Консультация для родителей "Ребенок у экрана:за и против".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рящина Виктория Романовна
Консультация для родителей "Ребенок у экрана:за и против".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekran_za_i_protiv.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников №25 «Солнышко»

села Покойного Буденновского района

 

Консультация для родителей:

«Ребенок у экрана: за и против».

                                                       

Воспитатели :

Богданова В.Р

Консультация для родителей:

«Ребенок у экрана: за и против».

Ребенок как губка впитывает в себя все звуки, образы, которые окружают его. А что обычно окружает ребенка в современном доме? Это не только голос мамы или бабушки, а и характерные звуки современного мира: звонки мобильного, жужжание стиральной машины, потрескивание холодильника, «пение» музыкального центра, шипение электрочайника, гудение компьютера и т.д. 
Да, в прошлом веке дети всего этого не слышали. А ведь весь этот технический шум отвлекает от естественных звуков природы: звуков дождя, ветра, пения птиц и т.д. Сейчас современный человек не может прожить и дня без телевизора, с которым он и просыпается и засыпает только под него, общается с друзьями тоже на фоне телевизора, праздники отмечает с ним же, делится впечатлениями опять же о телевизионных программах, фильмах. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится «воспитателем» ребенка. По данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около четырех часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослыми. Это устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Но это, казалось бы безопасное занятие может повлечь за собой печальные последствия не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, дефицит движения, испорченная осанка), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастет первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными.  

Одно из них – отставание в развитии речи. Дети начинают поздно говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.  Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе. Как показали специальные исследования, 25 % четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4 % детей того же возраста.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Ответные высказывания ребенка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему. Речевые звуки,

 не обращенные к малышу, не затрагивают его волю, не побуждают к действию, не вызывают каких-либо образов. Речь, исходящая с экрана, остается набором чужих слов, не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами. Но речь – это не только средство общения, Нои средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом.

В последнее время отмечается неспособность детей к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности. Данные симптомы были объединены в картину новой болезни –«дефицит концентрации». Это заболевание характеризуется гиперактивностью и ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью: дети быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не способны удерживать их в памяти, в результате не понимают текста в целом.

Еще отмечается снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Общение со сверстниками становится формальным и поверхностным: им нечего обсуждать, не о чем спорить, разговаривать. Они предпочитают толкаться, возиться или нажать кнопку телевизора и ждать готовых развлечений.

Но самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – детская жестокость и агрессивность. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло. Поражают не только жестокость, но и бессмысленность детских «шалостей». Мальчишки дрались всегда, но раньше, чтобы почувствовать себя победителем, достаточно было чтобы противник оказался лежащим на земле, т.е. побежденным. Сейчас победитель бьет лежащего на земле, потеряв всякое чувство меры, не давая себе отчета в собственных действиях. И всему виной телевизор, который совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым.

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Ранний возраст является наиболее ответственным – он определяет дальнейшее развитие человека. Полноценное человеческое развитие человека возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства неспособны  заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.  Главное право ребенка – право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая ребенка перед экраном и освобождая себя от утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основной закон развития психики ребенка. Суть закона в том, становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной деятельности со взрослым. Все высшие психические функции существуют первоначально не внутри малыша, а между ним и взрослым. При этом взрослый не навязывает ему свои представления, а вместе с ним строит его внутренний мир.

Воздействие на психику ребенка.

Что ребенок видит на экране? Это: в больших количествах фильмы ужасов, сериалы про бандитскую жизнь, новости о страшных событиях, пошлые ток- шоу, клипы с одинаковыми песнями и полуголыми исполнителями, бесконечная реклама. Естественно, что телевидение это и: передачи о культуре и науке, классическая музыка, хорошие фильмы и мультфильмы, передачи о животных. Но редко в какой семье это смотрят, ведь современная мода требует другого формата и не все могут устоять перед ее натиском. Взрослый человек может фильтровать все, что вещает голубой экран, хотя даже его подсознание подвержено влиянию рекламы, телепередачи и кинофильмов. Что и говорить о ребенке, его подсознание впитывает все, что транслируется на телеэкране. К тому же негативное влияние телевизора действует на ребенка и во время сна. Да, ребенок, когда спит, не видит, что

Как показывают многочисленные исследования, даже непродолжительное время, проведенное за компьютером, дает значительную нагрузку как на психику ребенка, так и на его зрительную систему. Подобное явление наблюдается у 78% всех детей, тогда как шестичасовой учебный день такое же утомление вызывает всего у 43% детей. Однако в том случае, если усталость, возникшую в результате школьных занятий, ребенок заметит сразу, то переутомление, вызванное злоупотреблением компьютером, практически всегда остается незамеченным.

Ребенок, увлекшийся интернетом или компьютерными играми, находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. И именно данное эмоциональное возбуждение и не позволяет им вовремя заметить наступившую усталость, и работа с компьютером продолжается дальше. В результате усталость накапливается, словно снежный ком, постепенно доводя ребенка до полно нервного истощения. Ребенок может подолгу не засыпать, а заснув, постоянно просыпаться, или же даже просто кричать во сне. Родители начинают нервничать, покупать детские успокаивающие препараты. После того, как будут перепробованы все меры, родители обратятся к врачу. И представьте себе, каково же изумление родителей, когда они узнают от врача, что виновником всего является такой безобидный на первый взгляд компьютер.

