Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет по теме "Здравствуй, зимушка - зима!"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ярцева Татьяна Александровна

Электронный образовательный маршрут совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет по теме "Здравствуй, зимушка - зима!" направлен на уточнение представлений детей о зиме как о холодном времени года, закрепляет умения различать изменения в живой и не живой природе, рпасширяет представления о зимних забавах и праздниках, вызывает интерес к художественной литературе, знакомит с произведениями русских художников, приобщает к музыкальной культуре, способствует детскому творчеству

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obr.marshrut.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный маршрут для организации  совместной деятельности детей и родителей  в сети Интернет

 “Здравствуй, зимушка - зима!”

Образовательная область: “Познавательное развитие”

                                                                                          Автор составитель: 

Ярцева Татьяна Александровна,

воспитатель

                                                                        Целевая аудитория:       дошкольники 4- 7 лет

Уважаемые родители!

   Чем заняться в длинный, зимний вечер, когда вся семья в сборе и хочется провести время не за просмотром телевизора? Предлагаю Вам образовательный маршрут,  благодаря которому вы совершите  экскурс по белоснежной красавице – зиме, проследите, какие изменения в живой и неживой природе случаются зимой, пополните знания детей  о зимних забавах и  видах спорта, почувствуйте красоту и выразительность языка произведений  русских писателей, совершите  виртуальную экскурсию в картинную галерею, побеседуете о традициях празднования Нового года , а также  проведёте с ребенком исследования, которые предоставят возможность найти ответы на вопросы: «Как?» , «Зачем?» и «Почему?»

Вы можете четко следовать логике предлагаемого маршрута, проводя вместе свободные вечера или выходные дни. А можете, воспользовавшись рекомендациями, построить свой маршрут. Самое главное: оставайтесь вместе с ребенком  и помогайте ему познавать мир, в котором мы живем!

Шаг 1 “Белоснежная зима!”

Объясните ребенку, почему наступает зима. Можно наглядно продемонстрировать на глобусе и объяснить причину смены времен года или сказать упрощенную трактовку этих фактов: Земля, наша планета, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а следовательно тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Посмотрите с ребенком познавательное  видео “Почему происходит смена времен года?” (продолжительностью 3.59 мин)

https://www.youtube.com/watch?v=qFB54ZnLcZU

Прочитайте ребенку рассказ В.Архангельского “Летят снежные пушинки”

https://www.zaiushka.ru/летят-снежные-пушинки/

Побеседуйте с ребенком о содержании прочитанного рассказа по вопросам:

  • О каких же снежинках пушинках идет речь в рассказе?
  • Давай вспомним, какие образные выражения  использовал автор для описания снежинок? (“Цветок с шестью лепестками”, “Звездочек с шестью лучами”)
  • Как же образуются снежинки? Откуда они берутся?
  • Почему хрустит снег под ногами?
  • Почему образуется наст?
  • Как образно говорит автор о беге зайца по насту? (“Бежит, как по паркету”, “Летит, как в валенках”)
  • А кому трудно передвигаться по насту? Почему?

Прочитайте ребенку отрывок из рассказа Г. Скребицкого “Четыре художника. Зима”

http://www.planetaskazok.ru/skrebitskyskz/chetyrekhudozhnikaskrebskz

Побеседуйте с ребенком о содержании прочитанного рассказа по вопросам

  • Вспомни, с кем сравнивает автор зиму? Как он ее описывает? (Художница Зима, седая чародейка Зима)
  • Какие образные выражения автор использует для описания зимней природы? (Снежная шапка на холме, деревья одеты в тяжелые снеговые шубы, на глаза нахлобучены меховые шапки, белое покрывало на рябине)
  • Как позаботилась зима о животных?
  • Согласен ли ты, что снег зимой бывает разным. Подумай каким бывает снег в ясный морозный день?
  • Каким становится снег, когда начинается оттепель?
  • Как автор описывает зимнюю картину, которую увидело солнышко, выглянув из - за туч?
  • Как ты думаешь, почему снег под солнечными лучами из белоснежного  превратился в разноцветный?
  • Расскажи, что в зимней природе тебе нравится больше всего.

