Культура ребенка рождается в семье.
консультация

Ларионова Светлана Геннадьевна
Культура  ребенка  рождается  в  семье.

 

Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы. Андре Моруа

 

       Не  думайте,  что  вы  воспитываете  ребенка  только  тогда,  когда  с  ним  разговариваете,  поучаете  его,  приказываете  ему.  Вы  воспитываете ребенка  в  каждый  момент  вашей  жизни,  даже  тогда,  когда  вас  нет  дома.  Как  вы  разговариваете  с  людьми,  говорите  о  других  людях,  как  вы  радуетесь,  печалитесь,  смеетесь,  читаете  газеты – все  это  для  ребенка  имеет  значение.

Ребенок  усваивает  речь  «материнско-отцовским»  способом,  подражая  близким,  поэтому  очень  важно,  чтобы  он  услышал  не  только  правильную,  но  и  вежливую  речь,  соответствующим  правилам  речевого  этикета.  Нередко  родители  называют  сына  «Вовка»,  дочь -  «Катька».  Ребенок,  конечно,  не  обижается,  так  как  уверен  в  вашей  любви.   Речь  некоторых  детей  изобилует  разного  рода  оскорбительными  кличками,  конечно  же,  не  ими  придуманными.  Если  ребенок  в  семье  слышит  «растяпа»,  «разгильдяй»,  «негодник»  и  пр. -  эти  слова  прочно  входят  в  его  лексикон  и  никак  не  украшают  его  речь  и  отношения   с  тем,  кому  они  адресованы.  Если  вы  ребенку  хотите  сделать  замечание,  постарайтесь  выбрать  тактичные  выражения  и  не  выговаривайте  ему  на  людях.  Лучше  это  сделать,  оставшись  наедине  с  ним.  Маленький  человечек  очень  восприимчив  ко  всему,  что  его  окружает.  Он  покоряет  нас  искренностью  и  непосредственностью.  Взрослые  обязаны  сохранить  эти  кристаллики  чистоты,  доброты:  бережно  относиться  к  слову,  к  собеседнику,  знакомить  с  правилами  речевого  общения.   Культура  речевого  общения  вносит  красоту  в  отношения  людей,  способствует  их  взаимопониманию.  Необходимо  обращаться  к  своему  ребенку  со  словом  «пожалуйста»,   благодарить  его,  высказывать  родительское  одобрение  по  поводу  проявленной   вежливости.  Выражения   «доброе  утро»,  «спокойной  ночи»  являются  неотъемлемой   частью  речевого  этикета  ребенка,  как  и  слова  «здравствуйте»,  «до  свидания»,  произносимые  приветливо,  с  улыбкой.  Ведь  мимика  и  интонация  порой  имеют  не  меньший  смысл,  чем  содержание  высказывания.  Так  сердито  произнесенное  приветствие  может  быть воспринято  как  выражение  неприязни.  Слова  приветствия – норма  вежливости,  показатель  внимания  к  людям,  способствуют  установлению  контакта,  настраивают  на  дружелюбный  лад.  Приучите  ребенка,  когда  ему  понадобится  вещь,  принадлежащая  другому  члену  семьи,  товарищу,  спрашивать  разрешения,  например:   «Мама,  разреши  взять  твою косынку?»,  «Таня,  можно  взять  твой  карандаш?»  и  т.п.  Спрашивая  разрешение,  ребенок  тем  самым  выражает  уважение  к  правам  другого,  а  вежливая  форма  гарантирует  успех.  «Волшебное  слово»  - меткое  выражение,  известно  нашим  детям.  Но  все  ли  им  пользуются?  Напоминайте  ребенку,  чтобы  он  не забывал  о  «волшебной  силе»  слова  «пожалуйста»,  обращаясь  с  той  или  иной  просьбой  к  взрослым  и  сверстникам».   Есть  еще  и  «спасибо»,  которое  ребенок должен  усвоить  к  двум  годам.  Если  двухлетний  малыш  говорит  взрослому  «ты»,   в  его  устах  это  звучит  даже  мило.  Но  с  четырех  лет  дети  уже  должны  говорить  взрослому  «Вы».  В   русской  классической  литературе   можно  встретить  обращение  к  родителям  на  «Вы».  Это  устаревшая  форма,  почти  не  встречается  в  наше  время.  Все  зависит  от  желания  старшего  поколения.  В  литературном  отношении  правильнее,  если  дети  называют  родителей  «мама»,  «папа»,  не  избегая,  конечно,  и  ласкательных  форм:   «мамочка»,  «папочка».   А  родителей  своих  родителей  с  точки  зрения  речевого  этикета  предпочтительнее  называть  «бабушка»,  «дедушка».  Необходимо  посоветовать  своему  ребенку  - использовать  такие  выражения:  «скажите,  пожалуйста»,  «извините,  пожалуйста»  -  затем  изложить  свою  просьбу  или  вопрос.

