словарь для справок
картотека
Опубликовано 09.03.2019 - 3:02 - Мушенок Елена Владимировна
Словарь оказывает помощь родителям детей-логопатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_dlya_spravok.docx | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
- К о р р е к ц и я -исправление ,например ,коррекция речевых дефектов ,коррекция зрения и др.
- Л е п е т н ы е с л о в а - слова,состоящие из одного-трех одинаковых слогов
- З в у к о п о д р а ж а н и е - слова,построенные на основе подражания природному звучанию предмета.
- Ф о н е м а т и ч е с к о е в о с п р и я т и е - способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи( фонем ).Формируется у ребенка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.
- М о т о р и к а а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а - возможности осуществлять движения органов артикуляции(губ,языка ,мягкого неба и др.) в полном объеме,с достаточной силой, точностью и скоростью .
- Г н о з и с - возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.
- М о т и в а ц и я - побудительная причина ,повод к какому-либо действию, поступку.
- И м и т а ц и я - подражание , способность воспроизводить речь .
- Ф о н е м а т и ч е с к и й с л у х - способность к слуховому восприятию звуковой речи, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию.
- А в т о м а т и з а ц и я з в у к а – этап при коррекции неправильного звукопроизношения. Следует за постановкой звука.
- Д и ф ф е р е н ц и а ц и я з в у к о в – этап в коррекционной работе по воспитанию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.
- А к т и в н ы е о р г а н ы р е ч и – подвижные органы речи ,производящие основную работу, необходимую для образования звука ( язык, губы, мягкое небо и т. д.)
- П а с с и в н ы е о р г а н ы р е ч и – неподвижные органы речи ,неспособные к самостоятельной работе и являющиеся в процессе артикуляции звука точкой опоры для активного органа ( твердое небо ,альвеолы , зубы и т. д. ).
- О т р а ж е н н а я р е ч ь – повторенная за кем – либо .
- П о с т а н о в к а з в у к а – вызывание правильного звука.
- П р о и з н о ш е н и е - фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков : речевого дыхания , голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний , словесного ударения и фразовой интонации .
- С м е ш е н и е з в у к о в - недостаток речи , выражающийся в том , что ребенок , умея произносить те или иные звуки , смешивает их в речи ( шапка – сапка и тут же вместо санки – шанки ).
- Р и т м и к а – система физических упражнений , построенных на основе связи движений с музыкой .
- С и г м а т и з м – расстройство произношения свистящих ( с, с’ ,з ,з’,ц ) и шипящих ( ш, ж, ч , щ ).
- С л о в а р ь п а с с и в н ы й – запас понимаемых слов .
- С л о в а р ь а к т и в н ы й – наличие слов , которыми человек пользуется .
- А г р а м м а т и з м - нарушение понимания и употребления грамматических средств языка (опускание предлогов ,неправильное согласование слов в роде ,числе , падеже ) .
- К о м м у н и к а т и в н а я ф у н к ц и я р е ч и – функция общения .
- Р е л а к с а ц и я – расслабление .
- З в у к – «невидимка”, то, что мы воспринимаем слухом
- Бу к в а – знак азбуки,”домик” для звука, то ,что видим и можем произнести.
- С л о г – звук или сочетание звуков в слове, произносимые на одном выдохе.
- С л о в о – единица речи ,служащая для выражения отдельного понятия.
- П р е д л о ж е н и е –сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.
- Аграмматизм — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.
- Анализ и синтез — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.
- Артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Асфиксия — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях. - Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.
- Вдох — поступление воздуха в легкие в результате увеличения объема грудной полости, вызванного сокращение диафрагмы и наружных межреберных мышц.
Велярный звук — задненебный звук (н-р, [г], [к], [х]).
Велярный звук [р] — вид ротацизма: образуется при колебании различных участков мягкого неба.
Вербальный — 1) словесный, относящийся к речи, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный.
Визуальный - воспринимаемый или производимый посредством зрения.
Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Вокальный — исполняемый голосом; относящийся к пению. - Восприятие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.
Выдох — удаление воздуха из легких в процессе дыхания. - Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
- Вербальный — словесный.
- Визуальное общение — зрительный контакт.
- Гимнастика речи активная — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Гимнастика речи пассивная — форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
Гиперкинез — автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гипертрофия — увеличение объема органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.
Гипоксия — кислородное голодание организма.
Глотка — начальная часть пищеварительной трубки,; одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью.
- Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
— высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.
— диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
— полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
— тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.
— поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.
Грамматика — раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.
Грамматический строй — строение слова и предложения, присущее данному языку. - Грассирование — 1) произношение французского, т.е. увулярного недрожащего [р]; 2) усиленное, раскатистое произношение русского звука [р].
- Двигательные нарушения — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений
- Двуязычие — одинаково совершенное владение двумя языками.
- Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислалия — нарушение звукопроизношения.
Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения. - Задержка речевого развития — нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.
- Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
- Зеркальная речь — произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.
- Зеркальное письмо — 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
- Импрессивная речь — восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).
- Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
— интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
- Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.
- Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.
- Леворукость — врожденное или вынужденное преимущ. Пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий.
- Лексика — вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.
- Лексико-грамматический — характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.
- Лепет — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.
- Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
- Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
- Логоневроз — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).
- Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
- Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи
- Межзубная шепелявость — нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.
- Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:
— повествовательная — резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;
— вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса;
— восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего. - Модуляция голоса — изменение высоты голоса; при снижении слуха М.г. нарушается, что делает речь монотонной.
- Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то
- Морфология — в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.
- Монолог — устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.
- Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.
- Назализация — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
- Нарушение зрительного образа буквы — смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.
- Нарушение зрительного образа слова — нарушение буквенного состава слова.
- Нарушение структуры слова — упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.
- Нарушение чтения и письма — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.
- Органы речи — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.
- Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
- Патология — наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.
- Пауза — остановка в течении речи.
- Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
- Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании. - Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.
- Речи нарушения — отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.
- Речь — форма общения, опосредованная языком.
- Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.
- Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
— звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;
— ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
— тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
— физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
— фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи. - Ритмика -система физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.
- Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
- Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.
- Словарь пассивный — запас понимаемых слов.
- Словарь активный — наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.
- Скандированная речь — речь по слогам, нарушение ритма речи.
- Смешение звуков — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
- Сопряженная речь — совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.
- Спонтанная речь — непроизвольная.
- Тембр — индивидуальная окраска голоса.
- Уздечка короткая — врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены.
- Фонема — звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).
- Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выписка из справок по итогам мониторинга оо физическое развитие
Собраны подтверждающие материалы...
выписка из справок по итогам мониторинга оо познавательное развитие
Собраны подтверждающие материалы...
выписка из справок по итогам мониторинга оо речевое развитие
Собраны подтверждающие материалы...
выписка из справок по итогам мониторинга оо художественно-эстетическое развитие
Собраны подтверждающие материалы...
выписка из справок по итогам мониторинга оо социально-коммуникативное развитие
Собраны подтверждающие материалы...
Выписка из справок по итогам мониторинга ОО физическое развитие
подтверждающие материалы...
Выписка из справок по итогам мониторинга ОО познавательное развитие
подтверждающие материалы...