Мы растём усидчивыми (консультация для родителей)
консультация (старшая группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Консультация учителя-дефектолога для родителей "Мы растём усидчивыми"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_rastem_usidchivymi.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мы растём усидчивыми

(консультация для родителей)

   Тот, кто не способен сосредотачиваться на чём-то одном, тратит впустую массу времени и сил. Но всё поправимо!

   Любому родителю хочется, чтобы его чадо росло усидчивым и упорным. Когда родители вправе ждать от своих детей появления этих полезных качеств и как помочь им развиться?

Внимание – прежде всего!

«Твой малыш может заниматься сам? А наш посидит немного со мной за книжкой и убегает всё время отвлекается, такой невнимательный, неусидчивый!» - жалуется мама. Думаю, многие мамочки не раз слышали подобные разговоры или были их участниками.

Усидчивость – это способ концентрировать своё внимание на каком-либо объекте (даже непривлекательном!) в течение довольно длительного времени и терпеливо доводить работу до конца. Воспитание усидчивости невозможно без развития внимания.

Часто родители ждут проявлений внимания у детей уже с 2-3 лет. В то время как даже и у 5-6-леток внимание носит ещё непроизвольный характер. Непроизвольный – это значит «не управляемый волей», то есть ребёнку трудно сосредоточить внимание по требованию. В старшем дошкольном возрасте внимание ещё неустойчиво. Малыша можно легко чем-то отвлечь, он не хочет заниматься тем, что для него не привлекательно, не интересно, часто меняет свои занятия, хватается то за одно, то за другое.

«А как же, - спросите вы, - когда ребёнок часами занимается конструктором или рассматривает книгу? Он ведь концентрирует внимание, да ещё как! Обедать не дозовёшься». Совершенно верно! Особенность внимания дошкольника как раз в том, что он способен долго заниматься тем, что для него интересно. Если вдруг рядом возникнет что-то ещё более привлекательное (ребёнок смотрел книгу, и тут по телевизору стали показывать его любимые мультфильмы), то он может резко переключиться на телевизор. А когда добавится ещё что-то (мама пришла из магазина и принесла новые карандаши), малыш бросит все прежнее и схватится за то, что стало ещё более интересным на данный момент.

И это вовсе не так уж и плохо. Как раз такая непроизвольность внимания и позволяет ребёнку ещё за 3-4 года до школы освоить огромный объём информации, интересоваться всем на свете и многое перепробовать.

«Хорошо» - скажет кто-то, - если кроха хоть конструктор собирает. Мой-то вообще слоняется из угла в угол: за одно возьмётся, потом за другое, ничем толком заняться не может!»

Нам почему-то кажется, что ребёнок должен тихо заниматься в своём уголке, не мешая родителям отдыхать или делать домашние дела. В то же время нам хочется, чтобы он потом успешно учился в школе (опять-таки лучше самостоятельно), был усидчивым и аккуратным.

Тут важно понять: над развитием детского внимания придётся потрудиться вместе. Не всем малышам удаётся увлечь себя самим, и здесь им на помощь должны прийти мамы и папы, воспитатели.

  • Если хотите привлечь ребёнка к какой-либо работе или занятию, опишите привлекательные стороны этой деятельности.
  • Дети любят всё яркое, неожиданное, эмоциональное. Можно придумать небольшую сказочную историю о задании, которое надо сделать или придать занятию элемент соревнования.
  • Занимаясь с ребёнком, выражайте свои эмоции: хвалите его за успех, радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним.
  • Одно из главных средств организации внимания – речь. Пусть малыш проговаривает задание вслух, комментирует свои мысли, как он станет выполнять его. Это поможет ему спланировать свои действия.
  • Взрослый должен помочь ребёнку выстроить план: «Что ты будешь делать сначала? Что потом» Посмотри туда-то…». Его инструкции должны быть понятны и доброжелательны.
  • Постарайтесь создать для занятий спокойную, тихую атмосферу. Сведите к минимуму отвлекающие факторы – выключите телевизор, музыку, отложите подальше игрушки.

И всё же малыша может многое отвлекать. В этих случаях взрослому лучше направлять внимание ребёнка не приказами: «Не вертись!», «Куда ты смотришь?», а предложениями закончить то дело, которым вы вместе занимались: «Давай поставим ещё два кубика», «Посмотри, тебе осталось немного – только цветок раскрасить».

Помните, что болезненные, ослабленные, впечатлительные малыши чаще отвлекаются, уровень концентрации внимания у них ниже. Учитывайте это, занимаясь с детьми. Не забывайте. Что 5-летний малыш может удерживать внимание на одном занятии около 15 минут. Потом ему необходимо переключиться на что-то другое. Поэтому не усердствуйте с занятиями и не требуйте от ребёнка корпеть над заданием больше, чем он способен в его возрасте.

Учимся терпению

Развивая внимание малыша, мы одновременно учим его доводить до конца начатое дело, достигать определённой цели. Это умение необычайно важно для последующего обучения в школе. Достигнув определённых успехов в развитии внимания, ребёнок уже может довести до конца начатое занятие. Но ему потребуется и определённое терпение. В силах родителей и воспитателей научить детей трудиться и добиваться результатов!

Терпеливость и усидчивость развиваются прежде всего в игре. Игра способствует становлению произвольности поведения, то есть способности малыша контролировать себя самому, а значит и выполнять необходимые правила. Умение и способность правила игры требуют от ребёнка проявлять терпение, а иначе его не примут в игру.