Посмотрите вместе с ребенком мультимедийные слайды “Вот и наступила зима”

https://ok.ru/video/2151802741

После просмотра слайдов,  поговорите о характерных признаках зимы.

Также можно поговорить с ребенком о зимних забавах:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=104&v=Yu293tWcJic

Зимние забавы - санки, лыжи, коньки, закаляют тело ребенка, укрепляют силы, оставляют незабываемые впечатления в душе ребенка. Обучать ходьбе на лыжах можно уже с трехлетнего возраста. Активная динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование стопы, осанки, совершенствование всех систем и функций организма. Выполнение разнообразных движений на лыжах способствуют развитию у детей смелости, решительности, приучает их преодолевать трудности, формирует выдержку. Поверьте, ходьба на лыжах доставить вашему ребенку огромное удовольствие.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2017/11/03/prezentatsiya-zagadki-o-0

Не забывайте о том, что в процессе отгадывания загадок, дети должны мотивировать свой ответ. Если ребенок правильно называет и объясняет отгадку, то это говорит о его умении сопоставлять описание с реальным предметом или явлением. Помните, что загадывая загадки, мы развиваем у него слуховое внимание, быстроту мышления.

Послушайте песни о зиме:

https://ru123.iplayer.info/q/детская+песня+зимушка+зима/

Предложите ребенку собрать пазл “Зима”

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=20332227a3c

Шаг 2 “Зима глазами русских писателей, поэтов и художников”

Зима всегда была красивейшим временем года, завоевавшим сердца писателей, поэтов и художников. В литературе и искусстве этот период всегда ассоциируется с различными  “снежными” мотивами: укутанные в белые шапки леса, пушистые белые покрывала на полях, сани пробирающие через высокий снег и т.д.

Познакомьте детей с произведениями русских поэтов о зиме:

http://www.vampodarok.com/stihi/detskie/prazdniki/ny/cont137.html

http://obrazovaka.ru/biblioteka/balmont/snezhinka-stih

http://detskiystih.ru/collection/stihi-pro-zimu-dlya-detej-5-6-let.html

Выучите понравившиеся строки. Обсудите, какие образные слова используют авторы в своих произведениях. Обратите внимание на то, как описывает снежинку поэт К.Бальмонт в стихотворении “Снежинка”. Предложите ребенку нарисовать снежинки, подберите к ним строчки из стихотворения

Рассмотрите картины русских художников о зиме:

http://www.andrei-stoliar.ru/post19912933

http://allforchildren.ru/pictures/art_winter.php5

Зима в картинах русских художников - сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи  русской зимы. Обязательно обратитесь вместе с детьми к сочинениям - описаниям, размещенными под  каждой картиной.

Шаг 3 “Зимний праздник - Новый год”

Напомните ребенку, что с наступлением зимы, мы ждем самый удивительный и волшебный праздник - Новый год!. Вспомните приятные семейные минуты этого праздника и посмотрите следующие мультфильмы “Зимняя сказка. Советский мультфильм про Новый год для детей” (продолжительностью 13.10 мин)

https://www.youtube.com/watch?v=_c7dAryQnME

Послушайте песенки про этот замечательный праздник:

https://www.youtube.com/watch?v=bk6MGsDnMJs&list=PLQrFHHPVrvrxtc_9vZZejhMOHPPbPHPiL

https://www.youtube.com/watch?v=OHY3bydTeZo&list=PLQrFHHPVrvrxtc_9vZZejhMOHPPbPHPiL&index=3

https://www.youtube.com/watch?v=1M1qx0jto5I

Предложите ребенку послушать сказки, рассказанные самим Дедом Морозом (продолжительностью 6.20 мин)

 https://vk.com/video37516395_170781466

Посмотрите вместе с ребенком документальный фильм “Дед Мороз приглашает в сказку” (продолжительностью 18.40 мин)

https://vk.com/video29446226_164359097

По окончании просмотра мультфильма побеседуйте с ребенком о его сюжете.

