Консультация для родителей "Готовность к школе"
консультация (средняя группа)
На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение ребёнка читать, писать и считать; для других – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу «всё обо всём» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение выполнять все требования взрослых. Перечень требований к ребёнку, предъявляемых воспитателями, педагогами, родителями, можно было бы продолжить. И каждый по-своему будет прав, так как понятия «абсолютная готовность» не существует. Разные дети, разные условия, разные требования обучения…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_gotovnost_k_shkole.docx | 599.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Готов ли ребёнок к школе?»
На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение ребёнка читать, писать и считать; для других – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу «всё обо всём» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение выполнять все требования взрослых. Перечень требований к ребёнку, предъявляемых воспитателями, педагогами, родителями, можно было бы продолжить. И каждый по-своему будет прав, так как понятия «абсолютная готовность» не существует. Разные дети, разные условия, разные требования обучения…
Тесты, которые помогут взрослым глубже узнать ребёнка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.
Но прежде чем ответить на вопросы, желательно, чтобы взрослый внимательно понаблюдал за ребёнком, разумеется, не ставя никаких условий.
Поведение ребёнка, его способности, качества и умения можно оценивать в баллах: 5 – данная способность или качество ярко выражены и не вызывают сомнения; 4 – иногда бывает иначе, это качество или умение может быть развито лучше; 3 – есть проблемы: поведение, качества и умения развиты недостаточно; 2 – поведение, качества, умения не характерны для ребёнка или проявляются редко при определённых условиях; 1 – поведение, качества, умения выражены очень слабо, реализуются с большим трудом.
Все вопросы сгруппированы в отдельные блоки. Разделение это достаточно условно.
- Социальное развитие.
- Ребёнок спокойно идёт на контакт со сверстникам и взрослыми.
- Общается со сверстниками, знает правила общения.
- Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.
- Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
- Хорошо адаптируется к новой обстановке.
- Умеет различать (чувствовать) отношение и настроение взрослых.
- Не избегает ощения.
- Организация деятельности.
- Ребёнок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.
- Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.
- Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
- Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).
- Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение
10-15 минут.
- Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
- При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
- Не отказывается от заданий.
- Общее развитие.
- Ребёнок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов.
- Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.
- Активно воспринимает любую новую информацию, задаёт вопросы.
- Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту).
- Имеет элементарный запас сведений о себе, о своей семье, о быте, умеет ими пользоваться.
- Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.
- Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.
- Развитие внимания и памяти.
- Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (трудна).
- Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
- Переключается с одного вида деятельности на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.
- Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
- Произвольно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
- Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.
- После нескольких повторений запоминает стихотворение в четыре-восемь строк.
- Речевое развитие.
- Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
- Может выделить звук в начале, в середине и в конце слова.
- Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
- Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
- Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
- В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
- Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягивания слов, пауз в середине слова и т.п.).
- Развитие движений и пространственная ориентация.
1. Ребёнок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстёгивает пуговицы, чистит зубы, одевается, раздевается, шнурует ботинки).
2. Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через скакалку и т.п.
3. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
4. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.п.).
5. Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
6. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и т.п.
Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических рисунков (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат).
Дополнительный вопрос: Какой рукой ребёнок работает более активно?(правой или левой рукой).
- Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
- Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.
- Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
- Различает расположения фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу, справа-слева и т.п.).
- Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающие линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов.
- Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.
- Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).
- Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
- Личностное развитие.
- Ребёнок осознаёт, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.
- Стремится установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и со взрослыми в ходе общения.
- Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.
- Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
- Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от оценки взрослого.
- Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
- Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею…»), самоутверждению, признанию.
- Здоровье (от года до шести лет).
- Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
- Не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям.
- Спокоен (некриклив), усидчив, нераздражителен.
- Хорошо засыпает и спокойно спит (не выкрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).
- Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества и т.п.).
- В поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, кусание ногтей и т.п.).
- В речи нет выраженных задержек в развитии.
- Определение ведущей руки.
- Ребёнок рисует одинаковые рисунки (дом, человек, машина) правой и левой рукой.
- Рисует карандашом 10 крестиков правой и левой рукой.
- Раскладывает карточки лото: в одной руке стопка, в другой – раскладывает карточки.
- Составляет цепоч,ки из десяти металлических скрепок.
- Развязывает три-четыре узелка, предварительно завязанных на шнурке.
- Нанизывание на шнурок 5-6 пуговиц с разными отверстиями.
- Бросает теннисный мячик в цель на полу или на стене.
- Откручивает и закручивает крышки на трех-четырёх баночках, флаконах.
- Выкладывает из счетных палочек фигуру.
- Отвинчивает и завинчивает гайки из детского конструктора гаечным ключом.
- Складывает рисунок (мозаика, пазлы, разрезные картинки).
- Складывает фигуры из кубиков.
- Метает дротики в цель (можно использовать игру «Дартс»).
- Переливает воду из одного флакона с узким горлом в другой.
- Извлекает несколько бусинок ложкой из банки с водой.
- Застёгивает и расстёгивает пуговицы, застёжки – молнии.
- Складывает мелкие детали (пуговицы, бусины) в длинный целиндр.
- Наматывает нитки на катушку или сматывает нитки в клубок.
- Чистить обувь щёткой.
- Наличие в семье леворуких родственников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "В школу - с радостью"
Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...
Консультация "Подготовка детей к школе"
Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"...
Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.
Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры. Статья и тесты взяты из интернета.Когда говорят ...
Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе? Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...
Консультация: подготовка детей к школе «Скоро в школу».
Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу» (игровые приемы в работе с детьми)...
Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга
Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...