Консультация для родителей "Малые жанра устного народного творчества: пестушки"
консультация
Предварительный просмотр:
Эмоциональное общение - это самое главное в развитии маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины руки, ее голос, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это очень важно для ребёнка. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками.
Пестушки - песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.
Малые жанра устного народного творчества: пестушки.
Эмоциональное общение - это самое главное в развитии маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины руки, ее голос, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это очень важно для ребёнка. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками.
Пестушки - песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.
Пестушки незатейливы по содержанию и просты по форме. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего.
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Малыш ещё не умеет ничего делать сам и именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, нежно приговаривает:
«Потягушечки! Порастушечки! Поперек толстушечки, Руки - хватушечки. Ноги - бегушечки».
Всё это доставляет малышу массу удовольствия. Прислушиваясь к ласковым словам мамы, кроха смеется и протягивает ручки, вытягивает ножки. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. Так же интересны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на коленях, изображения конской скачки, катание с горы. Такие игры полезны, когда малыш умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:
Поехали, поехали С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку по кочкам, по кочкам - В ямку - бух!
Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз.
Когда малыш начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например,
Та-та-та, та-та-та, Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке, Цапы-цапы за лапочки.
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой.
Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Это всем известные «Ладушки»:
«Ладушки-ладушки, Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки. Где оладушки? - Съели... Нет оладушек!»
Руки ребенка разводятся в стороны. Игра продолжается. Взрослый затем может придумывать другие имена и вновь играть с малышом. При этом ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки
Пестушки – небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Они помогают налаживанию контакта между родителями и ребенком с самого рождения, учат ребенка понимать родную речь. Это достигается выполнением движений под руководством слов, ведь слово в потешках и пестушках неразрывно связано с жестами, которые выполняет ребенок.
Пестушки могут ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. В них можно легко менять имя ребенка.
Пестушка, до сих пор они не утратила своей актуальности. И сегодня дети ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами «бабушкиной педагогики». Многие пестушки кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....
Малые жанры устного народного творчества в режиме дня дошкольника.
Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь...
Особенности волшебной сказки как жанра устного народного творчества
Народное поэтическое творчество (фольклор) представляет собой искусство устного слова и является предметом коллективного творчества. В фольклоре существуют три рода произведений: эпос, лирика и ...
Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...
Конспект НОД «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества»
Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»Задачи:· Образовательн...
КартотекаКартотека малых жанров устного народного творчества
Роль малых жанров устного народного творчества в развитии речи детей и приобщению к чтению....
Консультация для родителей «Сказка как жанр устного народного творчества» Воспитатель: Мышанская Н.В.
Сказка как жанр устного народного творчества.Цель:формировать представление у родителей о том, что фольклор в воспитании детей играет важную роль.Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее ст...