Консультация для родителей
консультация (старшая группа)
Кто такой логопед и что он делает?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takoy_logoped_i_chto_on_delaet.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогие родители, помните, что вы в ответе за будущие успехи вашего малыша. И если вы, прочитав эту статью, задумались и все же решились обратиться к логопеду, то мы всегда рады помочь вам и вашему ребенку.
1. Цели и задачи логопеда
2. Основные причины речевых нарушений
3. Кому нужен логопед?
4. Ребёнок к пяти годам
5. Что такое логопедическая группа
6. Нормы речевого развития
7. Рекомендации учителя логопеда
8. Логопедические игры на кухне
Логопедия– это наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Цель работы учителя — логопеда ДОУ:
Коррекция нарушений звукопроизношения
Задачи:
∙ Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи.
∙ Устранение дефектного произношения.
∙ Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
∙ Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью.
∙ Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).
∙ Устранение дефектного звукопроизношения.
∙ Оказание консультативной помощи родителям и педагогическому коллективу.
∙ Повышение уровня профессиональных качеств.
Причины речевых нарушений.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
Основные причины:
- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода (в период от 4 нед. до 4 мес). Возникновению речевой патологии способствует токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др;
- родовая травма и асфиксия во время родов;
- различные заболевания в первые годы жизни ребенка;
- травмы черепа;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Кому нужен логопед?
Ваш малыш уже вырос из пеленок, и пришло время определять его в детский сад. Чтобы попасть в группу, вы непременно отправитесь в поликлинику, чтобы получить заключение о состоянии здоровья своего чада ряда специалистов, и вот здесь вы впервые познакомитесь с логопедом. Что вы знаете о работе логопеда? Наверняка многие из вас сразу вспомнят кадры старого советского фильма: « Я – ягопед. Испьявьяюфефекты фикции». А ведь работа логопеда намного шире и многограннее, чем исправление звуков.
Как правило, родители трехлеток не озабочены речью ребенка: «Он еще маленький. Вырастет – научится». Немногие родители знают, что ребенок в 3 года, при нормальном развитии, ежемесячно пополняет свой словарный запас на 100 слов! Вас должно насторожить, если ваш кроха не составляет из накопленных слов предложений. Если в его речи мало глаголов и определений. Проверить это просто, предложите малышу ответить: «Что умеет делать мама?» При нормальном речевом развитии ребенок выдает: возраст плюс два слова. Например, если ребенку три года, он произносит пять глаголов (3+2).
Поводом обращения к логопеду в три года может служить и то, что во время речи кончик языка высовывается между зубами. Если малыш в три года неправильно произносит слова – это нормально, так как в это время идет формирование звукового строя речи и ребенок пробует разные варианты произношения. Малыш может изменять сложные слова до неузнаваемости. Однако следите, чтобы слово всегда сохраняло свой контур (количество слогов и ударения), ведь основа слова – гласные звуки.
Но если ребенок и к пяти годам так и не научился говорить слова и звуки, необходимо обратиться к логопеду.
К пяти годам:
∙ Ребенок должен согласовывать слова в роде и числе: красное платье, красная ягода, красный флаг, красные знамена; а к шести годам и в падеже: нет желтых листьев, из синего автобуса, в сером сарафане.
∙ Ребенок должен уметь образовывать и видоизменять слова: бег, бежал, убежал, прибежал, пробежка.
∙ Составлять предложения простые и сложные: «Мама утюгом гладит папину рубашку», «Когда кончится дождь, мы пойдем гулять».
∙ Правильно пользоваться предлогами, не путая их. Примеры: «Зайчик выглянул из-за куста», « Коля достал мяч из-под лавки».
∙ Четко знать: «право – лево», «вчера- сегодня- завтра».
Еще одним показателем успешного овладения речью может считаться развитый фонематический слух и элементарный звуковой анализ слов. Фонематический слух – это различение фонем: частичек слова, имеющих смысловое содержание. Нарушение фонематического восприятия приводит к нарушению звуков и заменам в устной речи, а в школе заменам букв на письме: (зук-жук), (казета-газета), (чаши-часы). Развитие фонематического слуха – это тоже одна из составляющих работы логопеда.
Что такое логопедическая группа?
Очень часто встречала в своей практике боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедический детский сад. Часто слышала такую фразу: «В логопедическую группу? У меня ребёнок «нормальный», а в этой группе он совсем разучится говорить» Или: «Мы так долго привыкали к детскому саду, переход в другой садик будет психологической травмой для моего ребёнка. Подскажите какие-нибудь упражнения, я буду с ним сама заниматься».
Логопед–это педагог, который устраняет различные нарушения речи, как у детей, подростков, так и взрослых. Логопед кроме педагогических знаний обладает и основами медицинских знаний, так как речь – это психический процесс. Логопед должен разбираться в причинах возникновения речевых нарушений для того, чтобы правильно подобрать методику по коррекции того или иного нарушения речи. Логопед уже с первых дней жизни может диагностировать и прогнозировать речевое развитие ребенка. Например, такое речевое нарушение как дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата) можно диагностировать у ребенка с первых месяцев жизни и вести профилактическую работу. Ранняя диагностика речевых дефектов и работа над их устранением позволит сократить время на исправление и повысить шансы на успех.
Логопедическая группа детского сада- это специализированная группа детского сада (а может и весь детский сад), в которую зачисляют детей со схожими речевыми дефектами с сохранным слухом и интеллектом обычно в возрасте 5-ти лет на один год обучения, после прохождения ТПМПК (территориальной психолого - медико -педагогической комиссии). Штат группы : учитель – логопед, два воспитателя, помощник воспитателя. Логопедические занятия проводятся ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения. Все остальные занятия проводятся так же как в массовых группах детского сада. В вечернее время после сна ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда. На фронтальных логопедических занятиях дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, учатся правильно употреблять лексико - грамматические категории родного языка (образование множественного числа существительных, уменьшительно - ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов и многое другое), развивают связную речь (пересказывают рассказы, придумывают свои рассказы сказки, составляют описательные рассказы). На занятиях по формированию фонематического слуха дети учатся выделять заданный звук из ряда других звуков, определять место звука в слове, делить слова на слоги, развивают графомоторные навыки. На каждого ребенка заводится тетрадь взаимосвязи «Логопед - родитель», где логопедом даются родителям рекомендации по работе с детьми дома. Логопедическая группа дает хорошую подготовку детям к школьному обучению.
Нормы речевого развития
0-1 год | 1-2 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5 лет |
а, у, и, п, б, м | о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф | й, ль, э, с, сь, з, зь, ц | ш, ж, ч, щ | л, ль,р, рь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...