Картотека игр по психогимнастике
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека психогимнастических этюдов для детей дошкольного возраста.
Упражнения на расслабление мышечного напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_psihogimnastike_1.docx | 44.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ УТРЕННИЙ СБОР Приветствие Цель: сплотить детей и создать атмосферу группового доверия Описание игры Дети вместе с педагогом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить: Доброе утро, Ася (улыбнуться и кивнуть головой) Доброе утро, Миша(называются имена детей по кругу) Доброе утро, (имя педагога) Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают) Доброе утро, небо (аналогичное движение руками) Доброе утро, всем нам ( все разводят руки в стороны, затем опускают) Букет пожеланий Цель: научить детей доброжелательно относится друг к другу Описание игры Дети собираются в круг, у каждого – цветочек. Учитель улыбается, здоровается и передает ребенку цветочек с пожеланием, а тот – следующему, букет постепенно увеличивается и к учителю возвращается не только его цветочек, но и целый букет – букет пожеланий. Дети вместе с учителем делают вывод: пожелай здоровья, сделай добро другому и оно к тебе обязательно вернется. Бутоны цветов Цель: снять эмоциональное напряжение Описание игры Дети собираются в круг. Педагог читает стихотворение, а дети под это стихотворение делают движения (или дети декламируют хором стихотворение) Наши красные цветки Расправляют лепестки Ветерок чуть дышит Лепестки колышет. Наши красные цветки Закрывают лепестки Головой качают, Тихо засыпают Полет в космос Цель: снять напряжение, научить детей фантазировать Описание игры Педагог, перед тем как уложить детей спать, предлагаем им полететь на Луну: «Кровати – это ваши космические корабли. Представьте, что вы – космонавты и совершаете полет в космос. Закройте глаза, расслабьтесь. И, полетели» После сна дети рассказывают, что интересного они узнали на Луне. Сороконожка (I вариант) Цель: научить ориентироваться в пространстве, выстраиваться в заданную фигуру: круг, два круга, две линии, смена линий Описание игры Звучит легкая, ритмичная музыка. Дети строятся друг за другом и входят в зал. Педагог говорит: «Сегодня я расскажу вам про сороконожку. У нее было много дружных ножек. Если какая-то ножка запиналась, путалась, другие не смеялись над ней, не обзывали ее, а наоборот, помогали, потому что знали: если поможешь другому, помогут и тебе. Сороконожка собралась гулять». Педагог- голова сороконожки, последний человек в линии- ее хвостик, а все остальные ребята – дружные ножки. Педагог становится впереди и ведет сороконожку гулять. Она двигается зигзагами по всему залу, пробегает по скамейкам, через них, в процессе движения поднимается на носочки, идет на пятках, делает подскоки и т.д. Сороконожка (II вариант) Цель: ощутить внутренне состояние ребенка Описание игры Выполняются движения Один из примеров: В лесу, где гуляла сороконожка, бежала маленькая, радостная речка, она всему радовалась (все девочки выстраиваются в линию в левой стороне зала и мелкими движениями ног – как речка течет- идет по кругу за ведущей). А в горах бежала сильная и смелая речка(мальчики идут по кругу за ведущим в правой стороне зала) На равнине обе реки встретились, слились в одну большую реку. Она была сильная, широкая, радостная (дети выводят два круга в одну линию и расходятся опять на два круга и др.) Ласковое солнышко Цель: при помощи игры научить детей запоминать правила Описание игры У каждого ребенка – цветок. Педагог предлагает детям назвать одно правило и передать ему цветок. Ребенок называет одно из правил и передает цветок педагогу. Дети составляют букет и называют его «Ласковое солнышко». «Ласковое солнышко» заглянуло в окно, все выбежали на улицу. Дети встают в круг, улыбаясь, здороваются, берутся за руки и каждый называет свое правило и доброе слово. Улыбка Цель: снять напряжение. Научить детей дарить друг другу улыбку Материал: зеркало Описание игры Перед началом занятий педагог предлагает: «Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение». Затем педагог предлагает взять зеркало, посмотреть на себя в зеркало и сказать, что ты самая красивая, самая счастливая и улыбнуться. И с хорошим настроением начать занятие. Мамина песенка Цель: снять напряжение, саморегулировать настроение Описание игры Дети встают в круг, берутся за руки Педагог предлагает : «Вспомните, как мама вам пела песенку. Вам удобно, комфортно. Покачайтесь, послушайте стук сердца. Забудьте все неприятности. Вспомните мамино лицо. Улыбнитесь. Какая красивая мелодия у маминой песенки. Мысленно подпойте. Скажите про себя, что у вас все хорошо» На пляже Цель: снятие напряжения Описание игры Во время игры можно использовать аудиозапись шума волн. Педагог после шумных игр предлагает детям расслабиться : «Расслабьтесь. Сядьте удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы на пляже. Ярко светит солнце. Почувствуйте его тепло. Свежий ветерок с моря помогает вам легко дышать. Шум волн ласкает слух. Вы почувствовали прилив сил, радости, легкости и бодрое настроение. Море волнуется Цель: научить детей быть внимательными Описание игры Выбирается водящий. Остальные дети изображают волны. (В этой игре можно использовать музыку). Водящий громко говорит : «море волнуется –раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура, замри!» При этом музыка прекращается и «волны замирают» Водящий ходит между «замерзшими волнами». Как только он отвернулся, какая – нибудь «волна» может изменить свою позу. Если водящий обнаружил изменение позыи правильно ее описал, то водит тот, кто изменил позу. А если водящий ошибся, то он водит