Консультация для родителей "Организация питания детей"
консультация

Зубатова Ольга Александровна

Консультация для родителей "Организация питания детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0008ec56-1e6dab89.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация питания детей.

Существуют определенные правила накрывания стола. Вся посуда, находящаяся на столе, должна располагаться по прямой линии. Края основных тарелок, а также ножей и вилок доходят до кромки стола или отстоят от нее на 1-2 см. Весь прибор располагается под рукой. Ножи кладут справа от основной тарелки лезвием к ней, вилки – слева, острием вверх, чтобы не испортить скатерть. Ложки кладут на стол выпуклостью вниз. Суповая ложка может быть положена справа от тарелки рядом с ножом (правее последнего). Те предметы, которые понадобятся раньше, находятся дальше от тарелки, откуда их удобнее брать.

     Место стакана (чашки) – справа, позади прибора. Чашка должна быть повернута ручкой вправо, а чайная ложка лежать на блюдце справа от чашки.

     Хлебная тарелка стоит слева.

     Кроме всего вышеперечисленного очень важно эстетично оформлять стол и пищу так, чтобы эстетика оформления вызывала у ребенка аппетит. Стол, покрытый скатертью и красиво сервированный подсознательно вызывает аппетит. Можно украсить стол цветами, гербарием из листьев, веточками кустарников (предварительно промыв), красиво уложить бумажные салфетки.

     Для того, чтобы воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки во время приема пищи, необходимо самим взрослым (воспитателям и помощникам воспитателей) знать основные правила этикета.

     За столом нужно сидеть слегка наклонившись вперед и на всем сиденье, а не на краешке его. На столе могут находиться только кисти рук, но никак не локти. Локти по возможности прижаты к туловищу. Пальцы сложены вместе.

     По необходимости салфетку прикладывают ко рту. Закончив есть, салфетку из ткани кладут на стол слева от тарелки. Ее не мнут и складывают по складкам. Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку из-под еды.

     Ложку держат между большим и указательным пальцем, причем ее ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту ее подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы ее можно было донести до рта, не пролив ни капли.

     Вилку держат в левой, а нож в правой руке. Когда едят одной вилкой, ее держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия ножа, но не ниже. Также держат вилку, выпуклостью кверху. Если пища мягкая (например, овощи), то выпуклость зубьев вилки может быть обращена вниз (как у ложки) – так легче брать пищу.

     Нож используется для нарезания и как вспомогательный инструмент для накладывания пищи на вилку, например соуса или овощей. Когда едят ножом и вилкой, их держат постоянно в руках, даже в тот момент, когда едят только вилкой. Нож никогда не кладут в рот.

     В тот момент, когда вы пережевываете пищу и нож и вилка находятся в бездействии, кончики их опускаются на тарелку. Если нож и вилку во время еды нужно положить, их кладут на тарелку накрест. Ручка ножа направлена вправо, вилки – влево.

     По окончании еды нож и вилку (выпуклостью вниз) кладут на тарелку параллельно друг другу. Ручки находятся справа. Это означает, что вы кончили есть.

     ЧТО И КАК ЕДЯТ. Чтобы остудить суп, не дуйте на него, просто обождите, пока он остынет, слегка помешивая при этом ложкой. Добавляя себе суп, ложку оставляют в тарелке. Чтобы доесть суп, тарелку наклоняют левой рукой от себя, т.е. к центру стола. Мясо едят вместе с гарниром. На находящийся на вилке кусочек мяса кладут немного гарнира (с помощью ножа).

     Хлеб с общей тарелки берут всегда рукой (не вилкой), стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки. Некрасиво подбирать кусочком хлеба остатки соуса.

     Яичницу и омлет едят вилкой, которую держат в правой руке. В случае необходимости помогают кусочком хлеба, держа его в левой руке.

     Рыбу обычно не едят ножом. Для рыбных блюд существуют специальные нож и вилка. Если их нет, используются две вилки. Той вилкой, что в левой руке едят, то, что в правой, - помогают расчленять рыбу. Если на столе только одна вилка, ее держат в правой руке, а находящейся в левой руке корочкой хлеба придерживают рыбу.  

     Фрукты и ягоды из компота едят маленькой ложечкой. Фруктовые косточки не должны падать обратно в компот. Их выталкивают сквозь сжатые губы на ложку, а затем кладут на блюдце. Во время еды стакан можно поддерживать левой рукой, но нельзя наклонять как суповую тарелку.

     Все вышеперечисленные правила культурного поведения за столом начинают постепенно воспитывать уже с самого раннего возраста.

Возрастная группа

Культурно-гигиенические навыки

Дежурство

 I млад.гр.

