Мастер_класс
консультация
Школа молодой семьи " Мастер -класс" Народная кукла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Тайнинский детский сад»
Школа молодой семьи
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НАРОДНАЯ ИГРУШКА
Воспитатель Л.Г.Коновал
Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины - богини. В каждой области свои куклы, как и свои костюмы, песни. Их десятки, если не сотни. Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.
Самая распространенная игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Кукла - подружка и советчица юной девочки в сердечных делах и житейских, оберегает сердце от тоски. С ней разговаривали, к ней обращались в трудные моменты, делились радостью. Только в разговоре с куклой взрослеющая девочка оказывалась равна самой себе, только ей она могла раскрыть свою душу.
Традиционная тряпичная русская кукла была "безликой", что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Первую лялю мама мастерила младенцу, едва почувствовав, что беременна. Тряпичная кукла-закрутка (вепсская кукла) изготавливалась только за счет связывания-скручивания. И сопровождала кроху весь первый год: висела над колыбелькой, оберегая от сглаза, забавляя и тренируя маленькие пальчики. Пока не «уходила» (изнашивалась).
Кукла-веничек гасила семейные ссоры: стоило женщине, открыв двери настежь, вымести ею метафорический сор из избы, «погода» в доме налаживалась.
Кукла-собеседница помогала молодой жене адаптироваться в новом доме (ее обязательно давали в приданое, чем не прикольный подарок женщине): ей всегда можно было выплакаться, если что-то не ладилось (этакая психотерапия).
Зернушка (Крупеничка) - это древняя насыпная обрядовая игрушка, которая имеет глубокий символический смысл. Родом из южных областей России. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась ЗЕРНОМ (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). Первоначально Крупеничка хранила редкие семена урожая—гречиху, но потом стали использовать пшено, горох, пшеницу и появились Зерновушки и Горошинки. При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой. Т.к. урожай дает земля, то и образ куклы женский. Материал для игрушки—лен или хлопок.
Существует ещё большое количество самых разных народных игрушек.
Сегодня мы будем делать народную куклу Отдарок- на -подарок. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку и дарили её родителям, родственникам или гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.
Для изготовления куколки нужен прямоугольный кусочек ткани, узкий кусочек для головы и нитки.
1. Узкий кусочек надо скатать и положить в центр прямоугольного лоскутка.
2. Завернуть прямоугольник и перевязать длинной ниткой вкладыш. Получилась голова куколки. Нужно постараться, чтобы на голове было как можно меньше складок.
3. Затем той же ниткой формируем ручки, а затем под ними перевязываем пояс куколки.
4. После обматываем крест-накрест по груди и спинке куклы и еще 2 витка на поясе, завязываем.
Потом и получился Отдарок- на –подарок.
Мастерите вместе с детьми!
По мнению психологов, народная кукла игрушка – лучшее, что можно предложить ребенку, потому что:
- Натуральные материалы не только экологичны, но и дают малышу правдивую информацию о мире: например, большой деревянный кубик по-честному тяжел, в отличие от своего пластмассового собрата. Ощущая разные фактуры природных материалов (дерева, глины, ткани), малыш познает мир целостно и гармонично.
- Игрушка «слушается» ребенка (а не живет «своей жизнью», как хитроумный робот или запрограммированная кукла), что позволяет малышу самостоятельно задавать правила игры и развивать творческое воображение. Особенно полезны куклы без лица – они оставляют ребенку максимальный простор для фантазии: кукле можно «присвоить» любые эмоции, в зависимости от настроения ребенка!
- Самодельная игрушка побуждает малыша к действиям – у ребенка возникает желание шить и вязать для нее, обустраивать ее «место жительства»… Причем хочется делать это самому, а не покупать! А изготовление чего-либо своими руками, в свою очередь, позволяет ощутить радость открытия, узнавания, результата: «Я это сделал сам!» Будем растить созидателей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-355139-1385532964.jpg)
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-359008-1449394918.jpg)
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/27/picture-646180-1435399413.jpg)
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-823100-1475231175.jpg)
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682887-1444307284.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-884829-1485589957.jpg)
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...