Артикуляционная гимнастика
консультация
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 311.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
1. Упражнение «Улыбочка» (статическое).
Ц е л ь. Развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. Повторить 5-6 раз.
2. Упражнение «Дудочка» (статическое).
Ц е л ь. Развивать круговые мышцы губ.
Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. Повторить 5-6 раз.
3. Упражнение «Хоботок» (статическое).
Ц е л ь. Развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 с. Повторить 5-6 раз.
4. Упражнение «Лопаточка» (статическое).
Ц е л ь. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка. Повторить 5 – 6 раз.
5. Упражнение «Иголочка» (статическое).
Ц е л ь. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.
Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Повторить 5 – 6 раз.
6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое).
Ц е л ь. Развивать подвижность мышцы спинки языка.
Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Повторить 5 – 6 раз.
7. Упражнение «Желобок» (статическое).
Ц е л ь. Вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с.
8. Упражнение «Парус» (статическое).
Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.
9. Упражнение «Чашечка» (статическое).
Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать широкий язь в верхнем положении.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза.
10. Упражнение «Заборчик» (статическое).
Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с.
11. Упражнение «Утиный клювик» (динамическое).
Ц е л ь. Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.
Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.
12. Упражнение «Шторки» (динамическое).
Ц е л ь. Вырабатывать подвижность губ.
Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа открывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение выполнить 5—6 раз.
13. Упражнение «Лошадка» (динамическое).
Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку языка.
Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз.
14. Упражнение «Грибок» (динамическое).
Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку языка. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Можно прийти к этой артикуляционной позе от упражнения «Лошадка». Лошадка скакала, скакала (медленное цоканье) и остановилась (язык остаётся «приклеенным» к верхнему нёбу).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Можно прийти к этой артикуляционной позе от упражнения «Лошадка». Лошадка скакала, скакала (медленное цоканье) и остановилась (язык остаётся «приклеенным» к верхнему нёбу). Упражнение выполнить 5—6 раз.
15. Упражнение «Маляр» (динамическое).
Ц е л ь. Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и Кратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз.
16. Упражнение «Дятел» (динамическое).
Ц е л ь. Вырабатывать подвижность кончика языка.
Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верх ними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с.
17. Упражнение «Утюжок» (динамическое).
Ц е л ь. Активизировать кончик языка на бугорках.
Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз.
18. Упражнение «Прогони комарика» (динамическое).
Ц е л ь. Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.
19. Упражнение «Покусывание кончика языка» (динамическое).
Ц е л ь. Активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз.
20. Упражнение «Качели» (динамическое).
Ц е л ь. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).
Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.
Упражнение повторить 15—20 раз.
21. Упражнение «Катание шарика» (динамическое).
Ц е л ь. Укреплять боковые мышцы языка.
Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) - 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) - 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять.
22. Упражнение «Часики» (динамическое).
Ц е л ь. Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево). Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.
Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик так, тик-так. Длительность выполнения упражнения -20 с.
23. Упражнение «Мясорубка» (динамическое).
Ц е л ь. Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.
Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза.
24. Упражнение «Прятки» (динамическое).
Ц е л ь. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.
Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
25. Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое).
Ц е л ь. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение; повторить 5—6 раз.
26. Упражнение «Змейка» (динамическое).
Ц е л ь. Развивать боковые мышцы языка.
Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—б раз.
27. Упражнение «Настроение» (динамическое).
Ц е л ь. Вырабатывать подвижность губ.
Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид.
Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...