Однако, к счастью, в последнее время родителей все чаще и больше стал волновать вопрос «компьютер и здоровье детей». Вред компьютера для детей чаще всего либо недооценивают, либо же в значительной мере преувеличивают. На первом месте стоит вопрос об электро излучении от компьютера. Измерения уровня излучения показывают, что рентгеновское излучение от современных компьютеров не превышает допустимых безопасных для здоровья значений. То же самое справедливо и в отношении электромагнитных излучений. Однако если вы обладатель компьютера прошлого поколения, вам следует иметь в виду, что эти показатели сбоку и с задней стороны экрана немного выше нормальных показателей

Влияние компьютера на здоровье ребенка

Но это еще не все осложнения, которые могут возникнуть в результате злоупотребления работой за компьютером. И дети подвергаются негативному воздействию гораздо в большей степени, чем взрослые люди. Объясняется этот факт достаточно просто.

Ребенка в 6 – 7 лет представляет собой бурно развивающийся организм. Формируется костная система, в том числе интенсивно растут кости запястья, и длительная работа с мышкой может нанести вред. В этот период зрительная рефракция глаза также претерпевает значительные изменения – и излишняя нагрузка на глаза может привести к значительному снижению зрительной функции. Влияние компьютера на зрение ребенка достаточно негативное.

Нагрузка на глаза при работе за компьютером значительно отличается от таковой при других видах деятельности – рисовании, чтении и даже просмотра телевизора. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что при работе за компьютером ребенок постоянно сохраняет статичную (неподвижную) позу, что является дополнительной нагрузкой на организм ребенка.

Рассказывая про влияние компьютера на развитие ребенка, нельзя забывать и о таком немаловажном факторе, как нервно – эмоциональное напряжение во время работы с компьютером. Особо сильное эмоциональное напряжение возникает в то время, когда ребенок играет в компьютерные игры. Объясняется это тем, что игровые процессы зачастую требуют быстрой ответной реакции. Подобная сильнейшая концентрация нервных и мыслительных процессов зачастую оказывается для ребенка непосильной задачей и может вызвать не только переутомление, но и нервные срывы. Помните о том, что влияние компьютера на психику ребёнка зачастую бывает непредсказуемым.

Для того, чтобы занятия для детей на компьютере оказывали на организм ребенка как можно меньшее негативное влияние, соблюдайте некоторые меры предосторожности:

  • Первое, что необходимо сделать родителям – это позаботиться том, чтобы рабочее место ребенка было обустроено правильно, и ребенок чувствовал себя комфортно. И компьютерное кресло, и стол должны соответствовать росту ребенка. Стул обязательно должен быть со спинкой, а расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 70 сантиметров.
  • Обязательно делайте перерыв в работе каждые 10 минут. Очень полезна гимнастика для глаз.
  • Покупайте для ребенка только качественные лицензионные программы, предназначенные именно для его возраста. Постарайтесь избегать компьютерных программ и игр, содержащих сцены насилия.

Ни в коем случае не допускайте бесконтрольного времяпровождения ребенка у компьютера – это может весьма неблагоприятно сказаться на его здоровье, как эмоциональном, так и психическом. Помните о том, что существуют четкие рекомендации детских психологов и окулистов по поводу того, сколько времени допустимо проводить за компьютером детям различных возрастных категорий:

  • Дети в возрасте от трех до 7 лет могут безопасно для своего здоровья проводить за компьютером не более 15 минут в сутки, причем хотя бы один день в неделю желательно компьютер не включать вовсе.
  • Дети в возрасте от 7 до 10 лет уже могут проводить за компьютером немного больше времени – от 15 до 30 минут. Однако правило одного дня без компьютера остается актуальным и для этой возрастной категории.
  • Дети в возрасте от 10 до 14 лет могут находиться за компьютером в течение одного часа в сутки, однако желательно разбить сеанс на два раза. Во время работы не стоит забывать про то, что необходимо делать перерывы для зрительной гимнастики.
  • Дети от 14 до 16 лет могут проводить за компьютером порядка двух часов в сутки, однако и они не должны забывать о необходимости совершать перерывы в своей работе или играх на компьютерах.

В том случае, если у вашего ребенка есть какие – либо проблемы со зрением, допускать их до работы на компьютере возможно только после предварительной консультации и с разрешения детского врача – окулиста. Кроме того, помните о том, что нормальная возрастная норма времени за компьютером для каждой возрастной группы должна быть снижена ровно в два раза для ребенка, у которого наблюдаются проблемы со зрением.

я в печатном варианте.

.Для того чтобы родителям впоследствии не пришлось задаваться вопросом, как отучить ребенка от компьютера, они должны крайне строго выполнять все вышеописанные рекомендации. Также очень важно следить за тем, чтобы компьютер не стал единственным увлечением вашего ребенка. Помните о том, что для нормального детского гармоничного развития ребенку просто необходимо вести активный образ жизни, проводить достаточное количество времени на свежем воздухе, общаться со сверстниками.

Очень важно, чтобы компьютер не заменил ребенку все это. И только в силах родителей проследить за этим и строго регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Помните о то, что и телевизор, и компьютер являются частью жизни современного человека, но не становятся смыслом жизни и единственным способом времяпровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети экрана"

Компьютер, телевизор, видео прочно вошли в жизнь малышей с первых лет жизни. На первый взгляд это безобидное занятие и оно вполне устраивает и детей, и взрослых: ребёнок не пристаёт, ничего не просит,...

Консультация для родителей "Дети экрана"

в материале поднимается проблема безконтрольного просмотра детьми мультфильмов....

Малыш у экрана: "за" или "против"?

Агрессивная информационная среда окружает ребёнка с самого рождения. Экраны телевизоров, планшеты, телефоны для многих родителей словно "палочка-выручалочка": всегда можно занять малыша, приложив мини...

Консультация: «Компьютер и ребенок: все за или против»

Познакомить родителей с развивающими функциями персонального компьютера для дошкольников и влияние компьютера на здоровье детей. Дать практические рекомендации по организации рабочего места ребёнка, п...

Консультация для родителей. "Домашние животные "ЗА" или "Против"

В жизни каждого родителя наступает момент, когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки....