Проект "Вместе с родителями"
проект (младшая группа)
Пояснительная записка
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Федеральный закон регламентирует обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Важным документом для развития системы образования в округе является Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2015 года и Концепция системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года (основные положения).
Признание приоритета семейного воспитания в дошкольном учреждении требует проецирования новых отношений между семьями воспитанников и воспитателями. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Родители и воспитатели - равноправные субъекты социализации ребенка.
Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, процесс взаимоотношения, основанный на общении, восприятии и понимании.
Возникла необходимость в рамках реализации региональной программы «Югорский трамплин» (пилотная площадка) разработать и апробировать проект «Вместе с родителями». Инновационный проект направлен на создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vmeste_s_roditelyami.docx | 66.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Социально-педагогический проект «Вместе с родителями»
Автор проекта: Ковальчук Надежда Николаевна - воспитатель первой квалификационной категории 2014 год |
Пояснительная записка
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Федеральный закон регламентирует обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Важным документом для развития системы образования в округе является Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2015 года и Концепция системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года (основные положения).
Признание приоритета семейного воспитания в дошкольном учреждении требует проецирования новых отношений между семьями воспитанников и воспитателями. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Родители и воспитатели - равноправные субъекты социализации ребенка.
Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, процесс взаимоотношения, основанный на общении, восприятии и понимании.
Возникла необходимость в рамках реализации региональной программы «Югорский трамплин» (пилотная площадка) разработать и апробировать проект «Вместе с родителями». Инновационный проект направлен на создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский
Автор проекта: | Воспитатель первой квалификационной категории - Ковальчук Надежда Николаевна. | |||
Тип проекта по методу: по цели: по времени: | исследовательский практико – ориентированный, познавательно - творческий долгосрочный проект, 1 год | |||
Срок реализации: | 1-й год: август 2014г. - май 2015г. | |||
Участники проекта: | Проект направлен: на детей младшего и среднего дошкольного возраста, воспитателей ДОУ; на развитие сотрудничества с родителями и социального партнерства с учителями, библиотекарями, педагогами дополнительного образования «Спектр». | |||
Проблема: | Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению; вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. | |||
Актуальность проекта: | В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества. | |||
Новизна проекта: | Проецирование модели эффективного взаимодействия родителей-детей-воспитателей через внедрение новых форм активного взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС. | |||
Цель проекта: | Создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности. | |||
Задачи проекта: |
| |||
Гипотеза проекта: | Создание новой модели взаимодействия воспитателей и семьи, основанной на внедрении в образовательную деятельность инновационных методов и форм, помогут добиться высоких результатов в работе со всеми субъектами образовательного процесса. | |||
Принципы проекта: |
| |||
Планируемые результаты: | Ожидаемые результаты в процессе проектной деятельности:
| |||
Этапы реализации проекта | 1 этап – подготовительный - август 2014г. 2 этап – организационно – исследовательски - практический сентябрь 2014г. – апрель 2015г. 3 этап – обобщающий этап - май 2015г | |||
Этапы реализации проекта | ||||
1 этап – Подготовительный (Организационный) - август 2014г Реализация проекта проходит по 4 основным направлениям взаимодействия с семьей: 1. Познавательное направление 2. Информационно-аналитическое направление 3. Наглядно-информационное направление 4. Досуговое направление Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Это направление включает:
Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. По данному направлению можно проводить:
Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Наглядно-информационное направление – направлено на ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей Это направление включает:
Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. По данному направлению можно организовать:
| ||||
2 этап - организационно – исследовательски - практический - сентябрь 2014г. – апрель 2015г Перспективный план работы с семьями воспитанников на 2014–2015 уч. г. Вторая младшая группа | ||||
№ | Активные формы работы | Цель | Ответственный Сроки исполнения | |
Сентябрь | ||||
1. | «Наша первая встреча!» - знакомство с детьми и их родителями. Анкета, опрос | Цель: создать условия для развития диалогического доброжелательного общение с семьями в период адаптации детей к саду. | Воспитатели Родители | |
2 | Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Памятки | Цель: обогатить родителей знаниями и рекомендациями об успешной адаптации их ребенка к саду. | Воспитатель: Ковальчук.НН | |
3. | Альбом вопросов, ответов, пожеланий и советов «Мой ребенок пришел в сад» | Цель: обмен опытом между родителями и воспитателями в условиях адаптации детей к саду. | Воспитатели Родители | |
4. | Родительское собрание: «Давайте познакомимся! Работаем по «Югорскому трамплину» (Форма проведения: круглый стол) | Цель: знакомство с семьями воспитанников; общение о рабочей программе; проецирование совместных мероприятий. | Воспитатели: Ковальчук Н.Н. Колоскова Т.Н. | |
5. | Совместное создание предметно-развивающей среды в группе | Цель: совместно с родителями продумать и создать центры активности | Воспитатели Родители | |
6. | Интервью для телевидения Интервью для публикации в газете «Новости Приобья» | Цель: представить развивающую среду и особенности программы «Югорский трамплин» в рамках пилотной площадки. | Воспитатели: Ковальчук Н.Н. –интервью; Родители: Клыкова О.В. – интервью, деятельность с детьми в центрах. | |
7. | Создание коллективного фотоальбома «Наша жизнь в «Сказке» | Цель: знакомить родителей с жизнью детей в саду; для семейного архива. | Ковальчук Н.Н. | |
8. | Тематические выставки творческих работ детей | Цель: оценить творческие успехи своего ребенка и сверстников | Воспитатели | |
Октябрь | ||||
1. | Совместное пополнение и обновление предметно-развивающей среды в группе по теме проектов | Цель: знакомство родителей с играми, которыми дети играют в центрах активности | Воспитатели: Ковальчук Н.Н. Колоскова Т.Н. | |
2. | Пополнение новыми фотографиями коллективного фотоальбома «Наша жизнь в «Сказке» | Цель: знакомить родителей с жизнью детей в саду; для семейного архива; для просмотра детям в саду и дома. | Ковальчук Н.Н. | |
3. | Консультация: «Роль игры в жизни ребенка» | Цель: обогащение родителей педагогическим опытом о важности играть с ребенком | Ковальчук Н.Н. | |
4. | ОД для педагогов района на РМО в группе «Наши помощники – органы чувств» | Цель: презентовать педагогам деятельность детей с воспитателями и родителями в центрах активности | Ковальчук Н.Н. Колоскова Т.Н. Родитель: Лаушкина О.А.- мама Кати Л. | |
5. | Оформление стенда «Наша звездочка» | Цель: для близкого знакомства с семьями воспитанников | Воспитатели | |
6. | Выпуск газеты «Новости дня» | Цель: узнавать о достижениях детей; о новых событиях в коллективе | Воспитатели | |
7. | Папка-передвижка «Осенние наблюдения в природе» | Цель: привлечь родителей к художественному слову о природе; вызвать желание наблюдать с ребенком за осенними явлениями. | Ковальчук Н.Н. Колоскова Т.Н | |
8. | Игры в центре песка и воды; центре строительства во вторую половину дня | Цель: деятельность родителей со своими детьми в центрах; освоение родителями практического опыта | Родители-дети-воспитатели | |
9. | Осеняя ярмарка | Цель: приобщение родителей к совместным праздникам в ДОУ | Воспитатели Родительский комитет | |
10. | Семейный конкурс «Чудо с грядки» | Цель: развитие семейного творчества | Воспитатели | |
11. | Осенний вернисаж Осеняя выставка работ | Цель: поощрять совместное творчество | Воспитатели | |
Инструктажи по ОБЖ | ||||
Ноябрь | ||||
1. | Консультация «Играем пальчиками – развиваем речь» | Цель: развитие речи у дошкольников посредством пальчиковых игр | Ковальчук Н.Н | |
2. | Папка-передвижка «Возрастные особенности детей 4-го года жизни» | Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-го года жизни. | Колоскова Т.Н. | |
3. | Создание альбома совместно с родителями «Наши любимые песни, игры, танцы» | Цель: участие родителей в жизни группы; развивать совместное творчество | Ковальчук Н.Н Колоскова Т.Н. | |
4. | Праздник в группе «Мама – солнышко мое, я - подсолнушек ее» | Цель: создать праздничную атмосферу для поздравления мам вместе с мамами | Воспитатели | |
5. | Создание литературного кружка «Читалочка» | Цель: совместно читать сказки - родители детям на Утреннем и Вечернем сборе | Воспитатели- родители | |
6. | Выпуск газеты «Новости дня» | Цель: узнавать о достижениях детей; о новых событиях в коллективе | Воспитатели | |
7. | Деятельность в центре творчества | Цель: деятельность родителей со своими детьми в центрах; освоение родителями практического опыта | Родители-дети-воспитатели | |
8. | Тематические выставки творческих работ детей | Цель: оценить творческие успехи своего ребенка и сверстников | Воспитатели | |
Инструктажи по ОБЖ | ||||
Декабрь | ||||
1. | Консультация «Секреты воспитания – маленькие хитрости» | Цель: освоение родителями педагогического опыта | Ковальчук Н.Н | |
2. | Папка-передвижка «Игры с детьми на улице» | Цель: познакомить родителей с интересными подвижными играми | Колоскова Т.Н. | |
3. | Развлечение на улице «Веселись детвора» | Цель: приобщить родителей к совместным играм | Воспитатели | |
4. | Создание альбома «Наши дни рождения» | Цель: совместное творчество | Воспитатели-дети-родители | |
5. | Вместе с родителями «Поздравим именинника» | Цель: приобщать родителей к совместному празднованию | Воспитатели - родители | |
6. | Выпуск газеты «Ноябринка» | Цель: приобщать родителей к совместной творческой деятельности | Родители | |
7 | Литературный кружок «Читалочка» - читаем вместе | Цель: совместно читать сказки - родители детям на Утреннем и Вечернем сборе | ||
8. | Тематические выставки творческих работ детей | Цель: оценить творческие успехи своего ребенка и сверстников | Воспитатели | |
Инструктажи по ОБЖ | ||||
Январь | ||||
1. | Совместное пополнение и обновление предметно-развивающей среды в группе по теме проектов | Цель: знакомство родителей с играми, которыми дети играют в центрах активности | Воспитатели: Ковальчук Н.Н. Колоскова Т.Н. | |
2. | Пополнение новыми фотографиями коллективного фотоальбома «Наша жизнь в «Сказке» | Цель: знакомить родителей с жизнью детей в саду; для семейного архива; для просмотра детям в саду и дома. | Ковальчук Н.Н. | |
3. | «Неделя здоровья» Коллаж | Цель: участие родителей в укреплении здоровья своих детей | Воспитатели | |
4. | Изготовление нетрадиционного спортивного оборудования | Цель: участие родителей в изготовлении нетрадиционного оборудования | Воспитатели Родители | |
5. | Спортивное развлечение «Играем вместе с родителями» | Цель: участие родителей в укреплении здоровья своих детей и себя | Воспитатели Родители | |
6. | Консультация: «Движение – жизнь» | Цель: приобщить к здоровому образу жизни | Колоскова Т.Н. | |
7. | Выпуск газеты «Декабрина» | Цель: сплоченность группы | Родители | |
8 | Тематические выставки творческих работ детей | Цель: оценить творческие успехи своего ребенка и сверстников | Воспитатели | |
Инструктажи по ОБЖ | ||||
Февраль | ||||
1. | Консультация - практикум «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» | Цель: Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста. | Ковальчук Н.Н. | |
2. | Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!» | Цель: воспитывать сплочённость группы, желание поделиться своей радостью, впечатлениями. | Родители | |
3. | Праздник «Поздравляю папу» | Цель: воспитывать сплочённость группы в совместных праздниках. | Воспитатели | |
4. | Конкурс рисунков «Подарок папе» | Цель: развитие совместного творчества | Воспитатели | |
5. | Выпуск стенгазеты «Горжусь своим папой» | Цель: сплоченность группы, развитие совместного творчества | Родители | |
6. | Литературный кружок «Читалочка» - инсценировка сказки «Колобок» | Цель: развивать речь детей и театральные способности | Ковальчук НН. | |
7. | Тематические выставки творческих работ детей | Цель: оценить творческие успехи своего ребенка и сверстников | Воспитатели | |
