Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Степанова Лариса Александровна

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

     Логика (др. -греч. — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от — «речь», «рассуждение», «мысль»). Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решать.

     Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Её итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Уже в старшем дошкольном возрасте  необходимо начинать работу по развитию логического мышления. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно задаём вопросы, поясняем отдельные слова, образные выражения, изображённые предметы. Вопрос – это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребёнка с другими детьми вопрос побуждает к логическому мышлению. Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов ДОУ, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на 6-7 году жизни дошкольника. Очень важно приступить к развитию логического мышления у ребенка еще до того момента, когда он пойдет в школу, т.е. в дошкольном возрасте. Невозможно родиться со сложившимся логическим мышлением, его нужно всячески развивать, ему необходимо учиться.

       Дошкольный возраст- это период, когда основная деятельность игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм.

      Особая роль принадлежит играм математического содержания.

    Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий и проводятся в утреннее и вечернее время (словесные, игры с предметами, настольно-печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Лото», «Найди пару» и др.)

      Из многообразия логико-математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи-шутки. Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.

       Загадки - шутки:

-Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади,1 впереди. Сколько было гусей?

- Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра). –Сколько глаз у светофора?

-Сколько лап у двух медвежат?

-Сколько хвостов у трех котов?

-Сколько ушей у двух мышей? и др.

       Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (произвольного внимания и памяти):                               «Запомни картинки»

 Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приема «группировки». На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5); одежда (летняя, зимняя), транспорт (грузовой, пассажирский). Взрослый предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания:

 1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;

 2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт.

А. Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук). Вопросы: «Какой группы не стало?»

Б. Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?» В. Картинки переворачиваются. Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.

       «Выложи по памяти»

 Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают изображение (либо рисуют его карандашами). Игры-головоломки. Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления. Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей.

       «Найди девятого»

 Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путем их сопоставления.

      Конструкторы. Счетные палочки

 Игры с ними развивают не только движения рук и пространственное воображение, но и творческое воображение. -выложить, сосчитать количество палочек в каждой фигуре, самому придумать и сложить фигуру и др. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, потешек, считалок, подходящих по тематике.

       Игры со строительным материалом

- дети учатся действовать по схемам-чертежу.

       Игры на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений:

       Игра «Колумбово яйцо»

 Овал размером 15х20 см разрезают по линиям. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон. В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.

Желательно также использовать игры

        «Танграм», «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.

 Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости.

       «Путешествие бабочки»

        Данное задание развивает ориентировку на плоскости, внимание, сообразительность. Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка. Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате. Передвигаем фишки направо, вниз, вверх, налево, вниз, направо, СТОП! Бабочка должна находиться в клетке№4».

        Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур.

       В ходе решения задач, в играх формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ. Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребенка, так и для дальнейшей адаптации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...