Рекомендация для родителей «Один дома!»
консультация
Рекомендация для родителей «Один дома!»
Многие мамы думают: лучше бы дети сразу рождались 5-летними! Пятилетки уже многое знают и даже сами могут развлечь себя на время, пока мама «сбегает» в супермаркет или к соседке. Обычно для пятилеток уже не ищут нянь и даже бабушкам дают «в отпуск на неограниченное время».
Такое время, когда ребенок уже «большая умница», но еще не совсем взрослый – принято считать «золотым». И, правда, пятилетний Саша или же Маша уже знают, за что их могут наказать, стараются не брать «то, что нельзя» и даже сами включат себе мультики, если соскучатся без мамы. Вопрос в том, готов ли ваш малыш, на вид уже такой взрослый, действительно оставаться один?!
Обычно, ребенка 3-4 лет приучают оставаться одному «понемножку». Вначале это на минут пять, мама просто выходит за дверь и делает вид, что ее нет. Если малыш повел себя «нормально»: не плакал, не пытался стучать в дверь и/или не забирался в отчаянье в свою кровать, то можно продолжать. В следующий раз мама действительно может уйти – минут на пятнадцать, включив малышу мультик и рассказав ему, что маме очень-очень надо быть «на работе». Малыши обычно верят «на слово» и потому будут вести себя хорошо. Кроме того, авторитет папы, который работает и зарабатывает деньги на игрушки, всегда выше, чем «тот, что вечно рядом», как ни крути. А вот когда малыш начинает понимать, что мама идет на работу и за это он, может быть, если будет вести себя хорошо, что-то получит – выходит мама такая же классная!
Для того, чтобы малыш нормально ориентировался в пространстве и знал что можно, а что нет – следует сразу обсудить это с ним. К примеру, вернувшись из магазина вы нашли малыша в вашей спальне за вашим туалетным столиком и вся помада… увы, была съедена. Ваша реакция может быть разной – от улыбки, молчания и до строгого окрика. А в чем, скажите, виновен малыш, который не получил от мамы четкие указания что можно делать, а чего нет? И любимая реплика родителей, особенно пап: «Будет ситуация – разберемся», – а вместе с ней – и слезы, и обида и непонимание самого малыша - худшее, что может быть.
Ребенок должен знать четко – что есть «да», а что – «нет». Если вы не хотите, что бы ребенок ходил без позволения на кухню, вашу спальню или папин кабинет – просто скажите ему об этом. Это может выглядеть так: «Не выходи из этой комнаты пока я не вернусь».
Как бы просто ни звучала эта реплика, она является одной из самых действенных. Не хотите, что бы ребенок бродил по квартире – ограничьте его пространство. Поиграйте в «крестики-нолики», только по-новому: «крестик» - это то, что нельзя, «0» – то, что можно. Многие мамы называют эту игру «крестики - плюсики» и клеят яркие стики на все предметы в квартире: холодильник, плиту, диван и др. Это становится увлекательной игрой, вроде игры в пиратов, когда можно нарисовать вместе с крохой карту и, если вам очень хочется, даже запрятать с ее помощью какое-то сокровище. В результате мама точно знает что кроха – не лезет в плиту, ребенок занят не телевизором, изрядно портящим глазки, а поисками «чуда». Замечательно, да?
Существует и другой нюанс «одного дома». Ребенок, это касается всех возрастов, если такого разговора еще не было, может случайно пораниться каким-нибудь электрическим или газовым прибором. Бывали ситуации, когда бабушка просто не слышала что ребенок, отлично знающий где «папины» инструменты – доставал дрель или что похуже. Как вы понимаете, избежать этого можно было бы при разговоре с малышом именно о том, что есть игрушка, а что ею не является. Так, например, все приборы в нашей квартире разделяются на: электрические и газовые. Четко объясните ребенку что значит «прибор», например, плита. И не бойтесь того, что ребенок будет это знать! Дети намного больше совершают глупостей не из-за того, что «знают и назло», а именно из-за того что «не знают»!
Плита. Объясните малышу, что плита служит для приготовления и разогрева пищи. Расскажите про огонь, что он может причинить боль, если его коснуться. Не забудьте так же упомянуть о том, что огонь получается, только если повернуть конфорку и зажечь спичку. Если же только повернуть конфорку – из плиты вылезет, скажем ядовитый змей, которого малыш не может увидеть, потому как он – невидимый. «Змей из плиты - очень опасен. Он может укусить малыша и у него заболит голова, и он не сможет тогда играть и будет долго болеть». Учитывая то, что никто из малышей не любит болеть, а на уколы у них вообще аллергия – ребенок не станет подходить к плите, зная, что там живет змей, который «кусает шприцом» и пр. Несомненно, каждый родитель может придумать свою историю для крохи, только главное – чтобы это была сказка.
