Консультация для родителей «Роль потешек со звукоподражанием в звуковой культуре речи»
консультация (младшая группа)

Кнутова Людмила Васильевна

1.Как происходит освоение звуков детей 3-4 лет.

2.Освоение детьми слоговой структуры слова.

3.Значение потешек в развитии речевого слуха ребёнка.

4.Речевой материал, необходимый для закрепления звуков

родного языка (потешки, чистоговорки, стихи).

5.Использование речевого материала в домашней обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 3 «Колобок»

Консультация для родителей

«Роль потешек со звукоподражанием в звуковой культуре речи»

                                                                                     Выполнила: воспитатель

                                                                                                           Кнутова Л.В.

План.

1.Как происходит освоение звуков детей 3-4 лет.

2.Освоение детьми слоговой структуры слова.

3.Значение потешек в развитии речевого слуха ребёнка.

4.Речевой материал, необходимый для закрепления звуков

родного языка (потешки, чистоговорки, стихи).

5.Использование речевого материала в домашней обстановке.

Уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о роли потешек со звукоподражанием в звуковой культуре речи. Так как звуковая культура речи - это ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.

К трём годам жизни ребёнок осваивает ряд новых звуков, которые были ребёнку недоступны или произносились неверно. Исчезает смягчение согласных (сюмка, носьки), у некоторых детей в этом возрасте появляются шипящие звуки, однако, как правило, шипящие звуки (ш, ж), аффрикаты (г, ц) и соноры(р, л) появляются позже, а из африкатов дети к четырём годам хорошо произносят звук «ц».

Нарушения звукоподражания, выражающиеся в замене шипящих свистящих (сайба-шайба, зук-жук), «ч» и «ц» (цайка-чайка), считается возрастным или физиологическим, косноязычным.

Активное овладение произносительной стороной речи может вызвать и обратные замены, ребёнок, научившийся произносить «ш» и «ж», начинает заменять ими свистящие и т.д., однако через некоторое время, как правило, это проходит.

Улучшается и слоговая структура слова. Ребёнок может пользоваться двух-, трёх-, четырёхсложными словами (пирамида, ведёрко, яблоко), удаются ребёнку слова со стечением согласных (платье, стакан). Конечно, у большинства малышей в этом возрасте ещё встречаются пропуски слогов в сложных словах, перестановки, замена слогов, ребёнок может укоротить сложное слово (бабочка-бочка) или вставить липший слог.

Исходя из выше сказанного, для улучшения звукопроизношения этого возраста можно использовать потешки, скороговорки, чистоговорки.

Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал для развития речи. Они забавны, лаконичны, ритмичны и очень выразительны. Но только литературным совершенством их достоинства не ограничиваются.

Потешки выполняют многие методические задачи, помогая развитию речевого слуха ребёнка: умение слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп и интонационную выразительность.

При чтении и разучивании потешек с детьми 3-4 лет одновременно можно проводить упражнения, помогающие правильному произношению отдельных звуков. Начинать лучше с отдельных гласных. Попросить малыша показать, как плачет ляля: (а-а-а). Погудите, как самолёт: (у-у-у), воспроизведите ржание лошадки: (и-и-и). Полезно имитировать гул самолёта одновременно с ржанием лошадки: (у-у-у-и-и-и). Такое чередование звуков тренирует и артикуляционный аппарат.

В потешке: «Ранним-рано поутру...», «Наши уточки с утра...» следите, чтобы малыш не смягчал перед «а» согласные (не гя, гя, а га-га), поправляйте его.

Для закрепления произношения сложных гласных звуков «я», «ё», «е» , «ю», подберите картинки с изображением предметов, в названии которых есть эти звуки в начале, в середине, в конце слова. Попросите назвать эти предметы. Повторите шутки-чистоговорки: я-я-я - поймай воробья,

ю-ю-ю - я песенку пою, ё-ё-ё - у меня ружьё, е-е-е - ёж ползёт к змее.

Звуки «ы», «и» порой тоже вызывают у ребёнка затруднения. Здесь снова помогут звукоподражания. Возьмите игрушечного ослика или покажите картинку. Попросите ребёнка повторить, как кричит ослик: «ы-ы-ы-а-а-а».

Расскажите ребёнку о зайке, которого укусила пчела. Лежит он под кустиком и плачет: «Ой-ой-ой!» Так малыш научится произносить звук «й».

Для 3-4-летних детей усложняйте задание, отрабатывая произношение звука «ц». Например, вернулась мама-курица домой и зовёт цыплят обедать. Цыплята разбежались по полянке. Мама их зовёт: «Цып-цып-цып, мои деточки, цып-цып-цып, цыпляточки, идите домой». Как зовёт курица цыплят? Используйте чистоговорки:

«Нет конца у моего кольца», «Бегают две курицы прямо по улице», «Скворцы и синицы - весёлые птицы», «Курица снесла яйцо под крыльцо».

Шутки-чистоговорки помогают выработке речевого дыхания: ха-ха-ха - поймай петуха; ко-ко-ко - мы едем далеко; ту-ту-ту - дам еду коту.

В потешке «Кисонька-мурысонька...» обращайте внимание на интонационные особенности диалоговой речи и выразительность речи. Слова кошки предворяйте звукоподражаниями: «мур-мур-мур». Не останавливайте малыша, если он будет проговаривать и другие слова. А в конце потешки дайте вместе с ребёнком оценку поведения кошки: «Вот киса какая! И муку сама смолола, и пряничков напекла. Молодец, а вот есть стала одна. Ай-яй-яй! Давайте погрозим пальчиком кисе и скажем: «Не ешь одна, не ешь одна!»

Для закрепления согласных звуков «п» и «б»(бь) повторите шутки- чистоговорки:

Пы-пы-пы - у розы есть шипы,

Уп-уп-уп - мама варит суп,

Ип-ип-ип - в саду много лип,

Ба-ба-ба - у Вовы есть труба,

Бу-бу-бу - сидит ворон на дубу,

Бы-бы-бы - собираем мы грибы,

Би-би-би - деревья не губи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Консультация для родителей «Роль потешек в развитии речи детей»

Потешки - малый жанр устного народного творчества....

Консультация для родителей «Роль потешек и сказок в развитии речи детей».

laquo;Роль потешек и сказок в развитии речи детей»....

Консультация для родителей «Роль потешек в развитии речи детей» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин

Консультация для родителей«Роль потешек в развитии речи детей»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин...