Консультация для родителей
консультация

Шагаева Татьяна Александровна

Возможности использование полифункциональных игр в познавательном развитии дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shagaeva.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования полифункциональных игр в познавательном развитии дошкольников

 

«Развивающие игры - это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов».

Б.П. Никитин.

Актуальность использования полифункциональных игр:

Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют воспитателей на развивающее обучение, в котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Одним из важнейших направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.

Первоначальная психологическая диагностика познавательных способностей в средней группе выявила проблемы в интеллектуальной сфере. У многих детей уровни развития процессов мышления, произвольного внимания и запоминания, слухового восприятия находились ниже возрастной нормы. Дети не умели соблюдать правила игры, уступать друг другу, самостоятельно разрешать конфликты, распределять роли и так далее.

Поэтому наш опыт работы был основан на противоречии: недостаточный уровень развития познавательных процессов противопоставлялся необходимости формировать всесторонне развитую личность.

Таким образом, главной целью нашей работы являлось: воспитание любознательного, творчески развитого, инициативного, с оптимальным уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно добывать знания будущего первоклассника.

Для реализации данной цели мы использовали развивающие полифункциональные игры.

Полифункциональность (от гр. poly и функция) — сочетание различных функций в чём-то одном.

Особенности использования полифункциональных игр:

  • Многофункциональность: обучают, развивают, развлекают;
  • Широкий возрастной диапазон участников;
  • Вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов как авторских, так и придуманных самостоятельно;
  • Творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности.

В основу полифункциональных развивающих игр положены 3 принципа обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».

С одной стороны - ребенку предлагаются примеры (образцы, схемы) для подражания, с другой - возможности для творчества и фантазии.

Благодаря полифункциональным играм развиваются все познавательные процессы, мыслительные операции, формируются способности к конструированию и моделированию, математические способности, развиваются навыки культурного общения.

Занимаясь вопросами развития познавательных процессов и используя полифункциональные игры несколько лет, а также учитывая предпочтения детей, можно сказать, что развитию интеллектуальных способностей и личностных качеств способствуют такие развивающие игры, как:

  • Цветные палочки Кюизенера;
  • Блоки Дьенеша;
  • Развивающие игры Б.П. Никитина;
  • Игры В.В. Воскобовича;
  • Cоты Кайе;
  • Разнообразные конструкторы: «Лего», «Полесье», «Кликко», «Техно», «Репейник», «Металлический конструктор» и другие.

Ознакомление детей с каждой игрой мы проводили поэтапно:

1 этап: Внесение игры.

Цель: знакомство с новой игрой, её особенностями и правилами.

2 этап: Собственно игра.

Цель: развитие познавательных процессов, умений выявлять свойства в объекте, обобщать, классифицировать, делать умозаключения и так далее.

3 этап: Самостоятельная игра, игровое творчество.

Цель: развитие творческих способностей, воображения, творческого мышления, способностей к конструированию, моделированию. Игры применялись в определённой системе, с постепенным наращиванием трудностей, усложнением по содержанию, способам взаимодействия, учётом возрастных и психологических особенностей.

В средней группе мы использовали игры на сенсорное развитие, на развитие мелкой моторики, целостного восприятия, такие как: «Блоки Дьенеша», «Сложи узор» («Кубики Никитина»), «Цветные палочки Кюизенера», разнообразные конструкторы.

В старшем дошкольном возрасте ранее освоенные игры усложнялись, и к ним добавлялись игры на развитие способностей к анализу и синтезу, на развитие творческих способностей и воображения, формирование объемно- пространственного, ассоциативного и логического мышления, на развитие самостоятельности, инициативности и волевых качеств: «Сложи квадрат» (Никитина), «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Соты Кайе», металлический конструктор.

Содержание полифункциональных игр:

Цветные палочки Кюизенера.

Это отличный дидактический материал для развития восприятия, внимания, мышления, математических способностей. Представляют собой палочки, разные по цвету и длине:10 цветов и 10 размеров, от 1 до 10 см, чем больше длина палочки, тем больше числовое значение. Каждый цвет и размер соответствует числу. Палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «меньше-больше», «короче-длиннее», «ниже-выше» и так далее.

