Статья "Влияние художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста"
статья (средняя группа)

"Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя" Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Рассмотрим влияние художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста.

Познавательное развитие ребенка включает в себя следующие направления:

  1. Расширение кругозора
  2. Развитие психических процессов, таких как:
  • Память
  • Внимание
  • Логическое мышление
  • Воображение
  • Развитие речи

Рассмотрим расширение кругозора ребенка. Пример некоторых произведений, с помощью которых мы можем познакомить ребенка с окружающим миром:

- К.Чуковский «Мойдодыр», это произведение влияет на развитие культурно – гигиенических навыков

- Стихи о природе, учат видеть ребенка красоту природы

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (Иван Бунин)

- Виталий Бианки «Сказки и рассказы о животных», в его произведениях ребенок узнает о жизни всевозможных животных, о том как они питаются, как живут.

- Слушая РНС, дети знакомятся с бытом русского народа, членами семьи, с традициями.

- Слушая ненецкие сказки (это сказки народов севера) «Кукушка», «Айога» и др., ребенок знакомится с бытом, традициями, одеждой, жилищем других национальностей.

Влияние художественной литературы на развитие психических процессов.

  1. С помощью   художественной литературы можно развивать память, используя несколько приемов. Это разучивание стихотворений, пересказу прочитанного произведения и театрализации (т.к. во время театрализованной деятельности ребенку надо запомнить роль своего персонажа).
  2. Внимание. Напомню, внимание бывает слуховое и зрительное, художественная литература подразумевает развитие слухового развития.

Объем и содержание художественного произведения зависит от возраста. В раннем возрасте у детей краткосрочная память, поэтому произведения коротенькие, но с возрастом внимание ребенка увеличивается, а значит и произведения становятся более длинные.

  1. Логическое мышление развивается  у детей с помощью отгадывания загадок, создания проблемной ситуации.

Например: в произведении «Федорено горе» есть слова от лица посуду –

                              «Лучше в поле пропадем

                                             А к Федоре не пойдем!»

Вопрос детям: «Ребята, как Федоре вернуть посуду?». И дети высказывают свое мнение.

  1. Воображение ребенка можно развивать, предлагая ему придумать начало или конец сказки. Например: что было бы, если лиса не съела колобка? Куда бы он покатился? С кем встретился?

Детям очень нравится это занятие, и, часто придумывая продолжение сказки, сюжет перетекает в современность (например: из леса колобок попадает из леса в гипермаркет).

  1. Развитие речи детей в большей степени идет через чтение художественной литературы. В процессе чтения словарный запас ребенка пополняется существительными, прилагательными, глаголами и наречиями, которые они в последствии используют в самостоятельной речи. А также формируется слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание.

Во время рассказывания стихов, потешек, дразнилок, считалок вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность.

Отвечая на вопросы, ребенок учится согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; употреблять существительные с предлогами.

Связная речь формируется после прочтения произведения, во время обсуждения прочитанного, пересказа, ответов на вопросы.

Таким образом, мы видим, что художественная литература влияет на развитие детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.   Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве ...

Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.   Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  за...

Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста  Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывае...

Консультация для родтителей «Чтение художественной литературы в воспитании ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родтителей «Чтение художественной литературы в воспитании ребенка дошкольного возраста»...