Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_palchikovyh_igr_v_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 67.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Главный показатель хорошего физического и нервно-психического развития ребенка - развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный жизненный опыт ребенок накапливает благодаря игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает, от своих рук…»
На верхнюю конечность, в частности кисть и пальцы, приходится огромная доля двигательной деятельности человека. Домашний быт, самообслуживание, вся наша повседневная жизнь немыслима без ее участия. Рука играет основную роль в многообразных трудовых процессах.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти.
Систематическое выполнение пальцевой гимнастики благоприятно отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для рук укрепят мышцы, повысится их координация, сила и гибкость, легче будут даваться мелкие и точные движения. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Высокий уровень развития мелкой моторики рук является необходимой предпосылкой для успехов в учебной бытовой и трудовой деятельности.
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I.группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключатся с одного движения на другое.
II.группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III. группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:
Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.
Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др.
Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
«Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.
Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.
В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».
У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Примеры пальчиковых игр для детей:
«Оладушки»
Бабушка, бабушка
(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.)
Испекла оладушки.
Один Машеньке,
Один Коленьке…
И т.д., перечисляя всех детей.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Хлопают в ладоши.)
«Прятки»
В прятки пальчики играли
(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
«Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать,
(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
(Поднимают большой палец вертикально.)
Тише, тише, не шуми,
Братиков не разбуди!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
«Фонарики»
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
Фонарики зажглись!
(пальцы выпрямить)
Фонарики погасли!
(пальцы сжать)
Упражнение выполнять несколько раз.
«Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был?
(Дети показывают большие пальцы на обеих руках.)
С этим братцем в лес ходил.
(Поочередно соединяют остальные пальцы с большим .)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Примеры пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.
«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.))
Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять….
(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим,
указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Поочередное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.»
Приходили прямо к дому
(Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.)
А мизинчик-малышок
(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставляются вверх.)
Сам забрался на порог.
(Постучать кулачками друг о друга.)
Вместе пальчики — друзья.
(Ритмично сжимать пальчики в кулачки разжимать.)
Друг без друга им нельзя.
(Соединить руки в «замок».)
«За работу»
(Пальцы сжаты в кулачок.
Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большаку - дрова рубить.
(Разгибаем большой палец.)
Печки все – тебе топить.
(Разгибаем указательный и т.д.)
Тебе – воду носить.
А тебе – обед варить
А тебе – посуду мыть.
А потом всем песни петь.
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)
«Пальчики ложатся спать»
(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик - прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!
(Выпрямить все пальцы.)
Нам гулять идти пора!
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
«Домик»
(Пальцы сжать в кулачок.
Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Разгибаем пальцы.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)
«Дружные пальчики»
(Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному,
начиная с большого.)
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а это – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот - указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
«В конце снова сжимают пальцы в кулак,
но большой кладут сверху.)
«Пять маленьких братьев»
(Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.)
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется большой.
Палец второй – указчик старательный,
Не зря его называют указательным.
Третий твой палец – как раз посередине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,
Неповторимый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший – любимец,
По счету он пятый.
Зовется мизинец.
«Гости»
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Таким образом, пальчиковые игры имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Консультация для родителей. Пальчиковые игры-это мощная целенаправленная трентровка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие....
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Консультация для родителей....
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Роль пальчиковых игр в развитии дошкольников...
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Данный консультативный материал написан для родителей с целью привлечения их внимания к такому важному способу развития детей, как пальчиковые игры. Ознакомившись с данным материалом родители узнают о...
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста.
Предлагаю вам консультацию для использования в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста по теме " Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста". Данный материал ...
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста.
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста....