Статья "Влияние художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста"
статья (средняя группа)
"Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя" Сухомлинский В.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_literatura.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Рассмотрим влияние художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста.
Познавательное развитие ребенка включает в себя следующие направления:
- Расширение кругозора
- Развитие психических процессов, таких как:
- Память
- Внимание
- Логическое мышление
- Воображение
- Развитие речи
Рассмотрим расширение кругозора ребенка. Пример некоторых произведений, с помощью которых мы можем познакомить ребенка с окружающим миром:
- К.Чуковский «Мойдодыр», это произведение влияет на развитие культурно – гигиенических навыков
- Стихи о природе, учат видеть ребенка красоту природы
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (Иван Бунин)
- Виталий Бианки «Сказки и рассказы о животных», в его произведениях ребенок узнает о жизни всевозможных животных, о том как они питаются, как живут.
- Слушая РНС, дети знакомятся с бытом русского народа, членами семьи, с традициями.
- Слушая ненецкие сказки (это сказки народов севера) «Кукушка», «Айога» и др., ребенок знакомится с бытом, традициями, одеждой, жилищем других национальностей.
Влияние художественной литературы на развитие психических процессов.
- С помощью художественной литературы можно развивать память, используя несколько приемов. Это разучивание стихотворений, пересказу прочитанного произведения и театрализации (т.к. во время театрализованной деятельности ребенку надо запомнить роль своего персонажа).
- Внимание. Напомню, внимание бывает слуховое и зрительное, художественная литература подразумевает развитие слухового развития.
Объем и содержание художественного произведения зависит от возраста. В раннем возрасте у детей краткосрочная память, поэтому произведения коротенькие, но с возрастом внимание ребенка увеличивается, а значит и произведения становятся более длинные.
- Логическое мышление развивается у детей с помощью отгадывания загадок, создания проблемной ситуации.
Например: в произведении «Федорено горе» есть слова от лица посуду –
«Лучше в поле пропадем
А к Федоре не пойдем!»
Вопрос детям: «Ребята, как Федоре вернуть посуду?». И дети высказывают свое мнение.
- Воображение ребенка можно развивать, предлагая ему придумать начало или конец сказки. Например: что было бы, если лиса не съела колобка? Куда бы он покатился? С кем встретился?
Детям очень нравится это занятие, и, часто придумывая продолжение сказки, сюжет перетекает в современность (например: из леса колобок попадает из леса в гипермаркет).
- Развитие речи детей в большей степени идет через чтение художественной литературы. В процессе чтения словарный запас ребенка пополняется существительными, прилагательными, глаголами и наречиями, которые они в последствии используют в самостоятельной речи. А также формируется слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание.
Во время рассказывания стихов, потешек, дразнилок, считалок вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность.
Отвечая на вопросы, ребенок учится согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; употреблять существительные с предлогами.
Связная речь формируется после прочтения произведения, во время обсуждения прочитанного, пересказа, ответов на вопросы.
Таким образом, мы видим, что художественная литература влияет на развитие детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве ...
Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве за...
Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывае...
«Чтение художественной литературы в воспитании ребенка дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Консультация для родтителей «Чтение художественной литературы в воспитании ребенка дошкольного возраста»
Консультация для родтителей «Чтение художественной литературы в воспитании ребенка дошкольного возраста»...