Мыть руки перед едой, вытирать лицо и руки полотенцем. Выражать стремление есть самостоятельно. Держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу. По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой. Узнавать и называть некоторые блюда. По напоминанию взрослых говорить «спасибо», помогать убирать за собой тарелку, чашечку, салфетку.

II млад.гр.

Самостоятельно мыть руки перед едой. Умело пользоваться ложкой и вилкой. Есть самостоятельно, не проливать пищу. Своевременно пользоваться салфеткой. После еды ложку или вилку класть на тарелку. Не мешать другим детям, не пользоваться их приборами. После еды говорить «спасибо». Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол или убрать со стола отдельные приборы.  

Дежурство носит характер поручений. Ребенок может разложить на стол ложки, поставить салфетницы, хлебницы. Уже к концу года можно повесить «Доску дежурных» и научить детей пользоваться ей.

Сред.гр.

Самостоятельно мыть руки и лицо перед едой. Уметь пользоваться зубной щеткой, полоскать рот после еды. Спокойно садиться за стол, правильно пользоваться ложкой и вилкой, (в прог.Васильевой + нож),  есть аккуратно, не мешать другим детям, пользоваться салфеткой, выходить из-за стола, говорить «спасибо».

Можно обучать детей сервировке. Каждый дежурный накрывает на стол, за которым сидит сам. После уборки посуды нянечка может предложить дежурному влажную тряпочку для протирания стола, попросить подмести пол около столов с помощью щетки (соразмерной ребенку). Но это не является обязанностью.

Стар.гр.

Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Дети самостоятельно под присмотром взрослых могут накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство, в которых они находятся. Это коллективный труд. Дети договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно, рационально. Дети могут активно творить: украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах (скрутить в трубочки, нарезать треугольниками и пр.).

Подготовит.

Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться перед едой, чистить зубы, полоскать рот после еды.  

     Вопросу питания в дошкольных учреждениях должно уделяться большое внимание. Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Причинами плохого аппетита могут быть наличие разных заболеваний. У некоторых детей не воспитано правильное отношение к еде. У одних выражена привычка потреблять однообразную пищу (макароны, сосиски), у других – только любимые блюда. И в этом нельзя винить детей. Здесь нужно проводить большую работу с родителями. Поэтому необходимо хорошенько продумать организацию приема пищи. Должна быть эстетичная сервировка, подача блюд, различные методики руководства приема пищи (у младших детей потешки, сюрпризный момент у старших – соревновательный момент и др.). Целесообразно столы ставить так, чтобы дети во время еды видели глаза сверстников.

     Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку своим примером взрослые воспитывают положительное отношение к любой еде.

     Детям, которые с трудом глотают пищу, надо позволить запивать ее компотом, киселем, соком или просто теплой водой. Тогда они охотно едят.

     Дежурство детей по столовой позволяет поможет решать вопросы нравственно-эстетического воспитания. Ведь ребенок всегда стремится к созданию красивого. Кроме того, при дежурстве воспитывается у детей ответственность, трудолюбие, бережливость к посуде, старательность, активность, самостоятельность.

     Уголок дежурных должен содержать информацию о том, кто сегодня дежурит по столовой, фартучки, колпачки, уборочный инвентарь. Разделить детей-дежурных нужно так, чтобы представитель от каждого стола был дежурным. Можно разделить детей на подгруппы и каждой подгруппе дать название. В уголке дежурств сделать кружок со стрелочкой, по окружности которой повесить изображения. Стрелочка в понедельник поворачивается на рыбок, значит сегодня дежурят рыбки (за каждым столом должна сидеть хотя бы одна «рыбка») и т.д. в среднем возрасте это может быть стенд, напротив значка вилки и ложки на крючок вешаются брелоки с фотографиями дежурных детей.  

     В старшем дошкольном возрасте можно повесить схему дежурства в виде фотографий или схем (моем руки – одеваем фартуки, косыночки, и т.д.).

     Взрослые, работающие на группе, должны договариваться между собой о требованиях, которые они будут предъявлять к дежурным. Требования должны быть едиными у всех, чтобы у дежурный точно знал, что он должен делать.  

     Обучение детей сервировке стола удобно начинать с организации различных дидактических игр – «Накроем кукле стол», «Мишка-именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом» и др.  Хорошо использовать значки-символы, например, картонный лист – стол, кружки маленькие – блюдца, большие – тарелки, полоски – вилки,  ложки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению

Поступление в детское дошкольное учреждение для каждого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского...

консультация"Особенности здорового питания детей дошкольного возраста»

Особенности здорового питания детей дошкольного возраста          Тема еды всегда актуальна, поскольку здоровое питание для детей – залог общего здор...

Консультация для родителей "Питание детей весной"

Описано то, как правильно уделять внимание питанию детей в весенний период....

Консультация для родителей "Питание детей летом"

В консультации содержится информация для родителей, как организовать питание детей летом....