словарь для справок
картотека

Словарь оказывает  помощь родителям детей-логопатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_dlya_spravok.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

  • К о р р е к ц и я -исправление ,например ,коррекция речевых дефектов ,коррекция зрения и др.
  • Л е п е т н ы е  с л о в а - слова,состоящие из одного-трех одинаковых слогов
  • З в у к о п о д р а ж а н и е - слова,построенные на основе подражания природному звучанию предмета.
  • Ф о н е м а т и ч е с к о е   в о с п р и я т и е - способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи( фонем ).Формируется у ребенка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.
  • М о т о р и к а  а р т и к у л я ц и о н н о г о  а п п а р а т а - возможности осуществлять движения органов артикуляции(губ,языка ,мягкого неба и др.) в полном объеме,с достаточной силой, точностью и скоростью .
  • Г н о з и с - возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.
  • М о т и в а ц и я - побудительная причина ,повод к какому-либо действию, поступку.
  • И м и т а ц и  я - подражание , способность воспроизводить речь .
  • Ф о н е м а т и ч е с к и й  с л  у  х - способность к слуховому восприятию звуковой речи, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию.
  • А  в т о м а т и з а ц и я  з в у к а – этап при коррекции неправильного звукопроизношения. Следует за постановкой звука.
  • Д и ф ф е р е н ц и а ц и я  з в у к о в – этап в коррекционной работе по воспитанию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.
  • А к т и в н ы е  о р г а н ы  р е ч и – подвижные органы речи ,производящие основную работу, необходимую для образования звука ( язык, губы, мягкое небо и т. д.)
  • П а с с и в н ы е  о р г а н ы  р е ч и – неподвижные органы речи ,неспособные к самостоятельной работе и являющиеся в процессе артикуляции звука точкой опоры для активного органа ( твердое небо ,альвеолы , зубы и т. д. ).
  • О т р а ж е н н а я  р е ч ь – повторенная за кем – либо .

   

  • П о с т а н о в к а   з в у к а – вызывание правильного звука.

  • П р о и з н о ш е н и е  -  фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков : речевого дыхания , голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний , словесного ударения и фразовой интонации .

  • С м е ш е н и е   з в у к о в  -  недостаток речи , выражающийся в том , что ребенок , умея произносить те или иные звуки , смешивает их в речи ( шапка – сапка  и тут же вместо санки – шанки ).

  • Р и т м и к а – система физических упражнений , построенных на основе связи движений с музыкой .

  • С и г м а т и з м – расстройство произношения свистящих ( с, с’ ,з ,з’,ц ) и шипящих ( ш, ж, ч , щ ).

  • С л о в а р ь  п а с с и в н ы й – запас понимаемых слов .

  • С л о в а р ь   а к т и в н ы й – наличие слов , которыми человек пользуется .

  • А  г р а м м а т и з м -  нарушение понимания и употребления грамматических средств языка (опускание предлогов ,неправильное согласование слов в роде ,числе , падеже ) .

  • К о м м у н и к а т и в н а я  ф у н к ц и я  р е ч и – функция  общения .

  • Р е л а к с а ц и я – расслабление .

  •  З в у к – «невидимка”, то, что мы воспринимаем слухом

  • Бу к в а – знак азбуки,”домик” для звука, то ,что видим и можем произнести.

  • С л о г – звук или сочетание звуков в слове, произносимые на одном выдохе.

  • С л о в о – единица речи ,служащая для выражения отдельного понятия.

  • П р е д л о ж е н и е –сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.

  • Аграмматизм — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

  • Анализ и синтез — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

  • Артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

    Артикуляционный аппарат
     — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

    Асфиксия — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.
  • Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.
  • Вдох поступление воздуха в легкие в результате увеличения объема грудной полости, вызванного сокращение диафрагмы и наружных межреберных мышц.

    Велярный звук — задненебный звук (н-р, [г], [к], [х]). 

    Велярный звук [р] — вид ротацизма: образуется при колебании различных участков мягкого неба.

    Вербальный — 1) словесный, относящийся к речи, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный.
    Визуальный - воспринимаемый или производимый посредством зрения.

    Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

    Вокальный — исполняемый голосом; относящийся к пению.
  • Восприятие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.

    Выдох
     — удаление воздуха из легких в процессе дыхания. 
  • Высказывание единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
  • Вербальный — словесный.
  • Визуальное общение — зрительный контакт.
  • Гимнастика речи активная — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

    Гимнастика речи пассивная — форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.

    Гиперкинез автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

    Гипертрофия — увеличение объема органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.

    Гипоксия кислородное голодание организма.

    Глотка — начальная часть пищеварительной трубки,; одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью.


  • Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
     — высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.
     — диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
     — полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
     — тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.
     — поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.


    Грамматика — раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.

    Грамматический строй строение слова и предложения, присущее данному языку.

  • Грассирование 1) произношение французского, т.е. увулярного недрожащего [р]; 2) усиленное, раскатистое произношение русского звука [р]. 
  • Двигательные нарушения — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений
  • Двуязычие одинаково совершенное владение двумя языками.
  • Дисграфия частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

    Дислалия — нарушение звукопроизношения.

    Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

    Дисфония — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.
  • Задержка речевого развития — нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.
  • Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  • Зеркальная речь — произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.
  • Зеркальное письмо — 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
  • Импрессивная речь — восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).
  • Интонация (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
     — интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность).
    Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

  • Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.
  • Ламбдацизм неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.
  • Леворукость врожденное или вынужденное преимущ. Пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий.
  • Лексика вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.
  • Лексико-грамматический — характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.
  • Лепет голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.
  • Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
  • Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
  • Логоневроз — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).
  • Логопед коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
  • Логофобия  — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи
  • Межзубная шепелявость — нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.
  • Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:
     — повествовательная — резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;
     — вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса;
     — восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.
  • Модуляция голоса — изменение высоты голоса; при снижении слуха М.г. нарушается, что делает речь монотонной.
  • Мимика совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то
  • Морфология — в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.
  • Монолог устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.
  • Моторика двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.
  • Назализация — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
  • Нарушение зрительного образа буквы — смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.
  • Нарушение зрительного образа слова — нарушение буквенного состава слова.
  • Нарушение структуры слова упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.
  • Нарушение чтения и письма — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.
  • Органы речи — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.
  • Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
  • Патология — наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.
  • Пауза — остановка в течении речи.
  • Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
  • Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

    Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.
  • Просодика — мелодико-интонационная сторона речи. 
  • Речи нарушения — отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.
  • Речь — форма общения, опосредованная языком. 
  • Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.
  • Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
     — звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;
     — ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
     — тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
     — физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
     — фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.
  • Ритмика -система физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.
  • Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
  • Риторика  теория и мастерство гармоничной речи.
  • Словарь пассивный — запас понимаемых слов.
  • Словарь активный — наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.
  • Скандированная речь — речь по слогам, нарушение ритма речи.
  • Смешение звуков — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
  • Сопряженная речь — совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.
  • Спонтанная речь непроизвольная.
  • Тембр индивидуальная окраска голоса.
  • Уздечка короткая — врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены.
  • Фонема — звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).
  • Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.