        Мы  все  стремимся  к  тому,  чтобы  ребенок  чувствовал  себя   комфортно   в  любой  обстановке,  в  любой  речевой  ситуации,  чтобы  наши  дети  легко  вступали  в  диалог,  могли  с  достоинством  и  уважением  к  другому  аргументировать  свою  точку  зрения,  были  внимательными   слушателями,  доброжелательными  собеседниками,  одним  словом,  добрыми,  умными,  интеллигентными,  коммуникабельными  людьми.

          Родители должны  помочь детям  освоить  правила,  которые регулируют поведение  говорящего и  слушающего.  Так  как  основные  проводники в  мир  речевой  культуры  -  речевого  общения  только  взрослые,  от  которых  зависит  организация  содержательного  детского  общения.  В  культурной  семье  никто  ни   на  кого  не  кричит,  даже  не повысит   голос,  ибо  каждый  видит  в  другом - личность.  Когда  на  ребенка  кричат,  он  считает,  что  его  не любят,  не  считают  за  человека.   Культура  ребенка  рождается  в  семье,  его  не  могут  привить  ни  в  детском  саду,  ни  в  школе,  если  дома  царит   грубость.   Пример  родителей  имеет  огромное  значение  в  овладении  ребенком  правилами  речевого  общения.   А  развитие  правильной  речи  -  важное  условие  умственного  развития  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rebenka_rozhdaetsya_v_seme.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Культура  ребенка  рождается  в  семье.

       Не  думайте,  что  вы  воспитываете  ребенка  только  тогда,  когда  с  ним  разговариваете,  поучаете  его,  приказываете  ему.  Вы  воспитываете ребенка  в  каждый  момент  вашей  жизни,  даже  тогда,  когда  вас  нет  дома.  Как  вы  разговариваете  с  людьми,  говорите  о  других  людях,  как  вы  радуетесь,  печалитесь,  смеетесь,  читаете  газеты – все  это  для  ребенка  имеет  значение.

