Статья " Психическое развитие ребёнка через игру"
статья
Психическое развитие ребёнка через игру
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Сущность игры, по Л. С. Выготскому, заключается в том, что она представляет собой исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Характерная черта игры в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив каждого действия заключен не в получении результатов, а в самом процессе его выполнения.
В игре чаще всего формируются такие навыки качества, как психические, и личностные особенности школьника. Так же в игре складываются другие виды деятельности, которые в итоге приобретают самостоятельное значение.
В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и память. Дети сосредотачиваются лучше и понимают больше именно во время игровой деятельности. Условия же игры требуют от ребенка больше сосредоточения на тех или иных предметах, включенных в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета. В итоге игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.
На развитие умственной деятельности ребенка оказывает сама ситуация, и игровые действия. Школьник учится в игре действовать с заместителем предмета – он дает новое игровое название заместителю и действует с ним в соответствии с названием.
Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок начинает мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Здесь ребенок учится замещать предметы другими предметами, тем самым применять к себе различные роли. Эта способность ложится в основу воображения.
На развитие личности игра влияет тем, что через нее ребенок знакомится с взаимоотношением и поведением взрослых людей, которые становятся для его собственного поведения в конечном итоге образцом, и в ней приобретает основные навыки общения, необходимые для дальнейшего установления контакта со сверстниками.
Рисование, конструирование – продуктивные виды деятельности, которые на разных этапах детства очень тесно связаны с игрой. Интерес к рисованию, конструированию возникает первоначально именно как игровой интерес, направленный на сам процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.
Учебная деятельность начинает складываться внутри игровой деятельности, которая позднее становится самой деятельностью. Вводит учение взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Играя ученик относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с определенными мерами и правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Оказывает очень большое влияние игра и на развитие речи. Требование игровой ситуации заключаются в включении в нее каждого ребенка определенного уровня развития речевого общения. Стимулирует развитие связной речи необходимость объясниться со сверстниками.
Игра имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Осуществляется в игре это развитие через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Любой элемент действительности может быть знаком, который выступает в качестве заместителя другого элемента действительности.
Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета слова, по-новому трансформирует словесное содержание.
Ребенок постигает в игре специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых приближены визуально к замещаемому предмету.
Как ведущая деятельность, игра имеет особое значение для рефлексивного развития мышления.
Игровая деятельность ведет к развитию рефлексии, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать выполнение действий, входящих в процесс общения. Таким образом, игра в больницу, где ребенок плачет и страдает, как пациент, очень доволен собой как хорошо исполняющий роль.
Влияние игры на общее развитие школьника, на формирование произвольности психических процессов. У детей в игре начинает развиваться произвольное внимание и память. В игровых условиях дети сосредотачиваются и запоминают лучше, чем в условиях лабораторных опытов. Для ребенка цель выделяется раньше и легче всего в игре. Сами же условия игры от ребенка требуют сосредоточения на предметах, на содержании разыгрываемого сюжета и действий. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игра, если не возникает непосредственно из игры. Играя ученик относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с определенными мерами и правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Опыт реальных и игровых взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, которое позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и, таким образом, строить свое собственное.
Определяющее значение для развития воображения имеет ролевая игра. Ребенок учится замещать предметы другими предметами. Способность эта ложится в основу развития воображения. В играх детей более старшего возраста уже необязательны предмет – заместители, необязательны и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, в своем воображении создавая новые ситуации.
Игровое влияние на развитие личности школьника заключается в том, что через нее он знакомится с взаимоотношением и поведением взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и преобладают навыки общения, необходимые для контакта. Заставляя ребенка подчиняться правилам, содержащихся во взятой на себя роли, игра способствует волевой регуляции поведения и развитию чувств.
Внутри игровой деятельности складывается и учебная деятельность, которая, позднее становится ведущей. Иное отношение взрослых к обучению, чем к игре, перестаивает и отношение к нему со стороны ребенка. Складывается первоначальное умение учиться и само желание.
Одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно подчеркивается. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, в которых так или иначе присутствуют термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_razvitie_rebyonka_cherez_igru.docx | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое развитие ребёнка через игру
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Сущность игры, по Л. С. Выготскому, заключается в том, что она представляет собой исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Характерная черта игры в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив каждого действия заключен не в получении результатов, а в самом процессе его выполнения.
В игре чаще всего формируются такие навыки качества, как психические, и личностные особенности школьника. Так же в игре складываются другие виды деятельности, которые в итоге приобретают самостоятельное значение.
В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и память. Дети сосредотачиваются лучше и понимают больше именно во время игровой деятельности. Условия же игры требуют от ребенка больше сосредоточения на тех или иных предметах, включенных в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета. В итоге игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.
На развитие умственной деятельности ребенка оказывает сама ситуация, и игровые действия. Школьник учится в игре действовать с заместителем предмета – он дает новое игровое название заместителю и действует с ним в соответствии с названием.
Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок начинает мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Здесь ребенок учится замещать предметы другими предметами, тем самым применять к себе различные роли. Эта способность ложится в основу воображения.
На развитие личности игра влияет тем, что через нее ребенок знакомится с взаимоотношением и поведением взрослых людей, которые становятся для его собственного поведения в конечном итоге образцом, и в ней приобретает основные навыки общения, необходимые для дальнейшего установления контакта со сверстниками.
Рисование, конструирование – продуктивные виды деятельности, которые на разных этапах детства очень тесно связаны с игрой. Интерес к рисованию, конструированию возникает первоначально именно как игровой интерес, направленный на сам процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.
Учебная деятельность начинает складываться внутри игровой деятельности, которая позднее становится самой деятельностью. Вводит учение взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Играя ученик относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с определенными мерами и правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Оказывает очень большое влияние игра и на развитие речи. Требование игровой ситуации заключаются в включении в нее каждого ребенка определенного уровня развития речевого общения. Стимулирует развитие связной речи необходимость объясниться со сверстниками.
Игра имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Осуществляется в игре это развитие через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Любой элемент действительности может быть знаком, который выступает в качестве заместителя другого элемента действительности.
Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета слова, по-новому трансформирует словесное содержание.
Ребенок постигает в игре специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых приближены визуально к замещаемому предмету.
Как ведущая деятельность, игра имеет особое значение для рефлексивного развития мышления.
Игровая деятельность ведет к развитию рефлексии, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать выполнение действий, входящих в процесс общения. Таким образом, игра в больницу, где ребенок плачет и страдает, как пациент, очень доволен собой как хорошо исполняющий роль.
Влияние игры на общее развитие школьника, на формирование произвольности психических процессов. У детей в игре начинает развиваться произвольное внимание и память. В игровых условиях дети сосредотачиваются и запоминают лучше, чем в условиях лабораторных опытов. Для ребенка цель выделяется раньше и легче всего в игре. Сами же условия игры от ребенка требуют сосредоточения на предметах, на содержании разыгрываемого сюжета и действий. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игра, если не возникает непосредственно из игры. Играя ученик относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с определенными мерами и правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Опыт реальных и игровых взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, которое позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и, таким образом, строить свое собственное.
Определяющее значение для развития воображения имеет ролевая игра. Ребенок учится замещать предметы другими предметами. Способность эта ложится в основу развития воображения. В играх детей более старшего возраста уже необязательны предмет – заместители, необязательны и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, в своем воображении создавая новые ситуации.
Игровое влияние на развитие личности школьника заключается в том, что через нее он знакомится с взаимоотношением и поведением взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и преобладают навыки общения, необходимые для контакта. Заставляя ребенка подчиняться правилам, содержащихся во взятой на себя роли, игра способствует волевой регуляции поведения и развитию чувств.
Внутри игровой деятельности складывается и учебная деятельность, которая, позднее становится ведущей. Иное отношение взрослых к обучению, чем к игре, перестаивает и отношение к нему со стороны ребенка. Складывается первоначальное умение учиться и само желание.
Одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно подчеркивается. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, в которых так или иначе присутствуют термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ особенностей сюжетно-ролевой игры как средства диагностики психического развития ребёнка
Данный анализ позволяет лучше узнать как развивается ребёнок....
Значение игры для психического развития ребёнка
Возможно, детский психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняютс...
Статья "Всесторонне развитие ребёнка как личности и обеспечение активности детей через систему игровой деятельности".
Статья "Всесторонне развитие ребёнка как личности и обеспечение активности детей через систему игровой деятельности"....
Развитие ребёнка через игры
Консультация для родителей...
Педагогическая статья «Как повысить уверенность в себе у ребёнка, через игры и упражнения»
Проявление страхов у детей почти всегда актуальная тема для многих родителей. Я предлагаю в этой статье подумать над тем как помочь ребёнку справиться со своими внутренними переживаниями ....
Статья «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».
Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В инте...
"Развитие познавательных психических процессов дошкольников через игру"
Развитие познавательных психических процессов дошкольников через игру...