Консультация для родителей: "О природе детского рисования"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chem_zhe_privlekatelno_dlya_detey_risovanie.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его для них столь желанным?
Во-первых, рисование доступно: поводил палочкой по песку – уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно – дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;
во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;
в-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;
в-четвертых, оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;
в-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок – это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно.
Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Процесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение – не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельности (объект показа, изучения, коллекционирования).
Когда же и как возникает у детей интерес к рисованию?
Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу – получил точки, провел в сторону – линию, пошлепал ладошкой – большой отпечаток-пятно. А когда в руке оказываются кусочки мела, угля, кирпича, карандаш, фломастер, авторучка, краски, кисточки и т.д., процесс этот становится еще более интересным, увлекательным и очень приятным.
Итак, детское рисование в начальном периоде представляет собой чирканье и пачканье, а основной набор графических следов – это случайные точки, штрихи, пятна. Случайные-то они случайные, но у разных детишек разные как по форме, так и по пространственному расположению и ориентированию на листе. И обуславливается это различие индивидуальными особенностями физического строения рук, зрения, а также темпераментом и настроением ребенка в момент рисования. Все это складывается в индивидуальный характер чирканья. Ребенок повторяет те движения, которые по каким-либо причинам предпочтительны для него, более соответствуют его душевному расположению. Так формируется «авторский почерк» рисующего малыша. Кому-то младенческие почеркушки могут показаться ничего не стоящей пачкотней, но внимательный человек сможет «прочитать» в них много интересного о самом ребенке. Так, сильные, решительные штрихи свидетельствуют об активности и смелости рисовальщика; мелкие, ажурные каракули – о чувственном, лирическом настроении; вырывающиеся за пределы листа – о неориентированности на условия и обстоятельства действия; постоянно повторяющиеся – об упрямстве, воле, приверженности к освоенным формам поведения; пробы разных штрихов – о склонности к исследовательству, экспериментаторству, творчеству; концентрация значков в центре – о стремлении к устойчивости, порядку, открытости; в углу – о неуверенности, стремлении уйти и спрятаться; равномерное заполнение листа – о чувстве реальности, комфортабельности; динамичное расположение групп каракулей в листе, разнообразность графических элементов, ритмичное их чередование, достижение законченного равновесия свидетельствуют о композиционных и творческих способностях и т.д. Через свои рисунки-почеркушки малыш уже многое рассказывает о себе. Взрослые, легкомысленно игнорирующие детское чирканье, упускают возможность понять и адекватно контактировать с неговорящим еще ребенком.
Постепенно некоторые каракули оформляются в более или менее определенные очертания, обогащаются значимыми деталями. У неопределенной округлой формы изображаемого объекта появляются опознаваемые детали: у машины – колеса и руль, у мамы – руки и ноги, и неважно, что местоположение их может быть произвольным (сверху, сбоку, внутри), главное, что они известны, определены, нарисованы. Так появляются «головоноги» - первые изображения человека, очень распространенные в детских рисунках. «Головоноги» - человеческий образ, состоящий из головы с глазами, ртом, руками и ногами, растущими прямо из головы. Это не значит, что дети видят людей таковыми. Просто опыт общения с людьми определил особую значимость для них этих частей тела. Лицо мамы, такое родное и любимое, может быть грустным, ласковым, веселым, сердитым, и весь образ мамы воплощается в нем, в этом лице. Мамины глаза излучают любовь, заботу, испуг, гнев. Рот мамы улыбается, произносит ласковые слова или сердито выговаривает порицания. А это все так важно для ребенка! Мамины нос и уши не затрагивают его жизненных интересов, они для него не столь значимы, поэтому его внимание не замечает их, и в рисунках они появляются не сразу. А вот руки – мама ими гладит, наказывает, кормит, одевает, моет; а вот ноги – они то приближают маму, то уносят ее куда-то: на работу, в магазин, в театр, - от этого зависит режим, самочувствие малыша, это очень для него важно. Вот он их и рисует.
Постепенно у «головоногов» появляются туловища-овалы, хотя руки могут все еще расти из головы, появляются пальцы на руках (в количестве от трех и значительно больше, т.к. считать не умею, но знаю, что много), рисуются половые органы (т.к. себя уже исследовал, знаю их жизненную важность, знаю свое отличие от сестренки, и в рисунке должен это обозначить), они начинают «одеваться» (одежда рисуется так, как одевается на тело, поэтому рисунок прозрачен), в руках появляются различные предметы (сумки, цветы, портфели, воздушные шарики, швабры и т.д.).
Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.
Рисование следует за восприятием и опирается на него. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может быть нарисовано солнце, дерево, птица, а самой яркой в коробочке оранжевой краской – небо, мама, верблюд и т.д. Даже когда взрослые обратят внимание ребенка на то, что все в природе имеет свой цвет, когда начнут учить его называть цвета и соответственно указывать их в красках, ребенок еще долго будет использовать цвет в рисунках лишь предметно (солнце – желтое, небо – синее, трава – зеленая, земля – коричневая, апельсин – оранжевый и т.д.), а не живописно. Не надо огорчатся и думать, что ваш ребенок не «чувствует» цвета, что он не «живописец». Просто пока у него другие задачи. И его рисунки хороши своей изобретательностью и находками в попытках изобразить нужную форму.
Постепенно предметное рисование, усложняясь и совершенствуясь, перерастает в событийное. Единичные герои, предметы, Детям открывается много интересных наблюдений, и все это хочется нарисовать.
Итак, рисунки становятся сюжетными, событийными. А событие – это действие, а действие – это движение. И надо придумать, как это движение изобразить. В рисунках детей нет ни перспективы, ни теней. И требовать этого от них сейчас бессмысленно, и учить их этому сейчас незачем.
В творчестве детей 5-6 лет происходит взрыв рисовальной активности, когда максимально открываются для них изобразительные возможности в графике и цвете, а исследовательский интерес к изобразительным возможностям материалов и желание экспериментировать с ними оснащают детей новыми способами изображения. Тематика рисунков бесконечно расширяется: это и события из жизни ребенка, исторические, мифологические, сказочные, литературные сюжеты, фантастика, портреты близких, пейзажи, натюрморты, рисунки животных.
Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Социальная природа детской игры"
Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, та...
Консультация для родителей на тему: "Нетрадиционное рисование в детском саду и дома"
Нетрадиционное рисование в детском саду и дома. Это полезная и увлекательная техника....
Консультация для педагогов и родителей о природе детской лжи "Барон Мюнхгаузен или Почему ребенок врет"
Консультация для педагогов и родителей о природе детской лжи....
Консультация для родителей "«Психологические аспекты детского рисования»
Изостудия - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут вза-имодействовать, развиваться ...
Консультации для родителей по нетрадиционным техникам рисования в детском саду.
Представлены игрыи виды нетрадиционных техник рисования в детском саду....
Консультации для родителей по нетрадиционной техники рисования "Рисование в жизни детей"
Консультации для родителей по нетрадиционной техники рисования...
Консультация для родителей по нетрадиционной технике рисования «Рисование пальчиками и ладошками»
Консультация для родителей по нетрадиционной технике рисования «Рисование пальчиками и ладошками» ...