Консультация для родителей. Coвременнaя cемья. Кaкая она?
консультация
Консультация для родителей. Coвременнaя cемья. Кaкая она?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей. Coвременнaя cемья. Кaкая она?
Наталья Чудайкина
Консультация для родителей. Coвременнaя cемья. Кaкая она?
Бoльшинствo взрoслых людей – родители. В своей жизни каждый человек проживает много рoлей: кто-то инженер, строитель, педагог, рабочий или писатель, к тому же сын/дочь, ребенок, друг, брат и др., но все равно человеку всегдa вaжнo состояться в роли родителя. Роль родителя – особая и очень oтветственная роль. С ее проживанием человек испытывает массу чувств, которые зачастую очень разнятся: гордость за ребенка идет рука об руку со стыдом и чувством вины, радость соперничает с обидой и злостью… Эта роль накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – его ребенка.
Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая сложилась на сегодняшний день.
Какую цель сегодня на первый план ставят для себя родители, чего хотят от своих детей? «Чтобы хорошими людьми стали». А что под этим подразумевается? – Умение успешно добиваться своих целей, проявление самостоятельности, ответственности, способности разрешать жизненные проблемы, быть устойчивы к «ударам судьбы» и прежде всего, успешно адаптироваться к любым условиям жизни. Таковы главные ценности на сегодняшний момент.
В чем видится главная проблема современных родителей? В условиях современной действительности многие родители чувствуют колоссальную ответственность за воспитание своих детей. Общество предъявляет большие запросы («Вы должны», «не должны», «обязаны») и претензии, которые родители боятся не выполнить, а ведь речь идет об их детях. В последние лет десять наблюдается настоящий бум в средствах массовой информации по развитию и воспитанию детей. Огромное количество книг, передач, компьютерная продукция ориентированы на ребенка. Теперь говорят – педоцентрическая модель воспитания. Родителей все учат, как надо воспитывать и развивать ребенка: учат книги, телевизор, различные журналы, детский сад, школа и зачастую этот поток несет в себе весьма противоречивую информацию. Родитель оказывается в затруднительном положении. Ведь ему очень хочется быть «правильным родителем» и сделать для своего чада все возможное – вырастить из него успешного и счастливого человека. Невозможность соответствовать всем услышанным или прочитанным правилам вызывает беспокойство и тревогу у родителей. У них возникает вина за то, что все происходит не так, как должно быть, что в свою очередь, наводит родителя на мысль о своей некомпетентности.
Существует огромное количество развивающих учреждений, пособий, игровой продукции нацеленных на всестороннее развитие детей. Родители, чтобы исполнить свой родительский долг, все это обрушивают на своих чад, чтобы они не стали хуже других. Начинают прямо с пеленок всесторонне развивать детей, что не всегда оказывается адекватным их истинным потребностям. А те родители, которые оказываются очень занятыми своей профессией или просто зарабатыванием денег, ищут для своих детей различные образовательные и досуговые центры, которые бы их крох развили до предела.
Безусловно, замечательно, что существуют такие учреждения, и у нас появился огромный выбор образовательных услуг. Только очень часто современные родители считают, что исчерпывают свой родительский долг, обеспечивая лишь условия для развития ребенка. К ребенку, начиная с первых лет жизни, приглашают воспитателей и учителей, водят в различные центры развития, а мама, перепоручая воспитание ребенка «специалистам», выступает в качестве «менеджера». Вместо семейного очага семья становится своеобразным «офисом», где у каждого свой ритм жизни и свои «функциональные обязанности». Другими словами, можно сказать, что воспитание ребенка в семье становится все более опосредованным.
Почему же так происходит? Потому что родитель, не выдерживая колоссальной ответственности перед своим ребенком, предпочитает ее переложить на специалистов, которые гораздо лучше все знают и понимают про ребенка. В советские времена с этим было проще. Все знали «социальный заказ» и хорошо понимали, за какое поведение ребенка родителю «должно быть стыдно», а за какое – «очень стыдно». Теперь каждый родитель вынужден самостоятельно решать, что и как необходимо воспитывать у своего чада.
Исследования семьи в условиях кризисного общества выявляют возросшую отчужденность родителей и детей. Дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Дети часто предоставлены сами себе или «удачно определены» в развивающие центры. Вместо общения с родителями ребенок «общается» с телевизором или компьютером. Специалисты отмечают равнодушие к проблемам детей: родители стали реже, чем раньше и с неохотой посещать консультации, организованные воспитателями, родительские собрания. Психологи отмечают возрастание негативного восприятия родителями своих детей. Большинство родителей с трудом способны развить тему «какой у меня хороший ребенок», а о том «какой плохой ребенок» могут говорить часами. Да и сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге.
По мнению специалистов, это результат воздействия общества на семью. В условиях социальной и экономической нестабильности под гнетом страха «не справиться» с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть – родители сами становятся неуверенными, эмоционально нестабильными, появляется новый социальный страх – страх неуспешности детей. Родители боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем. Ребенок оказывается в таких условиях, где ему приходится доказывать свою «конкурентноспособность» чуть ли не с раннего детства. Многие родителирассматривают дошкольное детство как подготовку к школе, лишая ребенка возможности полноценно прожить целый этап своей жизни. Заботясь о раннем обучении, родители часто ущемляют право ребенка на игру, свободное время, собственный выбор видов деятельности.
Итак, главные приоритеты в воспитании ребенка – его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания в будущем. Такие категории как нравственность, духовность занимают далеко не первые места, и особой востребованности в них не чувствуется.
Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: не имея навыков совместного переживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремиться «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками. Прервалась преемственность педагогической традиции в семье: родителипроявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка.
Таким образом, институт родительства оказался в настоящем кризисе: старые критерии не годятся, а новые не выработались.
Как же решить проблему родительского образования? На сегодняшний день зарекомендовали себя следующие формы работы:
- создание в ДОУ, СОШ на базе психологических консультаций курсы повышения родительской компетентности;
- создание сайтов для родителей по актуальным вопросам детского развития и воспитания;
- создание в СМИ программ по вопросам воспитания и развития детей.
Цель таких мероприятий – повысить компетентность родителей. Создать благоприятные условия для встречу двух миров: мира взрослого и мира ребенка. Чтобы человек ощущал огромную радость и удовлетворение от того, что он является родителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»
Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...
Консультация для родителей "Cемья в жизни ребенка"
Роль семьи в жизни ребенка....