Поговорите с ребенком о традициях празднования Нового года и украшения елки в новогодний праздник. Соберите пазл с ребенком. Собирая пазлы,  у ребенка развивается внимание, воображение, мышление, усидчивость. Играя в “Пазл - летающие сани Деда Мороза “ покажет ребенку, кого взял с собой дедушка в сказочное путешествие. После того, как ребенок собрал пазл, рассмотрите с ним картинку и спросите ребенка, кого Дед Мороз взял с собой в путешествие.

http://mumskids.ru/game/gameid/647

Не менее интересной окажется игра на внимание “Наряди елочку”

https://www.karusel-tv.ru/games/tree

Шаг 4 “Как животные и птицы живут зимой?”

Познакомьте ребенка  с образом жизни диких животных зимой. Поговорите с ребенком о том, чем питаются звери и как добывают пищу в зимнюю пору. Расскажите, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Посмотрите с ребенком познавательное видео “Как звери к зиме готовятся?” (продолжительностью 6.03мин.)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=225&v=x4Djfhe87e4

После просмотра видео задайте ребенку вопросы:

  • Почему белочка зимой меняет цвет шубки?
  • Какие запасы делает на зиму белочка?
  • Зачем зайцу белая шубка?
  • Какая часть тела зайца белеет первой?
  • Устраивает ли заяц себе домик?
  • Что спасает зайца от врагов? (быстрые ноги, задние лапы у него очень сильные, ими он отталкивается и делает большие прыжки)
  • Как лиса готовится к зиме? На какой части тела у лисы отрастает густая шерсть и для чего?
  • Меняет ли волк свою шубу зимой? (нет).
  • Какая шуба становится у волка зимой? (густая, длинная).
  • Зачем волку,  такая шерсть? (у волка нет жилища, спит прямо на снегу, закрыв нос и лапы. Спит днем, ночью охотиться)
  • Какие животные впадают зимой в спячку? (Еж, медведь)
  • Где зимует медведь и еж? (в берлоге, норке)
  • Делают ли медведь запасы на зиму? (нет)

Загадайте ребенку загадки, используя презентацию. Отгадывая загадку, на слайде ребенок увидит картинку - отгадку.

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-zagadki-o-dikih-zhivotnih-nashego-kraya-995382.html

Зимующие птицы. Детям про птиц зимой. (продолжительностью 4.55 мин.)

https://www.youtube.com/watch?v=7kkactNzHBE

Задайте ребенку вопросы:

  • Каких зимующих птиц ты знаешь? Назови.
  • Чем питаются снегири зимой? Всю ли ягоду рябину съедает снегирь? (питается семенами, почками, из рябины выедает только семена)
  • Какую птицу называют санитаром леса?
  • Какая птица крадет яйца?
  • Какие птицы перебираются ближе к жилью человека и для чего? (воробьи, синицы, чтобы легче добыть корм)

Позаботьтесь вместе с ребенком о зимующих  птицах – повесьте кормушку, сделанную своими руками из самых простых подручных средств, которые обычно выбрасываем на свалку.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=105&v=mymlophKcwg

А также можно изготовить с ребенком «съедобную» кормушку для птиц

https://www.youtube.com/watch?time_continue=112&v=r9vcC0mTRMY

Шаг 5 “Опыты зимой”

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают любознательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, ребенок учится рассуждать, делать умозаключения. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.

Попробуйте с ребенком поразмышлять, почему зимой идет снег. Откуда берется  снег? Что такое снежинка?

Посмотрите с ребенком мультфильм про снег. Откуда берется снег? (продолжительностью 2.23 мин)

https://www.youtube.com/watch?v=oU3aMTbr_60

Посмотрите с ребенком еще один познавательный мультфильм “Откуда берутся и что такое снежинки?” (продолжительностью 3.16)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=100&v=uAn9bN5jfyc

После просмотра, спросите ребенка, что такое снежинки, откуда они берется. Если ребенок затрудняется с ответом, то дайте ребенку более короткое объяснение, например, снежинка - это замершие маленькие капельки воды, вернее даже пара. При низкой температуры пар поднимается к облакам. Во время этого процесса капельки пара объединяются между собой, замерзают и превращаются в крохотные снежинки. А падают они вниз, потому что становятся тяжелыми и не могут удержаться на облаках.