Труд, как ничто другое, способствует воспитанию терпения и желанию добиваться результатов. Трудиться можно везде. Пусть помогает выполнять дела по хозяйству. Летом работайте вместе на дачном участке, делайте дома поделки, аппликации, лепите из пластилина. Всегда обращайте внимание малыша на результаты его труда: «Посмотри, как стало чисто!», «Теперь морковка вырастет сочной – ни одного сорняка ты не оставил!», «Бабушка очень обрадуется твоей поделке!». Не забывайте хвалить ребёнка за хорошо выполненное дело!

Только вот детское желание трудиться не всегда одобряется родителями: полы могут быть вымыты банным полотенцем, а в процессе мытья посуды вполне реально не досчитаться пары чашек. И здесь главное – не дать волю гневу, чтобы начисто не отбить детское желание помогать вам. Малыш-то от души хотел помочь!

Необходимо поддерживать детскую инициативу. Искренне похвалите ребёнка за помощь и укажите, как нужно действовать в следующий раз («Для пола есть специальная тряпка», «Чашечку надо держать за ручку покрепче»).

Терпение малыша можно развить практически в любой деятельности. Важно помнить несколько моментов.

  • Не стоит ждать, что ребёнок (особенно впечатлительный и непоседливый) начнет сам проявлять терпение. Как всегда, ответственность за это – на взрослом.
  • Взрослые должны организовать деятельность малыша. Пусть сначала ответит на вопросы: «Что ты хочешь получить в результате? Что для этого нужно? Что сначала, а что потом?».
  • Необходимо всячески эмоционально поддерживать вашего ребёнка: подбадривать, направлять. Не забывайте о похвале! Но это не должны быть просто слова «хорошо», «молодец». Покажите крохе, что с чем-то он справился особенно хорошо, что сегодня что-то ему удалось лучше, чем в прошлый раз. Обязательно скажите, почему он достиг успеха: «Ты старался и был терпелив!»

Наблюдая за любым занятием малыша, следите, доводит ли он его до конца: не бросает ли кормить куклу на полпути, довозит ли машину до пункта назначения. Если нет, включитесь в игру, мягко направьте его к завершению сюжета: «Давай накормим куклу и уложим спать», «Как же мы построим дом, если не выгрузим кирпичи?».

Если у ребёнка что-то не получается, успокойте его. Напомните, что иногда нужно пробовать много раз, чтобы получилось. Предложите отдохнуть, а потом начать снова. Ободряйте малыша, говорите, что он обязательно справится, надо лишь ещё немного постараться.

Помните: лучший пример для детей – его родители. Будьте сами терпеливы, доводите дела до конца, выполняйте обещанное, поддерживайте детские начинания и хвалите за достижения, и вы непременно увидите положительные результаты.

Ольга Базанова, психолог

Игры и упражнения на развитие внимания

«Что изменилось?

Поставьте перед ребёнком 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы он закрыл глаза, и уберите одну игрушку. Открыв глаза, малыш должен угадать, кто спрятался.

«Съедобное – несъедобное»

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если водящий назвал что-то съедобное, а если нет – опускать руки.

«Повторяй за мной»

Под любую считалочку вы ритмично выполняете простые движения.

Например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете.

Пусть ребёнок повторяет за вами движения. Неожиданно для него вы меняете движения, а он должен заметить это и сменить движение.

 

«Выполни по образцу»

Включает в себя задание не прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. каждый из узоров требует повышенного внимания ребёнка, выполнения несколько последовательных действий:

а) проанализировать каждый из элементов узора;

б) правильно воспроизвести каждый элемент;

в) удерживать последовательность в течение продолжительного времени.

«Три пункта»

Стимулирует развитие внимания. Вы предлагаете ребёнку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите ребёнку: «Раз, два, три – беги!» - и ребёнок быстро выполняет все пункты задания. Причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные. Вот, например, простейшее задание:

1.Хлопни в ладоши 3 раза.

2.Назови какой-нибудь предмет мебели.

3.Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Можно усложнять и менять задания, играть в компании из нескольких человек.

«Корректурная проба»

Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» буквы в них, а в результате сформировать внимательность.

Возьмите старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут предложите вычеркнуть все встретившиеся буквы «а».

При этом ставится условие, что если ребёнок пропустит больше четырех букв, то он проиграл, четыре и меньше – выиграл.

«Найди отличия»

Покажите ребёнку два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один отличается от другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Внимание и усидчивость в дошкольном возрасте"

Родителям объясняется что такое внимание, усидчивость в дошкольном возрасте и как правильно их развивать....

Консультация для родителей ТРЕНИРУЯСЬ, МЫ РАСТЁМ, МЫ СИЛЬНЕЕ С КАЖДЫМ ДНЁМ!

Как важно родителям приобщать детей к физической культуре....

Консультация для родителей на тему: «Воспитание усидчивости у детей»

Консультациядля родителей на тему:«Воспитание усидчивости у детей»...

«Что такое усидчивость и каковы причины неусидчивости». Консультация для родителей.

Материал для воспитателей детского сада, для родителей. Онпоможет родителям научить детей в некоторой степени управлять своим вниманием, которое постепенно начинает приобретать характер произволь...

Консультация для родителей " Воспитываем усидчивость в ребёнке"

Усидчивость неразрывно связана с вниманием и представляет собой способность саморегуляции и самоконтроля. Усидчивость не является врождённым качеством, она формируется в течение жизни. Усидчивый ребён...

Консультация для родителей детей 1 младшей группы с презентацией " Растём играя!"

Консультация  для родителей детей 1 младшей группы с презентацией " Растём играя!"Игра- любимая  деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка о...