Мы начали осваивать палочки Кюизенера в средней группе, сначала используя как игровой материал: дети строили башни, лесенки, домики, цветочки, вкладывали простые изображения по образцу, также применяли и для индивидуальной работы по закреплению материала: сравнивали палочки по длине, высоте, цвету, выкладывали из палочек геометрические фигуры. Постепенно, в старшей и подготовительной группе, задания с палочками усложнялись, и мы начали использовать их для освоения количественного и порядкового счета, изучения состава числа из единиц, упражнений в плоскостном и объемном моделировании, освоении системы координат, симметричном выкладывании изображений и конечно же в самостоятельном творчестве. Задания с палочками можно найти в альбомах «На золотом крыльце», «Посудная лавка» и в интернете. Особенно нравится детям выполнять задания по выкладыванию симметричных фигур. Таким образом, палочки Кюизенера способствуют развитию внимания, памяти, учат работать по схемам, ориентироваться на плоскости, развивают самостоятельность и умение добиваться результата, развивается воображение и творческое мышление.

Блоки Дьенеша.

Эта игра состоит их 48 объемных геометрических фигур, каждая фигура характеризуется 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной, в наборе нет даже 2 фигур, одинаковых по всем свойствам.

Основная цель игры: научить детей решать логические задачи на различение фигур по свойствам, то есть выявлять их, называть и удерживать в памяти до 4 свойств.

Примеры заданий:

1) Выложить цепочку фигур, чтобы рядом не было фигур одинакового цвета, размера и так далее;

2) Составить загадку-описание о фигуре;

3) Логические задачи: «Найдите фигуру: не большую, не толстую, имеет более 3 углов, одинаковые стороны, тёплого цвета, но не красная; 3) Игра «Сколько?»: тренировка в счете и отсчете: сколько больших фигур, сколько кругов и так далее;

4) Игра «Логический поезд»: выложить вагоны не красные и не круги и так далее;

5) Задания из специальных альбомов к игре: выкладывание изображений по условным знакам и схемам.

Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов, поэтому можно придумать множество сценариев для сюжетно - ролевых игр.

Таким образом, блоки Дьенеша способствуют развитию логического  мышления, дают представление о множестве, операциях сравнения, разбиения, классификации. Формируют представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания. Развивают умения выявлять свойства предметов, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что решает еще и задачи развития речи. Развивают творческие способности, воображение, способности к моделированию и конструированию.

Игры Никитиных

Из множества игр Никитиных детей особенно увлекли игры «Сложи узор» («Кубики Никитина») и «Сложи квадрат».

Игра «Сложи узор» имеет большую развивающую ценность. Складывая абстрактные изображения, дети учатся мыслить, работать со схемами, тренируют произвольное внимание, память. Создание своих собственных картин способствует развитию воображения, творческого мышления и инициативы. За счет разной окраски всех 6 граней кубиков, можно выполнять бесконечное число заданий разной сложности: выкладывать по инструкции животных, цифры, буквы и так далее и придумывать узоры самим.

«Сложи квадрат» Никитина - одна из самых наших любимых игр. Она способствует тренировке в развитии цветоощущения, сообразительности, при решении проблем части - целого, тренирует мелкую моторику, развивается произвольное внимание, зрительная память, усидчивость, пространственное мышление.

Эта игра успокаивает даже самых гиперактивных детей, дети стали аккуратнее, берегут мелкие детали от игры, чтобы не потерять их, у них проявляются волевые качества, терпение, уважение друг к другу, когда в группу приобретаются новые варианты квадратов, дети договариваются об очередности, помогают друг другу при сборке сложных квадратов.

Игры Воскобовича

Развивающие игры Воскобовича - это конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Особенно детям интересны «Квадрат Воскобовича» и «Геоконт».

Квадрат Воскобовича представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на ткань. Квадраты легко трансформируются, их можно складывать в разных направлениях, поэтому эту игру ещё называют «вечным оригами». Игру сопровождают методические сказки, в них квадрат превращается в лодку, конфетку, домик и так далее.

Эта игра позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества.