8. | Родительское собрание «Речь младшего дошкольника» | Цель: общение о важности развития речи: как заниматься дома развитием речи, об эффективных приёмах. Развивать заинтересованность родителей в решении вопросов совместного развития детей | Воспитатели | |
Инструктажи по ОБЖ | ||||
Март | ||||
1. | Инструктажи по ОБЖ | |||
2. | Консультация «С какими книгами дружить дошколятам» | Цель: освоение родителями педагогического опыта | Ковальчук Н.Н | |
3. | Тематические выставки творческих работ детей | Цель: оценить творческие успехи своего ребенка и сверстников | Воспитатели | |
4. | Деятельность в центрах активности | Цель: деятельность родителей со своими детьми в центрах; освоение родителями практического опыта | Родители-дети-воспитатели | |
5. | Экскурсия в библиотеку | Цель: приобщать детей и родителей к художественному слову – чтению книг | Ковальчук Н.Н. | |
6. | Консультация «Леворукий ребенок» | Цель: обогатить знаниями родителей по данной теме | Колоскова Т.Н. | |
7. | Выставка поделок | Цель: развитие творчества | Воспитатели | |
8. | Праздник «Мамочку любимую поздравлю» | Цель: сплочение коллектива | Воспитатели | |
Апрель | ||||
1. | Инструктажи по ОБЖ | |||
2. | Консультация: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» | Цель: дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх | Колоскова Т.Н. | |
3. | День добрых дел «Выносной материал» | Цель: привлечь к проблемам группы, оснащению прогулочным материалом | Воспитатели | |
4. | День именинника | Цель: воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности | Воспитатели Родители | |
5. | Тематические выставки творческих работ детей | Цель: оценить творческие успехи своего ребенка и сверстников | Воспитатели | |
6. | Деятельность в центрах активности | Цель: деятельность родителей со своими детьми в центрах; освоение родителями практического опыта | Родители-дети-воспитатели | |
7. | День открытых дверей | Цель: сотрудничество с родителями, передаем педагогический опыт; сплочение коллектива | Ковальчук Н.Н | |
Май | ||||
1. | Инструктажи по ОБЖ | |||
2. | Консультация: «Секреты воспитания – маленькие хитрости» | Цель: освоение родителями педагогического опыта | Ковальчук Н.Н | |
3. | Анкета для родителей «Экологическое образование в семье» | Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. | Ковальчук Н.Н. | |
4. | Консультация по экологии: «Научите детей любить живую природу!» | Цель: оказать помощь (советы) родителям в экологическом воспитании | Ковальчук Н.Н. | |
5. | Субботник | Цель: приобщить родителей к совместному труду и сплочению коллектива | Воспитатели | |
6. | Тематические выставки творческих работ детей | Цель: оценить творческие успехи своего ребенка и сверстников | Воспитатели | |
7. | Деятельность в центрах активности | Цель: деятельность родителей со своими детьми в центрах; освоение родителями практического опыта | Родители-дети-воспитатели | |
8. | Родительское собрание «Наша жизнь в «Сказке» - итоговое | Цель: оценить взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности | Родители-дети-воспитатели | |
3 этап - обобщающий этап - май 2014г. | Презентация проекта:
| |||
Перспективы развития проекта на 2016-2018 гг. | Продолжить образовательную деятельность по проекту «Вместе с родителями»:
|
Информационные ресурсы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.12г № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10. 2013г.N 1155);
- Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО: Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2013. – 128 с.
- Дыбина О.В., Акулова Е.Ф. Диагностика направленности ребенка на мир семьи. Учебно-методическое пособие – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 64 с.
- Давыдова О.И., Майер А.А., БогославецЛ.Г. Проекты в работе с семьёй. Метод.пособие. - М.:ТЦ Сфера,2012.
- Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности / авт.- сост. Л.П. Пяткова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 175с Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград: Учитель, 2014. – 203 с.
- Майер А.А, Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада».- М.: ТЦ Сфера,2011.
- Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.-М.:Линка-Пресс, 2011г.
- Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова, Е.А Кулакова; Под ред. Е.П. Арнаутовой. - М.: ТЦ Сфера,2012.
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребёнка (взаимодействие ДОУ и семьи). – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...