Взрослым просто надо смириться с тем, что у ребенка сознание «алогическое», то есть оно ориентировано на восприятие, а не на анализ, как у взрослых. Значит и сказку малыш запомнит намного лучше, чем непонятный запрет: «Потому что я – тебе запрещаю, вот почему!». Поговорите с малышом, может, даже нарисуйте этого змея из плиты и повесьте на время где-то рядом с плитой, чтобы каждый раз, когда вы будете рассказывать о плите, ребенок видел чего ему следует бояться. А уж о том, что вам потребуется рассказать эту сказку не один раз – я вам просто гарантирую! Дети учат все наизусть, потому просто запаситесь терпением и не ленитесь рассказывать ее снова затем, чтобы малыш запомнил до автоматизма. Главным в этом будет как раз результат: то, что с малышом во время вашего отсутствия ничего не случится.
Итак, с плитой мы разобрались. Осталась электрика. И здесь тоже не обойтись без сказки: расскажите, что некоторые предметы спят, а иногда – они просыпаются. И еще – что электрические приборы просыпаются только у взрослых, а вот когда их берут в руки и втыкают в розетку детки – то приборы эти ужасно-ужасно злятся и, обязательно все расскажут папе! Ну, как? Чаще всего эта сказочка действует как «Отче наш» на малышню. Только не забудьте выучить с ребенком все, что считается электрическим: фен, дрель и пр. Пусть это станет определенной игрой: малыш должен рассказать, как выглядит «спящий» прибор, и как он называется. Например, у прибора должен быть обязательно «хвостик» (шнур). Четко выучив, что можно и что нельзя трогать без взрослых, малыш обычно не нарушает правила, оставшись один. Главное, чтобы он не нарушал их с вами – это гарантия того, что, не вспомнит о том, что «нельзя» и без вас.
И последнее, что должно вас беспокоить, когда малыш остается в квартире один, это, конечно же, замки и двери. Малыш должен четко знать, куда ему можно заходить, а куда нет. Если он не слушается, а времени на занятия с ним очень мало – просто поставьте на дверь замок и заприте это помещение от него. Если же проблема именно в том, что ребенок раскрутил замок и запер себя, скажем в туалете, значит, виноваты в этом именно вы. Ребенок испуган, он замкнут и с этих пор у него может начаться клаустрофобия и боязнь оставаться одному.
Чтобы этого избежать следовало заблаговременно:
1) рассказать малышу, что крутить замок – нельзя и все тут;
2) если вы разрешаете ему поворачивать замок и открывать двери – сделайте ручку с двух сторон, что бы малыша всегда можно было сразу «выручить»;
3) четко рассказать малышу «куда» надо крутить – разыграйте с ним ситуации, когда вы находитесь с другой стороны двери и попросите открыть. Это поможет малышу ориентироваться в ситуации и, когда такая ситуация действительно произойдет, ребенок будет к ней готов, и даже если не сможет выйти сам, не будет так напуган, ведь «мама же была за дверью раньше» и совсем-совсем не боялась.
В общем, не забывайте фразу «кто владеет информацией – тот владеет миром». Она применима даже к вашему малышу. Четко расскажите ему все, повторите все много-много раз и тогда, вы сможете оставлять его не только на пять-десять минут, но и действительно съездить на работу или поехать на рынок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:Один дома
Один домаПолный рабочий день в школе по силам не каждому малышу. Особенно в первом классе. Особенно, если ребенок «домашний» и не ходил в детский сад. Не стоит оставлять на целый день и тех ребят, кот...
Рекомендации для родителей "Один дома"
Рекомендации для родителей "Один дома"...
Консультация для родителей "Один дома"
С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Ответ на этот вопрос вам не сможет дать никто, это зависит от многих обстоятельств....
Консультация для родителей «Один дома»
Безопасность ребенка дома. ...
Консультация для родителей "Один дома"
Консультация для родителейОдин домаПорой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Поэтому, если вы вынуждены время от вр...
Консультация для родителей "ОДИН ДОМА. Когда и как можно оставлять ребенка дома одного?"
Можно ли оставить ребенка дома одного? Позволяет ли закон оставлять ребенка дома одного? В каком возрасте можно оставить ребенка дома без присмотра? Как приучить ребенка сидеть дома без родителей? Как...
Консультация для родителей "Один дома: как оставить ребенка дома одного?"
Консультация для родителей "Один дома: как оставить ребенка дома одного?"...