Консультация для родителей
консультация

Корнеева Людмила Яковлевна

Роль педагога как фактор развития речи детей в младшем возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korneeva.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога как фактор развития речи детей в младшем возрасте.

 

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат, но более всего тем людям. Которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Таким близким и для многих родным человеком ребенку дошкольного возраста является воспитатель. Поведение воспитателя, его речь, внешний вид – все является образцом для подражания воспитанников.

Многие трудности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.

Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала оргументированно, доходчиво, и потому сознательно подбираем слова для построения фраз.

Что касается устной речи, в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками или их родителями, то подобная работа над словом почти исключена.

Здесь можно слышать различные ошибки: педагог, давая поручение ребенку говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Конечно, нет. Ведь говорить «велела» невежливо, т. к велеть -  значит приказывать.

Одна из первостепенных задач – это подмечать собственные речевые ошибки исправлять их и вслушиваться в речь детей и вовремя подмечать недостатки.

Как можно чаще задавать себе вопрос, как звучит моя речь?

Может ли служит моя речь образцом для подражания?

Голос профессиональный инструмент педагога, и им надо умело владеть. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А на самом деле секрет для установления тишины прост – разговаривать с ребенком голосом умеренной силы, а еще умело пользоваться интонацией переходя с тихого на повышение голоса.

Основными требованиями для голоса педагога является:

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации;

Логичность – выражение в смысловых связях речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов чуждых литературному языку. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

Выразительность – особенность речи, захватывать внимание и создавать эмоциональное сопереживание. Так же не мало важными являются и такие компоненты речи как, богатство, уместность, правильность. Л.Н Толстой писал: «Язык должен быть живой» Без слов паразитов.

Жил был этот, как его

Ну, значит и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Этот вообщем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя,

Так сказать.

А жену звали Ну….

А соседа звали Это…

А его родители

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то ЭЭЭЭ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну, и значит и вообще.

 

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие мелкой моторики, так как рецепторы и нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев взаимосвязаны между собой. Сейчас уже каждый знает, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее и правильнее он будет говорить.

Так же не маловажную роль в развитии речи может сыграть чтение педагогом художественной литературы. Но любой педагог, читая ребенку литературу или заучивая с ним стихи должен четко понимать цели и задачи данного занятия. В настоящее время как никогда нужно тщательно подбирать литературу для чтения детям дошкольного и младшего школьного возраста.

 

В современном мире, к сожалению, часто встречаются случаи долгого молчания ребенка. На первый взгляд причин для этого нет, за исключением врожденных дефектов развития и генетических нарушений. Но, быстрое развитие прогресса и информационных технологий приводит к регрессу в развитие речи у детей. Родители чаще общаются не с новорожденным малышом, а с компьютером и виртуальными людьми. Дети разучились общаться. Слышать и слушать. И именно мы воспитатели, являясь основными соратниками в помощи развития речи ребенка должны приложить все усилия, чтобы повернуть развитие речи в нужное русло.

Итак, чтобы добиться от детей красивой и правильной речи, воспитателю следует не только подавать речевой образец, но и проверять, как овладели им дети.

Так же необходимо прививать детям речевой этикет: учить говорить спокойно и без крика, отвечать по одному и не перебивать, уметь терпеливо выслушать других. Ведь дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь не может уже успешно быть пройден. Поэтому, повышение общей культуры речи педагога является высоким залогом культуры народа в целом!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...