Как вырастить маленького исследователя
консультация
Предварительный просмотр:
Как вырастить маленького исследователя
Консультация для родителей
Что я слышу - забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю - я понимаю.
Конфуций
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Значение и актуальность детского экспериментирования:
Детское экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
Видеть и выделять проблему;
Принимать и ставить цель;
Решать проблемы;
Анализировать объект или явление;
Выделять существенные признаки и связи;
Сопоставлять различные факты;
Выдвигать гипотезы, предположения;
Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
Осуществлять эксперимент;
Делать выводы;
Фиксировать этапы действий и результаты графически.
Структура детского экспериментирования
Советы родителям
Что можно и нельзя делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
Можно:
• Поощрять любопытство, оно порождает потребность в новых впечатлениях, а любознательность порождает потребность в исследовании.
• Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними
• Если возникла у вас необходимость что-то запретить, то объясните, почему вы это запрещаете.
• Побуждайте ребёнка доводить начатое до конца, эмоционально оцениваете его волевые усилия и активность.
• Интересуйтесь деятельностью ребёнка (выясните цель намерения, результаты и т.д.)
Нельзя:
• Не отмахивайтесь от желаний ребёнка
• Нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком (ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых)
• Сиюминутные запреты
Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования:
«Как и почему вода льется?» (Вода льется из разных сосудов по-разному: из широкого — большим потоком, из узкого — тоненькой струйкой; от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.)
«Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар? (Вода испаряется и ее становится меньше.)
«Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку.)
«Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)
«Измеряем воду». (Вода в различных емкостях: литр и килограмм. Молочные бутылки емкостью 0,5 л); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»
«Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер)
«Почему летит мыльный пузырь?» (Что летает, не летает — мыльный пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют)
«Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимают разную форму. Можно раскатать и скатать снова— меняется форма, а не количество)
«Волшебный гвоздик». (Магнит, свойства магнита — притягивает другой железный предмет. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса)
«Как сделать из мухи слона?» (Увеличительное стекло)
«Как зажечь костер, если нет спичек?» (Использовать стекло, зеркало)
И помните:
«Самое лучшее открытие- то, которое ребёнок делает сам»
Над этим стоит задуматься
Анкета для родителей
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто?
часто
редко
всегда
никогда.
4. Какое участие вы принимаете в экспериментальной деятельности вашего ребенка?
5. Делится ли ребенок с вами результатами эксперимента (открытия)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вырастить маленького исследователя
Чем можно увлечь ребенка...
Как вырастить маленького гения!
Консультация для родителей, педагогов, воспитателей, психологов, логопедов по развитию речевых и неречевых процессов у дошкольников!...
Как вырастить "Маленького гения"
Консультация для заботливых родителей...
Как вырастить маленького исследователя?
laquo;Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-прак...
Как вырастить маленького исследователя
Папка-передвижка для родителей...
Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ
Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...
Консультация для родителей "Как вырастить юного исследователя"
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и о...