Консультация для родителей «Роль потешек со звукоподражанием в звуковой культуре речи»
консультация (младшая группа)
1.Как происходит освоение звуков детей 3-4 лет.
2.Освоение детьми слоговой структуры слова.
3.Значение потешек в развитии речевого слуха ребёнка.
4.Речевой материал, необходимый для закрепления звуков
родного языка (потешки, чистоговорки, стихи).
5.Использование речевого материала в домашней обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 3 «Колобок»
Консультация для родителей
«Роль потешек со звукоподражанием в звуковой культуре речи»
Выполнила: воспитатель
Кнутова Л.В.
План.
1.Как происходит освоение звуков детей 3-4 лет.
2.Освоение детьми слоговой структуры слова.
3.Значение потешек в развитии речевого слуха ребёнка.
4.Речевой материал, необходимый для закрепления звуков
родного языка (потешки, чистоговорки, стихи).
5.Использование речевого материала в домашней обстановке.
Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о роли потешек со звукоподражанием в звуковой культуре речи. Так как звуковая культура речи - это ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.
К трём годам жизни ребёнок осваивает ряд новых звуков, которые были ребёнку недоступны или произносились неверно. Исчезает смягчение согласных (сюмка, носьки), у некоторых детей в этом возрасте появляются шипящие звуки, однако, как правило, шипящие звуки (ш, ж), аффрикаты (г, ц) и соноры(р, л) появляются позже, а из африкатов дети к четырём годам хорошо произносят звук «ц».
Нарушения звукоподражания, выражающиеся в замене шипящих свистящих (сайба-шайба, зук-жук), «ч» и «ц» (цайка-чайка), считается возрастным или физиологическим, косноязычным.
Активное овладение произносительной стороной речи может вызвать и обратные замены, ребёнок, научившийся произносить «ш» и «ж», начинает заменять ими свистящие и т.д., однако через некоторое время, как правило, это проходит.
Улучшается и слоговая структура слова. Ребёнок может пользоваться двух-, трёх-, четырёхсложными словами (пирамида, ведёрко, яблоко), удаются ребёнку слова со стечением согласных (платье, стакан). Конечно, у большинства малышей в этом возрасте ещё встречаются пропуски слогов в сложных словах, перестановки, замена слогов, ребёнок может укоротить сложное слово (бабочка-бочка) или вставить липший слог.
Исходя из выше сказанного, для улучшения звукопроизношения этого возраста можно использовать потешки, скороговорки, чистоговорки.
Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал для развития речи. Они забавны, лаконичны, ритмичны и очень выразительны. Но только литературным совершенством их достоинства не ограничиваются.
Потешки выполняют многие методические задачи, помогая развитию речевого слуха ребёнка: умение слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп и интонационную выразительность.
При чтении и разучивании потешек с детьми 3-4 лет одновременно можно проводить упражнения, помогающие правильному произношению отдельных звуков. Начинать лучше с отдельных гласных. Попросить малыша показать, как плачет ляля: (а-а-а). Погудите, как самолёт: (у-у-у), воспроизведите ржание лошадки: (и-и-и). Полезно имитировать гул самолёта одновременно с ржанием лошадки: (у-у-у-и-и-и). Такое чередование звуков тренирует и артикуляционный аппарат.
В потешке: «Ранним-рано поутру...», «Наши уточки с утра...» следите, чтобы малыш не смягчал перед «а» согласные (не гя, гя, а га-га), поправляйте его.
Для закрепления произношения сложных гласных звуков «я», «ё», «е» , «ю», подберите картинки с изображением предметов, в названии которых есть эти звуки в начале, в середине, в конце слова. Попросите назвать эти предметы. Повторите шутки-чистоговорки: я-я-я - поймай воробья,
ю-ю-ю - я песенку пою, ё-ё-ё - у меня ружьё, е-е-е - ёж ползёт к змее.
Звуки «ы», «и» порой тоже вызывают у ребёнка затруднения. Здесь снова помогут звукоподражания. Возьмите игрушечного ослика или покажите картинку. Попросите ребёнка повторить, как кричит ослик: «ы-ы-ы-а-а-а».
Расскажите ребёнку о зайке, которого укусила пчела. Лежит он под кустиком и плачет: «Ой-ой-ой!» Так малыш научится произносить звук «й».
Для 3-4-летних детей усложняйте задание, отрабатывая произношение звука «ц». Например, вернулась мама-курица домой и зовёт цыплят обедать. Цыплята разбежались по полянке. Мама их зовёт: «Цып-цып-цып, мои деточки, цып-цып-цып, цыпляточки, идите домой». Как зовёт курица цыплят? Используйте чистоговорки:
«Нет конца у моего кольца», «Бегают две курицы прямо по улице», «Скворцы и синицы - весёлые птицы», «Курица снесла яйцо под крыльцо».
Шутки-чистоговорки помогают выработке речевого дыхания: ха-ха-ха - поймай петуха; ко-ко-ко - мы едем далеко; ту-ту-ту - дам еду коту.
В потешке «Кисонька-мурысонька...» обращайте внимание на интонационные особенности диалоговой речи и выразительность речи. Слова кошки предворяйте звукоподражаниями: «мур-мур-мур». Не останавливайте малыша, если он будет проговаривать и другие слова. А в конце потешки дайте вместе с ребёнком оценку поведения кошки: «Вот киса какая! И муку сама смолола, и пряничков напекла. Молодец, а вот есть стала одна. Ай-яй-яй! Давайте погрозим пальчиком кисе и скажем: «Не ешь одна, не ешь одна!»
Для закрепления согласных звуков «п» и «б»(бь) повторите шутки- чистоговорки:
Пы-пы-пы - у розы есть шипы,
Уп-уп-уп - мама варит суп,
Ип-ип-ип - в саду много лип,
Ба-ба-ба - у Вовы есть труба,
Бу-бу-бу - сидит ворон на дубу,
Бы-бы-бы - собираем мы грибы,
Би-би-би - деревья не губи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств ...
Консультация для родителей «Роль потешек в развитии речи детей»
Потешки - малый жанр устного народного творчества....
Консультация для родителей: "Роль потешек в развитии речи детей"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"
Артикуляционная гимнастика...
Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Консультация поможет родителям в развитии речи дошкольников....
Консультация для родителей «Роль потешек и сказок в развитии речи детей».
laquo;Роль потешек и сказок в развитии речи детей»....
Консультация для родителей «Роль потешек в развитии речи детей» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин
Консультация для родителей«Роль потешек в развитии речи детей»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин...