Развитие логического мышления дошкольников
консультация

Гадеева Людмила Владимировна

Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.
Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие элементов логического мышления

Игра - ведущий вид деятельности в ДОУ. Игра имеет большое значение в развитии у воспитанников умственной активности, приучает их к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого воспитанник должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать. Многие игры ставят перед воспитанниками задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Рассмотрим игры и упражнения для воспитанников всех возрастов, от младшего до подготовительного.

Воспитанники младшего возраста (3-4 лет) все воспринимают через действие. Поэтому любые логические игры и упражнения должны быть наглядно-действенными. Воспитанникам (думающим с помощью ручек и глазок) предлагаем задания, в которых они сами должны произвести какое-то действие. Например, разложить предметы или игрушки по категориям, убрать лишнюю фигурку, добавить следующую картинку, продолжая ряд. Важно разнообразить задания, чтобы ребенок не сидел на месте, а бегал, раскладывая по стульям предложенные в задании фигурки или предметы. Также можно создать «препятствия» в виде столика, под которым надо проползти, чтобы подойти к месту, где его ждут игрушки для следующей логической задачки. Или пройти по листам бумаги, разложенным на ковре, как по камушкам через реку, чтобы на столе выполнить приготовленное заранее задание.

Игры и упражнения:

1. Раздели предметы по группам – общая классификация (начинайте с двух групп, например, фрукты и посуда, добавляйте овощи, игрушки, одежду и так далее).

2. Рассортируй предметы или игрушки по признаку (здесь множество вариантов: по цвету, по размеру, по материалу, из которого они сделаны).

3. Составь целое из частей. Для начала разрежьте картонный квадрат на части и предложите ребенку собрать его. Также очень полезно выкладывать из геометрических фигур елочку, домик. Магазинные пазлы - тоже хорошие помощники в развитии логического мышления.

Воспитанники среднего возраста 4-5 лет способны мыслить при помощи образов. Соответственно, игры и упражнения для развития логики должны носить наглядно-образный характер. После 4-х лет они могут переходить к образному восприятию, а значит, логические задачки должны быть в виде картинок или схем-рисунков, которые вы изображаете, объясняя условие задачки. Разнообразьте задания, стремясь, чтобы ребенок решал задания, самостоятельно подбирая возможные варианты решения. Когда ответ готов, попросите малыша объяснить, почему он именно так решил задание. Если воспитанник ошибся, тактично предложите свой вариант решения, комментируя последовательно свои действия.

Игры и упражнения:

1. Освоив задания предыдущего уровня (классификацию), можно переходить к поиску лишнего предмета или картинки, то есть того, который не соответствует остальной группе (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).

2. Изучение чередования или ритма. Сначала предлагайте воспитаннику продолжить рисовать или выкладывать ряд (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). Когда он уловит идею этих заданий, переходим к более сложному варианту игры. Просим найти, какой фигуры не достает в ряду (начинайте с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание).

3. Разложи картинки по порядку (например: семя, росточек, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).

4. Загадки хорошо развивают образное и логическое мышление (читайте их ребенку и просите его придумывать загадки для вас).

Воспитанник старшего возраста уже способен мыслить в уме, то есть воспринимает словесно-логические задания. Старшим дошкольникам нужно постепенно предлагать решать устные задания, развивая способность решать задачки «в уме», отрываясь от изображений и образов.

Игры и упражнения.

1. Добавь нужное слово. Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой - мокрый, высокий -... (низкий). «У кого какой дом?» (собака - будка, птичка – гнездо и т.д.). «Кто, что делает» (учитель - учит, врач – лечит и т.д.).

2. Заполнение различных таблиц также является хорошей тренировкой. Таблицы должны быть вначале не более чем на 9 ячеек, заполнять их можно фигурами в определенном порядке, ставя перед ребенком различные задачи.

Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Исходя из этого, развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности.

Для младшего и среднего возраста рекомендуется иметь лото, парные картинки, магнитную, крупную мозаику, набор кубиков из 4-9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения, легкий модульный материал, строительные наборы (напольные, настольные). Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки (с «пришиванием», составлением узора). С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров.
Для старшего возраста, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей – пазлы.

Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реальных предметов предложить предметы – заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры – «овощи», брусок – «утюг», палочка – «градусник», коробка – «телевизор». Развивающееся мышление воспитанника, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т.д.). Игры с песком, водой, глиной, красками, зеркалом организуются для детского экспериментирования.

Большое значение игры в развитии личности дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя цели свои действия и определяя их в зависимости от цели. Игра является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная... Она является прототипом будущей серьезной деятельности...» (Д.Б. Эльконин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

Использование дидактичкского материала "Логические блоки Э. Дьенеша" в развитии логического мышления дошкольников

Презентация Использование дидактического материала  «Логические блоки З.Дьенеша» в развитии логического мышлении у дошкольников...

Использование логических блоков Дьёныша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина для развития логического мышления дошкольников

Методические советы по использованию дидактических игрс блоками Дьенеша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина...

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...