Во время ежедневных прогулок проводите с ребенком опыты

Опыт 1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю будто одеялом, сохраняя растения от мороза. Выходя на прогулку с ребенком, возьмите 2 бутылки с водой одинаковой температуры (температура воды измеряется градусником). Попросите ребенка закапать одну бутылку в снег, другую пусть останется на участке. В конце прогулки измерьте с ребенком температуру воды снова. Помогите ребенку сделать вывод (бутылка в снегу охладилась меньше)

Опыт 2. Превращение воды из жидкого состояния в твердое: вода на морозе,  превращается в лед. Предложите ребенку развести в воде краску, залить подсвеченной водой формочки и поставить на некоторое время в морозильную камеру. Достаньте с ребенком, из формочек получившиеся ледяные фигурки и используйте для украшения на прогулке.

Опыт 3. Превращения снега в воду: предложите ребенку набрать снег в прозрачную емкость и принести домой. Пусть ребенок понаблюдает, что происходит со снегом в теплом помещении. Тем самым, ребенок убеждается, что снег превращается в воду. Спросите, какая вода? Что он заметил в воде. Можно ли ее пить? Почему нельзя? Как он думает, откуда в воде частички грязи, ведь снег белоснежный? Помогите ребенку порассуждать, что во время снегопада снег собирает из воздуха, частички пыли и грязи. Несмотря на то, что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Подведите ребенка к выводу, почему нельзя есть снег (можно не только простудиться, но и получить кишечную инфекцию)

Поиграйте в словесную игру:

  •  Лед твердый, а снег……... (мягкий)
  • Лед бесцветный, а снег……. (белый)
  • Лед прозрачный, а снег……. (не прозрачный)
  • Лед хрупкий, а снег….. (рыхлый)

Опыт 4. Что делают зимой деревья?: по окончании прогулки предложите ребенку взять домой срезанную веточку дерева. Пусть ребенок сам поставит срезанную веточку в воду и наблюдает за ней каждый день. Через несколько дней ребенок заметит набухание почек. Рассматривая строение почки, ребенок может убедиться в том, что внутри находится маленький, словно во много раз сложенный листочек. Внешняя оболочка почки предохраняет листочек от мороза. Подведите ребенка к выводу: зимой деревья живые, но их рост прекращается, деревья отдыхают.

  

Уважаемые родители, наш образовательный маршрут подошел к завершению. Мы познакомились с чудесным временем года - зима. Познавайте мир со своим ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет "ПЕСОК"

Этот образовательный маршрут посвящен песку. Это вещество обладает уникальным свойствам. Предлагаем вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей, чтобы поближе познако...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Что такое ракета?», образовательная область «Познание».

Подробный, разнообразный и увлекательный   образовательный маршрут для совместной деятельности детей и  родителей  в сети интернет "Что такое ракета".  Материал соде...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Что такое ракета?», образовательная область «Познание».

Образовательный маршрут -   помощник для совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет. Данный образовательный маршрут содержит познавательный, занимательный, развивающий материа...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Зачем нужны деревья?» (для детей 4-5лет)

Уважаемые родители! Мы с Вами знаем о глобальных застройках, расширениях городов и следовательно очищения пространства от зеленых зон. Строятся заводы, увеличивается количество автомобилей на дор...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет По познавательному развитию «Дорожная азбука» для детей среднего дошкольного возраста

Актуальность проблемы:На дорогах России увеличивается число пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях с каждым годом. К большому сожалению, в числе пострадавших есть и дети. Причиной м...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет Тема: "День защиты детей с семьей"

Материал разработан для совместной деятельности  детей и  родителей . Состоит из подборки заданий, которые  будут интересны детям ....