Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

 Екатерина Усмановна Печникова

Консультация для родителей по дидактическим играм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается жизненный поток

представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

одна из причин – ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью;

следующая – речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

так же, постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

и ещё одна причина - глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

    А так как игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, то я поставила перед собой цель: развивать речь детей через разнообразные виды дидактических игр.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких либо иных целей, чем играть. Игра так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать в целях решения определённых образовательных задач:

- Игра является средством воспитания,

- организуется жизнь детей в игре,

- развивается личность ребёнка.

В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют восприятия, внимания, память, мышления, развития творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребёнка. Так же они используются для закрепления словаря детей, культуры поведения, навыков общения. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра у меня может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.

В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации вопрос создания предметно – пространственной развевающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Проведя мониторинг в своей группе, выяснилась необходимость о дополнении группы разными видами дидактических игр. Одновременно в детском саду был запущен конкурс по созданию предметно – пространственной развевающей среды. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то главной целью моей деятельности с родителями стало изготовление дидактических игр по развитию речи.

Существует ряд классификаций дидактических игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

 - Игры с предметами; - Настольно – печатные; - Словесные.

Остановлюсь подробней на том, как применяю в своей работе виды дидактических игр по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Игры с предметами или игрушками Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление. Игра «Что за предмет?» развивает у детей умение правильно называть предмет. Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его. Аналогично провожу игру «Разноцветный сундучок» Я картинки положила. В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

      Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. В своей работе я использую следующие игры:

«Эхо», «Паровоз», «Лошадка», где дети учатся правильно и чётко произносить звуки.

Настольно-печатные. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Здесь я провожу игры «Подбор картинок по парам», «Разрезные картинки и кубики», «Найди такой же

предмет». В этих играх детки сравнивают предметы, находят одинаковые, закрепляют знание геометрических фигур, цвет, соотносят предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

    Каждое утро я занимаюсь с детьми разнообразными дидактическими играми: игры с дидактическими игрушками, дидактическими пособиями настольно-печатными играми, играми-путешествиями, играми - загадками, «лото», «конструктор», «домино», различными мозаиками, рассматриваем вместе с детьми красочные альбомы по теме: «Овощи на грядках» - закрепляются названия овощей, «Домашние животные» - дети знакомятся и запоминают домашних животных, «Ягоды и фрукты», рассматриваем книжки - малышки, детям они очень нравятся, и они конечно сами того не замечая, овладевают различными знаниями, обогащается и развивается их словарный запас.

После ужина дети с удовольствием разбирают и собирают матрёшки, играют в игры – шнуровки, украшают коврик – застегивая и расстегивая пуговицы, учатся нанизывать бусинки на верёвочку, бусы для куклы - развивается мелкая моторика рук, мы вместе с детьми играем в разные дидактические игры.

К каждому ребёнку осуществляю индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращаюсь к ним в ходе занятия и в процессе игры.

Наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей.

Советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры.

   Уважаемые коллеги, необходимо помнить, что дети, плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают участия в коллективных играх. Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка. И я хочу вам дать несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.

- когда гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)

- старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)

- малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.

- старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.

Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...