3. Речь взрослого – образец для подражания. 4. Paзвитие мелкой моторики рук. 5. Чтение детской художественной литературы. 6. Игры с ребенком взрослых и друзей Как вы думаете, какие основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста ? Чем мы должны заниматься с ребенком ?

Слайд 5

Проблема: дети младшего дошкольного возраста на речевых занятиях не проявляют активности, в лучшем случае повторяют небольшие речевые конструкции за воспитателем. Противоречие: между усилиями и затратами педагога и полученным результатом.

Слайд 6

« Никакое воздействие взрослого на процессы психического воздействия не может быть осуществлено без реальной деятельности самого объекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития» Д.Б. Эльконин

Слайд 7

Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

Слайд 8

Станция «Творческая» «Скажи какой?» (подберите эпитеты)

Слайд 9

«Назови ласково»

Слайд 10

Станция «Сказочная» 1)Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть … 2 ) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна ! 3 ) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул ! 4 ) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».

Слайд 11

Станция «Наши руки не знают скуки» 1 этап Массаж . Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов. а) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью. б ) Потереть ладони, похлопать. 2 этап 1)Пальчиковые игры без предметов. 2 ) Пальчиковые игры с предметами. 3 ) Пальчиками можно рассказывать стихи. голова желудок печень почки сердце

Слайд 12

Станция «Игровая» (игры для формирования звукопроизношения) Речевая игра «Вьюга» « Вьюга начинается» - тихо « У-У-У…»; « сильная вьюга» - громче ; по сигналу- «вьюга заканчивается» - тише ; « вьюга кончилась» - замолкают. Речевая игра «Насос» Возьмите насос и накачайте велосипедные шины, подражая действию насоса произносите звук «С-С-С…».

Слайд 13

Чистоговорки : Уп , уп , уп – мама варит суп. ( зв . П.) БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. ( зв . Б) «Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку». ( зв . П-б ) « Жа - жа – жа , есть иголки у ежа». « Жу-жу-жу молоко дадим ежу».

Слайд 14

Словесные игры « Почемучка» Из каких слов состоят слова : листопад, пылесос, снегопад, мясорубка, сороконожка

Слайд 15

Станция «Расскажи-ка» В руки овощи берем ... В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.

Слайд 17

Рассказывание по мнемодорожкам

Слайд 18

Составление рассказа по серии картинок

Слайд 20

Спасибо за внимание! Успехов Вам в воспитании и обучении ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Родительское собрание в первой младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»...

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка...

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум

Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития   детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи младших дошкольников"

Цель: формирование доверительных и доброжелательных отношений между педагогом и родителями.Задачи: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребѐнка;довести до понимания родителей, что ...

Родительское собрание во второй мл. группе: «Развитие речи детей во второй младшей группе через восприятие художественной литературы. »

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; способствовать развитию ком...