Статья Управление конфликтом
статья (младшая, средняя группа)

Григорьева Елена Константиновна
Конфликт-это становление противоположных интересов, взглядов, споров, грозящих осложнениями. Детский конфликт, когда кто-либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считаясь с потребностью других. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же, общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие, дети очень любят играть вместе, но не всегда их игра проходит мирно. Часто в ней возникают конфликты, обиды и ссоры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_metody_upravleniya_konfliktom.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Елена Константиновна ГБДОУ д/с №18 Петродворцового района
Мои педагогические приемы управления детскими конфликтами.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Дошкольный возраст-особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же, общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие, дети очень любят играть вместе, но не всегда их игра проходит мирно. Часто в ней возникают конфликты, обиды и ссоры.
Конфликт-это становление противоположных интересов, взглядов, споров, грозящих осложнениями.
Детский конфликт, когда кто-либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считаясь с потребностью других.
Конфликты неизбежны, так как ребёнку очень трудно ориентироваться на желания сверстников, понять, что он чувствует. Жить без конфликтов невозможно, их необходимо предвидеть, уметь конструктивно из них выходить. Детей необходимо научить, правильно действовать в конфликтной ситуации.
Возможные причины конфликтов это:
- эмоциональные трудности
- дефицит воспитанности, доброты, культуры
- неустойчивые нравственные критерии в воспитании ребенка
- неумение управлять своим поведением
- незнание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Можно сделать следующий вывод: у конфликтных детей отсутствует социально – эмоциональный опыт для конструктивного общения в обществе. Усвоение социально эмоционального опыта происходит, прежде всего, через взаимодействие ребёнок – взрослый (педагоги, родители).
Моделирование полученного, путём наблюдения и взаимодействия ребёнок переносит опыт сначала в сюжетно ролевую игру, только потом во взаимоотношения со сверстниками. Один из методов профилактики – сюжетно ролевая игра. Педагог путём наблюдения за данным видом игры, обязательно увидит пробел в поведении ребёнка, далее с помощью направлений, необходимо скорректировать на месте поведение ребёнка, в дальнейшем, учитывая увиденное, воспитатель способен направлять ребёнка в необходимое русло.
Любая коллективная игра, является тем экраном, на котором высвечивается недостатки и особенности личности ребёнка, следовательно, роль взрослого – уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребёнку справиться с ними. Должное внимание в воспитательно – образовательной работе должно уделяться становлению межличностного общения со сверстниками. Необходимость раннего формирования опыта обуславливается тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, т.е., к конфликту.
Педагогу необходимо создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций, помнить, что эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком:
- постоянные этические беседы
- игры – драматизации, драматизация сказок
- анализ конфликтных ситуаций, которые случались в прошлом с детьми, анализ аналогичного, конфликтного поведения сказочных персонажей
- необходимо научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, т.е. спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей
- очень важно создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, сотрудничество, решение проблемных и жизненных ситуаций, требующих проявления взаимопонимания и умения разрешать конфликты. Объясняйте, что, в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.

Выделяйте моменты, в которых дошкольники высказываются в пользу взаимопомощи.
- научите детей приветствовать друг друга, благодарить, прощать
- научить устанавливать контакт с помощью речевых (по имени, уменьшительно - ласкательное имя, другие добрые слова), неречевых средств (тактильный контакт, глаза в глаза);
- научите выражать своё настроение – уметь проговаривать своё настроение (работа с уголками настроения)

 мы учим ребёнка анализировать своё настроение, принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, мимика, жесты, тактильные прикосновения)
- научите умению сопереживать, сочувствовать, понимать эмоциональное состояние другого ребёнка;
- воспитателю, педагогу необходимо помнить, что стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребёнка.

Выражать эмоции необходимо, но адекватно, в социально – приемлемой форме.
- Не ограждать детей от отрицательных переживаний – (тепличное воспитание) выливается в более острые последствия.
- поощряйте стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты, высказывать свои мысли и чувства.

Вывод: работа с детьми преследует цель обучить детей умениям межличностного общения со сверстниками, культурного поведения ребёнка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей, воспитателей, педагогов.
Причинами возникновения конфликтов могут быть:
- недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками;
- отсутствие между играющими эмоциональных устремлений;
- различные умения и возможности.
В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться.
Д.Б.Эльконин пишет о том, что у дошкольников младшего возраста конфликты чаще возникают из-за игрушек, у дошкольников среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Я.Л.Коломенский и Б.П.Жизневский дополняют причины конфликтов в игре и выделяют следующее:
- «разрушение игры» - разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации;
- «по поводу выбора общей темы игры» - спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети;
- «из-за ролей» - разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную, или наоборот, малопривлекательную роль;
- « из-за игрушек» - споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;
- «по поводу сюжета игры» - разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей;
- «по поводу

правильности игровых действий» - споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
Вывод: работа с детьми преследует цель обучить детей умениям межличностного общения со сверстниками, культурного поведения ребёнка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей, воспитателей, педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов по совершенствую процесса управления конфликтами.

Профилактика конфликтов — работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении....

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...

Управление конфликтом

Методы урегулирования и способы профилактики конфликтных ситуаций....

Консультация для педагогов " Управление конфликтом"

Рекомендации для педагогов в работе по профилактике конфликтов...

Управление конфликтом в педагогическом коллективе.

  Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует  человек. Со...

Статья Управление конфликтом

Конфликт – это становление противоположных интересов, взглядов, споров, грозящих осложнениями. Детский конфликт – это когда кто – либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считая с потр...

Педагогические приемы управления конфликтом.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к ест...