Ребенок  усваивает  речь  «материнско-отцовским»  способом,  подражая  близким,  поэтому  очень  важно,  чтобы  он  услышал  не  только  правильную,  но  и  вежливую  речь,  соответствующим  правилам  речевого  этикета.  Нередко  родители  называют  сына  «Вовка»,  дочь -  «Катька».  Ребенок,  конечно,  не  обижается,  так  как  уверен  в  вашей  любви.   Речь  некоторых  детей  изобилует  разного  рода  оскорбительными  кличками,  конечно  же,  не  ими  придуманными.  Если  ребенок  в  семье  слышит  «растяпа»,  «разгильдяй»,  «негодник»  и  пр. -  эти  слова  прочно  входят  в  его  лексикон  и  никак  не  украшают  его  речь  и  отношения   с  тем,  кому  они  адресованы.  Если  вы  ребенку  хотите  сделать  замечание,  постарайтесь  выбрать  тактичные  выражения  и  не  выговаривайте  ему  на  людях.  Лучше  это  сделать,  оставшись  наедине  с  ним.  Маленький  человечек  очень  восприимчив  ко  всему,  что  его  окружает.  Он  покоряет  нас  искренностью  и  непосредственностью.  Взрослые  обязаны  сохранить  эти  кристаллики  чистоты,  доброты:  бережно  относиться  к  слову,  к  собеседнику,  знакомить  с  правилами  речевого  общения.   Культура  речевого  общения  вносит  красоту  в  отношения  людей,  способствует  их  взаимопониманию.  Необходимо  обращаться  к  своему  ребенку  со  словом  «пожалуйста»,   благодарить  его,  высказывать  родительское  одобрение  по  поводу  проявленной   вежливости.  Выражения   «доброе  утро»,  «спокойной  ночи»  являются  неотъемлемой   частью  речевого  этикета  ребенка,  как  и  слова  «здравствуйте»,  «до  свидания»,  произносимые  приветливо,  с  улыбкой.  Ведь  мимика  и  интонация  порой  имеют  не  меньший  смысл,  чем  содержание  высказывания.  Так  сердито  произнесенное  приветствие  может  быть воспринято  как  выражение  неприязни.  Слова  приветствия – норма  вежливости,  показатель  внимания  к  людям,  способствуют  установлению  контакта,  настраивают  на  дружелюбный  лад.  Приучите  ребенка,  когда  ему  понадобится  вещь,  принадлежащая  другому  члену  семьи,  товарищу,  спрашивать  разрешения,  например:   «Мама,  разреши  взять  твою косынку?»,  «Таня,  можно  взять  твой  карандаш?»  и  т.п.  Спрашивая  разрешение,  ребенок  тем  самым  выражает  уважение  к  правам  другого,  а  вежливая  форма  гарантирует  успех.  «Волшебное  слово»  - меткое  выражение,  известно  нашим  детям.  Но  все  ли  им  пользуются?  Напоминайте  ребенку,  чтобы  он  не забывал  о  «волшебной  силе»  слова  «пожалуйста»,  обращаясь  с  той  или  иной  просьбой  к  взрослым  и  сверстникам».   Есть  еще  и  «спасибо»,  которое  ребенок должен  усвоить  к  двум  годам.  Если  двухлетний  малыш  говорит  взрослому  «ты»,   в  его  устах  это  звучит  даже  мило.  Но  с  четырех  лет  дети  уже  должны  говорить  взрослому  «Вы».  В   русской  классической  литературе   можно  встретить  обращение  к  родителям  на  «Вы».  Это  устаревшая  форма,  почти  не  встречается  в  наше  время.  Все  зависит  от  желания  старшего  поколения.  В  литературном  отношении  правильнее,  если  дети  называют  родителей  «мама»,  «папа»,  не  избегая,  конечно,  и  ласкательных  форм:   «мамочка»,  «папочка».   А  родителей  своих  родителей  с  точки  зрения  речевого  этикета  предпочтительнее  называть  «бабушка»,  «дедушка».  Необходимо  посоветовать  своему  ребенку  - использовать  такие  выражения:  «скажите,  пожалуйста»,  «извините,  пожалуйста»  -  затем  изложить  свою  просьбу  или  вопрос.

        Мы  все  стремимся  к  тому,  чтобы  ребенок  чувствовал  себя   комфортно   в  любой  обстановке,  в  любой  речевой  ситуации,  чтобы  наши  дети  легко  вступали  в  диалог,  могли  с  достоинством  и  уважением  к  другому  аргументировать  свою  точку  зрения,  были  внимательными   слушателями,  доброжелательными  собеседниками,  одним  словом,  добрыми,  умными,  интеллигентными,  коммуникабельными  людьми.

          Родители должны  помочь детям  освоить  правила,  которые регулируют поведение  говорящего и  слушающего.  Так  как  основные  проводники в  мир  речевой  культуры  -  речевого  общения  только  взрослые,  от  которых  зависит  организация  содержательного  детского  общения.  В  культурной  семье  никто  ни   на  кого  не  кричит,  даже  не повысит   голос,  ибо  каждый  видит  в  другом - личность.  Когда  на  ребенка  кричат,  он  считает,  что  его  не любят,  не  считают  за  человека.   Культура  ребенка  рождается  в  семье,  его  не  могут  привить  ни  в  детском  саду,  ни  в  школе,  если  дома  царит   грубость.   Пример  родителей  имеет  огромное  значение  в  овладении  ребенком  правилами  речевого  общения.   А  развитие  правильной  речи  -  важное  условие  умственного  развития  детей.