снова. Солнечный зайчик Цель: снять психологическое напряжение. Развить способность понимать свое эмоциональное состояние и уметь его выразить. Описание игры Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот- погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и покружитесь с ним. Улыбнитесь ему» Ласковушки Цель: сформировать чувство близости друг к другу Описание игры Педагог называет детей ласковыми именами и предлагает детям их повторить. Мальчики и девочки называют ласковыми именами друг друга. В конце занятия дети становятся в круг, берутся за руки, дарят друзьям тепло, доброту, желают всем людям быть добрыми и здоровыми. Мое имя Цель: сформировать позитивное отношение ребенка к своему «Я» Описание игры Ведущий задает вопросы: - Тебе нравится твое имя? - Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Дети отвечают. При затруднении в ответах ведущий называет ласкательное производное от имени ребенка , а тот выбирает наиболее ему понравившееся. Ведущий говорит : «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет личным. Например : Бота – Ботагоз, Мика – Мируерт, Дина- Динара, Саша – Александр, Поля – Полина. Связующая нить Цель: сформировать чувство близости с другими людьми Материал: клубок ниток Описание игры Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении педагог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть людей, испытывающих трудности в общении. У ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. Давайте познакомимся Цель: познакомить детей друг с другом Материал: цветок, мячик, волшебная палочка, «ласковый» клубочек Описание игры В данной игре педагог может использовать различные варианты. Дети собираются в круг и по кругу передают друг другу: -цветок, -мячик, -волшебную палочку -«ласковый» клубочек Дети по кругу передают «ласковый» клубочек (клубок мягкой пряжи или шелковых ниток) тому, кто им нравится, при этом называют свое ласковое имя, полученное от мамы дома. - Меня зовут… -Когда я вырасту, меня будут звать… -Я люблю, когда меня называют… Клубочек может передаваться в любом направлении, но конец клубка не отпускается. В конце игры паутина клубка разрезается на маленькие ниточки и каждая ниточка-это ласковое имя друга по кругу. Каждый должен запомнить имя и сохранить ласковую ниточку. Язык Цель: научить детей понимать язык жестов Описание игры Педагог предлагает представить ситуацию, а дети должны изобразить ее с помощью жестов. Ситуация 1 Представь себя в поезде, свою бабушку – на перроне вокзала. Она тебя не слышит, но ты обязательно должен ей сказать: -Что ты хорошо устроился в вагоне -Что ты позвонишь бабушке, когда приедешь -Что у бабушки развязалась косынка и сейчас упадет Детям достается задание передать эту информацию жестами, пока поезд не тронулся. Ситуация 2 Педагог предлагает сказать следующие слова с помощью жестов и мимики: «Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, самый лучший в мире» Кто это? (Карлсон) Ситуация 3 Педагог предлагает детям изобразить с помощью жестов и мимики: цветок, нежность, любовь, силу, скорость, мужество Подарите радость друг другу Цель: научить детей дарить друг другу радость Описание игры Под музыку детям предлагают встать спокойно, ровно, руки держать на поясе Педагог говорит, что рад видеть детей. Отводит в сторону правую руку, как бы берет от сердца радость и дарит ее детям. То же делает левой рукой, затем обеими одновременно. Во время этих движений дети чувствуют внутреннее наполнение и все вместе повторяют его, наполняя пространство вокруг себя радостью, добрым отношением друг к другу. «Драка» Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. «Воздушные шарики» Цель: Снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза. «Корабль и ветер» Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. «Подарок под елкой» Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. «Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь». После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает. «Дудочка» Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!» Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами. «Танцующие руки» Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. «Слепой танец» Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями». Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. «Гусеница» Цель: Игра учит доверию. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. По-стройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту». «Смена ритмов» Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм ра-боты, снять излишнее мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее. «Зайки и слоны» Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. «Волшебный стул» Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по психогимнастике
Этюды и упражнения по психогимнастике. Практический материал в игровой форме....
Картотека упражнений по психогимнастики .
Психогимнастика для дошкольников становится очень популярной в последнее время. Ее используют в работе с детьми не только воспитатели детского сада и учителя, но и родители. Прежде всего, она пол...
картотека игр по психогимнастике
Игры по психогимнастике...
Картотека игр по психогимнастике
Картотека игр по психогимнастике...
КАРТОТЕКА Игр по психогимнастике для детей 5 -7 лет
Игры и упражнения для развития внимания детей 5-7 лет...
Картотека упражнений по психогимнастике
Здоровьесберегающие технологии. Психогимнастика...
Картотека игр по психогимнастики для старшего дошкольного возраста.
Последнее время всё чаще говорят о психогимнастике, она даже включена в обязательную программу дошкольных учреждений. Что же это такое, и как ею заниматься? Как гимнастика полезна для гармоничног...