Мастер-класс "Развитие речи у детей подготовительной группы"
консультация
Цель мастер-класса - повышение родительской компетентности в вопросе развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_igraem-razvivaem_rech.docx | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
Мастер- класс на тему
«Развитие речи у детей подготовительной группы»
Разработали:
Воспитатели:
Абрамова О. И.
Тувалева Л. В.
г. Ядрин, февраль – 2018
Цель:
повышение родительской компетентности в вопросе развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• раскрыть значимость развивающих игр для старших дошкольников;
• ознакомить родителей с некоторыми речевыми играми, привлечь родителей к совместному участию в играх.
Подготовительный этап.
1. Подобрать и оформить игры для развития связной повествовательной речи в домашних условиях
Ход мероприятия:
Теоретическая часть: Уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме: «Развитие речи у детей подготовительной группы».
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Коменский
И, конечно, они заняты игрой.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».
Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, со сверстниками; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам других детей и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.
В нашем современном мире, при катастрофической нехватке времени для живого общения с детьми, многие дети вечерами и в том числе в выходные дни проводят время за монитором компьютера или заняты просмотром телепередач. Ни для кого не секрет, что развитие речи является важнейшим условием успешности в обучении в школе ребенка.
Вообще, на какие навыки и умения стоит обратить внимание? Первое – на математические знания и представления (счет в пределах второго десятка-до 20 (прямой и обратный); состав числа; решение арифметических задач со знаками «+», «-»; представления о форме; пространственные представления; ориентация на странице в тетради, книге) второе- на навыки учебной деятельности (посадка за столом; способ удерживания пишущего предмета; умение слушать и выполнять задание педагога; знание и выполнение правил поведения на уроке и на перемене; и третье- на речевые знания и умения:
- звукопроизношение
- фонематический слух
- словарный запас
- построение фраз
- звуковой анализ слов
- знание букв, умение читать
И вопрос о проблеме развития речи всегда является одним из самых актуальных. Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей. Сегодня, мы вам предлагаем поиграть в игры способствующие развитию связной речи, которые вы сможете легко и доступно использовать в домашних условиях.
Практическая часть:
Воспитатель: Пожалуй, начнем с легкой по задачам игры.
Игра «Скажи наоборот»
(воспитатель говорит слово и дает мяч родителю,
а он после ответа возвращает)
Цель: научить детей самостоятельно подбирать антонимы
Ход игры: длинный – короткий; светло - темно; зима - лето;
Высокий – низкий; горячо - холодно; печаль - радость;
Далеко - близко; новое - старое; твердый - мягкий
Воспитатель: А теперь чуть усложним: также расширяем словарный запас, но при этом развиваем умение согласовывать прилагательное с существительным.
Дедушка старый, а внук…Дерево высокое, а куст…Дорога широкая, а тропинка…Перо легкое, а гиря…Пирожное сладкое, а лекарство…Ночью темно, а днем… У волка хвост длинный, а у зайца… Чай горячий, а лед…
Слон большой - коробка, а бабка коробка – маленькая
Буратино - веселый, а Пьеро – грустный
Ворона - тяжелая, а бабочка – легкая
Ведьма – злая, а фея - добрая
Шоссе - широкое, а тропинка – узкая
Океан - глубокий, а лужа- мелкая
Змея – гладкая, а лисичка – пушистая,
Волк в лесу голодный, а собачка в лесу сытая
Летом жарко, а зимой холодно,
Сосна высокая, а елочка низкая
Колготки длинные, а носочки короткие
Булочка мягкая, а сухарик жесткий
Ночью темно, а днем светло
Паутинка тонкая, а веревка толстая
Звездочка маленькая, а солнце большое и т.д.е.
Игра «Где это?»
Цель: способствовать развитию речи, усвоению грамматических основ языка.
(также играем с мячом)
Ход игры:
Где растут ветки? (На дереве).
Где растут деревья? (В лесу).
Где растут листья? (На ветке).
Где живут рыбы? (В реке)
Где стоит стул? (В комнате)
Где стоит ваза? (На столе)
Где лежит ковер? (На полу)
Где стоит светофор? (На перекрестке)
Где сидит шофер? (В кабине)
Где летит самолет? (В небе).
Игра «Путаница»
Цель: научить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое слово.
Ход игры: Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое слово.
Например:
Падает пушистый крокодил. (снег)
Висит зеленая собака. (слива, груша)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
Игра «ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАСТЕТ».
Предложите ребенку послушать предложение и повторить его за Вами. Повторите предложение еще раз и добавьте еще одно слово. Попросите ребенка повторить и сказать какое слово Вы добавили. И т. д.
Например:
- Кошка сидит.
- Серая кошка сидит.
- Большая серая кошка сидит.
- Большая серая кошка долго сидит.
- Большая серая кошка долго сидит на окне.
- Большая серая кошка долго сидит у меня на окне. И т. д.
Когда ребенок освоит игру можно добавлять слова по очереди.
(Воспитатель раздает карточки со скороговорками и чистоговорками.)
Воспитатель: послушайте, пожалуйста.
Зу-зу-зу- зайку моем мы в тазу.
Как вы думаете, что я сказала: чистоговорку или скороговорку?
Проговаривая стишки чистоговорки дети учатся правильно произносить отдельные звуки в словах. кроме этого, чистоговорки нужны для тренировки речи ребенка, чтобы все звуки произносились внятно и чисто.
Упражнения на тренировку произношения позволят вашему ребенку сформировать правильное произношение фраз и слов с трудными буквами. Закреплению четкого произношения звуков способствуют частое повторение чистоговорок, коротких считалок и маленьких стихотворений с «трудной» буквой.
(Воспитатель предлагает каждому родителю прочитать свои чистоговорки)
Воспитатель: Более сложные для проговаривания это стишки – скороговорки.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. - отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника
(Родители выполняют задание)
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!
Развитие речи дошкольников в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Дети с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка.
Уважаемые родители! Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Но важно помнить, что малыш может заниматься одной деятельностью не более 10 минут и поэтому требовать от него сосредоточенности на игре в течение более длительного времени просто не имеет смысла: это не принесет пользы ни ребенку, ни его родителям. Поэтому главное вовремя переключить внимание ребенка на что – то новое и интересное.
Рекомендация родителям:
- Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
Игра не должна строиться на принуждении.
Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.
Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Заканчивая сегодняшнее мероприятие, я хочу ещё раз вам напомнить, что необходимо делать с детьми дома по развитию связной речи. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок учится говорить у Вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью. Во-вторых, находите время и как можно чаще общайтесь с ребенком. Старайтесь всегда заинтересовать ребёнка, учитывая его интересы, возрастные особенности.
Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу. Спасибо за внимание!
Воспитатель предлагает каждому присутствующему взять конверт « Играем дома».
Список литературы:
1. Н.В. Нижегородцева, В.Д.Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. Издательство Сфера, 2005 год
3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Совершенствование монологической речи у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи посредствам использования знаков - символов и опорных схем"
Презентация для педагогов...
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...
Конспект открытого логопедического занятия-утренника по развитию речи для детей подготовительной группы, имеющих нарушения речи
laquo;Поиграем в слова»Цели:Коррекционно-образовательные:Учить слушать и слышать, понимать фразу.Совершенствовать диалогическую связную речь.Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, мо...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Конспект занятия НОД по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы
НОД подготовительная группа...
КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы Тема : « Путешествие в страну красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;Зак...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы от 6 до 7 лет «Путешествие в страну красивой и правильной речи»
Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие страну красивой и правильной речи"...