Игры с мячом для развития речи
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Игры с мячом
для развития речи ребенка
Игры с мячом в развитии детей с нарушениями речи очень нужны и важны, поскольку игры с мячом:
— отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к обучению;
— освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности во время занятий;
— помогают разнообразить виды деятельности детей;
— развивают общую и мелкую моторику;
— помогают проводить работу по развитию просодических компонентов речи;
— регулируют силу и точность движений;
— активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное внимание;
— развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей;
— развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
— развивая мышечную силу, стимулируют работу важнейших органов — легких и сердца — повышают обмен веществ.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймай и животных называй».
В зависимости от темы игры возможны варианты «Мяч бросай, четко фрукты называй», «Мяч бросай, быстро транспорт называй»
Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: Овощи. Ребенок – картофель, капуста, помидор, огурец, свекла…
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок – обобщающие слова.
Взрослый: Огурец, помидор, лук. Ребенок: Овощи.
Игра с мячом «Животные и их детеныши».
Человеческие дети знают всех зверят на свете.
Ход игры. Бросая мяч, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
Основные движения: перебрасывание мяча ударом об пол; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра-, у льва-, у слона-, у оленя-, у лося-, у лисы-.
Группа 2. У медведя-, у верблюда-, у волка-, у зайца-, у кролика-, у белки-.
Группа 3. У коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у собаки – щенок.
Игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.
Вариант 1. Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и называет животных. Ребенок, возвращая мяч, говорит, как то или иное животное подает голос.
Взрослый | Ребенок |
корова | мычит |
тигр | рычит |
змея | шипит |
комар | пищит |
собака | лает |
волк | воет |
утка | крякает |
кошка | мяукает |
свинья | хрюкает |
лягушка | квакает |
Вариант 2. Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, спрашивает: «Кто рычит?», №Кто мяукает?» и т.д. Ребенок называет животное или птицу.
Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ, кто - то знает, кто - то нет.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и спрашивает: «Ворона каркает, а утка?». Возвращая мяч, ребенок говорит: «Утка крякает».
Примеры вопросов: Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а муравей? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а собака? У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Игра с перебрасыванием мяча
«Кто где живет?» или «Чей домик»
Кто в берлоге, кто в норе? – назови-ка поскорей.
Вариант 1. Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и спрашивает: Кто живет в дупле? Ребенок, возвращая мяч, отвечает: Белка.
Кто живет в скворечнике? Кто живет в гнезде? Кто живет в улье? Кто живет в норе? Кто живет в логове? Кто живет в муравейнике?
Вариант 2. Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и спрашивает: Где живет медведь? Где живет волк? Ребенок называет жилище: Медведь живет в берлоге. Волк живет в логове.
Игра с мячом «Я знаю три названия животных»
«Я знаю три имени мальчиков», «Я знаю пять названий овощей»…
Ход игры: Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю три названия животных: лиса, белка, заяц».
Можно использовать следующие виды движений: бросание об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой или левой рукой на месте.
Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Человек легко находит, что в природе происходит.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример. Тема «Весна».
Взрослый: | Ребенок: |
Солнце что делает? | Светит, греет |
Ручьи что делают? | Бегут, журчат |
Снег что делает? | Тает, темнеет |
Птицы что делают? | Прилетают, поют песни, вьют гнезда |
Капель что делает? | Звенит |
Медведь что делает? | Просыпается, выходит из берлоги |
Игра с перебрасыванием мяча «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик).
Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
стол, ключ | столик, ключик |
шапка, белка | шапочка, белочка |
книга, ложка | книжечка, ложечка |
голова, картина | головка, картинка |
мыло, зеркало | мыльце, зеркальце |
кукла, свекла | куколка, свеколка |
Игра с мячом «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, отвечает на заданный вопрос. Игра проводится с перебрасывание мяча различными способами.
Взрослый: | Ребенок: |
летают | птицы, бабочки, стрекозы, комары, мухи |
плавают | рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы |
ползают | змеи, гусеницы, черви |
прыгают | кузнечики, лягушки, зайцы, блохи, жабы |
Игра с мячом «Лови да бросай – цвета называй»
Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом
Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый: | Ребенок: |
красный | мак, огонь, флаг |
оранжевый | апельсин, морковь, заря |
желтый | солнце, цыпленок, репа |
зеленый | трава, огурец, лес |
голубой | небо, лед, незабудки |
синий | колокольчик, море, чернила |
фиолетовый | слива, сирень, сумерки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом для развития речи
Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской ре...
Игры с мячом для развития речи
Материал для развмещения в родительском уголке, содержит примеры игр с мячом, напрвленных на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников....
Игры с мячом для развития речи
В данном материале представлена подборка игр с мячом, направленных на обогащение словаря, формирование грамматического строя ребенка...
ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Развитие Коммуникативных навыков...
Тренинг с родителями воспитанников подготовительной к школе группы «Игры с мячом для развития речи детей»
Для многих людей мяч - одна из первых любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его...
«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»
Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...
Игры с мячом для развития речи детей
Картотека игр с мячом для развития речи у детей дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)