как подготовить ребенка к школе.
материал (подготовительная группа)

советы родителям о том, как подготовить дошкольника к школе дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_kak_podgotovit_rebyonka_k_shkole.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Радуга»

Моршанский район

Советы родителям, как подготовить ребенка к школе.

Подготовила воспитатель группы ОРН  для детей 5 - 7 лет:

 Азарскова Ирина Александровна.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

 

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

 

Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.

 

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

 

1. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;

 

2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

 

3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

 

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы:

органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

 

2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье.

 

Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

 

Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

 

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

 

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

 

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

 

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

 

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

 

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

         

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

 

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

         

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них "качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

 

Чем ближе начало нового учебного года, тем больше забот появляется у родителей. Во что одеть чадо, какие учебники купить, сколько денег отложить на нужды школы....

В этой суматохе многие мамы и папы совсем забывают о том, что, кроме экипировки, ребенку требуется еще и повышенное внимание, особенно если он идет в школу впервые.

Ученье - труд

Педагоги и психологи советуют родителям первые два месяца первого учебного года целиком посвятить тому, чтобы помочь ребенку сориентироваться в новой обстановке: наладить режим дня, распределить время между различными видами занятий. Первоклашке необходимо научиться считать и ценить время, чтобы его хватило не только на учебу, но и на игры и прогулки. Причем отдыхать он сможет только после того, как сделает самое главное: уроки на завтра.

Малышу будет легче привыкнуть к школе, если заранее ориентировать его на то, что учеба - труд, который требует напряжения всех внутренних сил даже от самого способного ученика. Иначе ваш ребенок может превратиться в школьника из известного анекдота - прийти из школы со словами: "Что же вы не предупредили, что эта волынка на 10 лет?!" Любой труд предполагает трудности, только тогда он и интересен - вот что важно донести до юного сознания.

Но не всё родителям поучать ребенка. Необходимо интересоваться школьными событиями. Вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" - первоклашкам не ставят ни "пятерок", ни "двоек"; правильнее спросить о том, что на уроке чтения показалось самым интересным, что веселого было на уроке физкультуры, в какие игры детишки играли.

Дважды два - самолет

"Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени", - сетует мама, листая дневник своего чада. Учителя постоянно говорят одно и то же: "Мальчик - способный, но слишком несобранный, витает в облаках, думает, как лучше управлять самолетом, в его тетрадях постоянная грязь".

Как справиться с детской рассеянностью и стоит ли это делать, объясняет директор Научно-исследовательского центра детской нейро-психологии Александра Соболева:

- Не стоит смотреть на своего отпрыска разочарованными глазами и думать о том, что он не оправдал наших надежд. И когда в задании по русскому языку стоит "пять" за содержание, но "пара" за грамотность, не спешите ругать маленького человека. Просто ваш ребенок не такой, как все. У него, скорее всего, доминирует правое полушарие мозга.

У таких детей идет постоянное взаимодействие мира реального и мира фантазий. Ребенок полностью погружается в собственный безграничный мир. Он не хочет замечать ничего, что может отвлечь его от мира своих ощущений. Такие дети блестяще пишут сочинения на свободные темы, но совершенно не обращают внимания на грамматические ошибки. Главное для них - показать, что они чувствуют.

Бананы для ума

Допустим, то, что школа - это тяжкий труд, ваш любимец уже понял. Но быть все время на пике работоспособности маленькому человечку еще трудно. Помогите малышу прогнать усталость - ежеутренне жестким полотенцем растирайте ребенку шейную и затылочную зоны. Можно купить ему массажные тапочки или стельки - пусть хотя бы 20 минут в день отпрыск бегает в них по дому. Вместе с ребенком приучайтесь делать дыхательную гимнастику и принимать контрастный душ. Покупайте бананы - это отличная пища для ума.

Может, кому-то это покажется перебором, но пока ваше сокровище готовит уроки, зажгите в его комнате аромалампу с запахом бергамота или можжевельника.

Отдайте ребенка в музыкальную школу (естественно, если он не против). Игра на любом инструменте обеспечивает одновременную и разную работу не только обеих рук, но и каждого пальца в отдельности, что, в свою очередь, заставит энергично работать оба полушария сразу.

И наконец, позволяйте чаду больше гулять на свежем воздухе при дневном свете и во время снегопада - белый цвет очень полезен.

 

Синяки на душе

Многие дети не могут открыто говорить о проблемах, с которыми сталкиваются в школе. Родителям нужно уметь видеть эти скрытые синяки на ранимых детских душах. Вот те признаки, которые должны заставить родителей насторожиться, - у сына или дочки не все ладно в школе:

1.Частые непредсказуемые болезни: еще вчера был заводилой во всех играх, а сегодня поднялась температура или заболел живот. Такое часто случается, когда ребенку не нравится школа. Отрицательные эмоции, которые ваше чадо испытывает на уроках и переменках тревожат его.

2. Резкое снижение интереса к учебе и, как следствие, ухудшение успеваемости. Попробуйте проанализировать, из-за чего ваш вполне успешный ученик вдруг "съехал" на "двойки" и "тройки". Причин может быть несколько: смена учителя или классного руководителя; переход из начальной школы в среднюю; адаптация к новой школе или классу; стремительный физиологический рост.

Чтобы научить ребенка пользоваться своими способностями и сосредотачиваться, родителям необходимо соблюдать несложные правила:

- вы должны знать все домашние задания, чтобы следить за их исполнением;

- составьте распорядок дня, оставляя на некоторые дела больше времени;

- проявляйте находчивость: даже обычные домашние дела могут превратиться в творчество;

- постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается;

- введите поощрительную систему в виде новой книжки, похода в кино или театр;

- позаботьтесь об интерьере комнаты, в которой находится ребенок: вокруг письменного стола не должно быть отвлекающих предметов;

- поговорите с учителем. Пусть он попробует оценивать вашего ребенка не только с точки зрения успеваемости.

Между тем

Советы нужны не только маленьким. Старшие классы школы - тоже своеобразный рубеж, переход к взрослой жизни. Главное на этом этапе определиться с профессией. Если ваш ребенок решил стать гуманитарием, не стоит с пеной у рта требовать от него отличных знаний по физике или химии.

Наведывайтесь "в гости" к классному руководителю - можете узнать что-нибудь интересное о собственном чаде.

Ни в коем случае не учитесь за него. Выпускные классы - шаг к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому не пишите за ребенка рефераты, не делайте его уроки и не просите учителей о пощаде и снисхождении.

Психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

 

Качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Исходя из этого, психологическая готовность к школе заключается в том, что дошкольник овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе — это и есть задача установления предпосылок собственно "школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления в школу.

 

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

 

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.

 

Список использованной литературы:

         

1. "Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса”. М, 1975.

2. В. Мухина. "Возрастная психология". М, 1998.

3. А.И. Луньков. "Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома”. М, 1995.

4. И. Будницкая "Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей”

5. Я. Корчак. "Избранные педагогические произведения". М, 1979.

6. "Мир детства. Дошкольник". М. 1987.

7. Л. Островская. "Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников". М, 1990.

8. А. Усова. "Обучение в детском саду". М, 1970.

9. А. Джуринский. "Сравнительная педагогика". М, 1998. 10. "Психологическая газета”, №09(24) 1997 г. "Психодиагностика в защиту прав ребёнка”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...

Ваш ребенок будующий первоклассник. Как подготовить ребенка к школе?

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, с...

Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.

В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей поготовительной к школе групппы "Как подготовить ребёнка к школе"...