Игра «Геоконт» - известна как «дощечка с резиночками». На игровом поле закреплены пластмассовые кнопки, на которые натягиваются канцелярские резинки, в результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, цифры, буквы. «Геоконт» тоже сопровождается методической сказкой, в которой приводятся схемы – рисунки, но по нашим наблюдениям, дети охотнее занимаются самостоятельным творчеством.

Таким образом, игры Воскобовича развивают мелкую моторику, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, пространственных представлений), мыслительные процессы (конструирование по словесным моделям, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск закономерностей), воображение и творчество.

Соты Кайе

Очень увлекла наших детей игра «Соты Виктора Кайе». Это яркое, удобное в использовании пособие.

Как мы играем:

1) Используем как крупную мозаику: выкладываем дорожки, животных, буквы, цифры;

2) Игра «Домино»;

3) Игра «На что похоже»: выкладываем, рассматриваем, обсуждаем, фантазируем. Особенно интересные фигуры получаются, когда дети выбирают из множества карточек одинаковые и выкладывают симметричные изображения;

4) Игра «Трансформер»: переставляем уже полученную картинку и получаем новую фигуру;

5) «Маленькие дизайнеры»: изобретаем композиции, разнообразные по рисунку и цвету.

Таким образом, игра «Соты Кайе» формирует творческое, пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторную координацию, глазомер. Помогает развивать архитектурно-художественный вкус, индивидуальность в сочетании с умением работать в коллективе, развивает волевые качества, сосредоточенность, усидчивость, способствует ориентации на плоскости, развитию чувства композиции, симметрии и асимметрии. Позволяет выполнять задания по геометрии, математике, логике. Хорошо развивает внимание, поиск нужной карточки развивает зрительную память.

Конструкторы

Наши дети успешно освоили и отлично развиваются с разными конструкторами, такими как: «Лего», «Техно», «Полесье», «Репейник», «Кликко», металлический конструктор.

Конструкторы содержат множество деталей с оригинальными, разнообразными креплениями. Данные конструкторы рассчитаны на детей от 4 до 12 лет. Конструкторы развивают наглядно-образное мышление, пространственное и логическое мышление, комбинаторные способности детей, мелкую моторику, воображение, умение концентрировать внимание, усидчивость, тренируют память. Дети не только конструируют, но и используют получившиеся постройки в сюжетно-ролевых играх.

Результаты работы:

  • Повысился уровень развития познавательных процессов детей;
  • Дети проявляют инициативу, творческую активность в познавательной деятельности, самостоятельно используют развивающие полифункциональные игры;
  • Дети адекватно проявляют свои чувства, способны договариваться, учитывать интересы других, способны к волевым усилиям, следуют нормам поведения и правилам в межличностных взаимоотношениях;
  • В группе создана и пополняется соответствующая возрасту и психологическим особенностям детей развивающая познавательные процессы среда;
  • С родителями проведена работа по ознакомлению с развивающими играми, они принимают активное участие в обогащении среды и совместных мероприятиях, а также приобретают игры домой для проведения досуга.

Таким образом, применение в педагогическом процессе развивающих полифункциональных игр раскрывает большие возможности и перспективы для стимулирования, развития и проявления интеллектуальных и творческих способностей детей, а также создаёт условия для формирования личностных качеств детей.

Дети, увлечённые этими играми, не замечают, что они учатся, хотя при этом сталкиваются с трудностями, а новый познавательный опыт, приобретённый в играх, становится их личным достоянием и гордостью.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст] / М: ТЦ Сфера, 2016 г.

2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Никитин Б.П. - М: Просвещение,1990 г.

3. Воскобович, В.В., Вакуленко, Л.С. Развивающие игры Воскобовича [Текст] / В.В.Воскобович, В.В.Вакуленко - Сфера, 2015 г.

4. Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников[Текст] / З.А. Михайлова. - СПб: Издательство «Детство-пресс», 2016 г.

5. Финкельштейн, Б.Б. На золотом крыльце…[Текст] / Б.Б. Финкельштейн. - Корвет, 2005 г.

6. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами[Текст] / Лелявина, Н.О., Финкельштейн, Б.Б. – Санкт- Петербург, ООО «Корвет», 1993 г.

7. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? [Текст] / Л.Д. Комарова – Москва, Гном и Д, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...