Предлагаю для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Забавко Светлана Ивановна

Возрастные нормы развития речи детей помогут родителям правильно оценить состояние речи ребенка и решить вопрос о необходимости посещения специалиста. Нередко на первичный прием к логопеду приходят родители с детьми, которым уже 5-6, а то и 7 лет. Причиной обращения, как правило, является «плохая речь» ребенка. При этом, родителей больше всего беспокоит нарушенное звукопроизношение, мешающее записать им ребенка в ту или иную престижную школу и совсем не волнует состояние словаря, навыков словообразования и словоизменения, грамматическое оформление речи. До этого времени состояние речи ребенка не вызывало у них никаких тревог и опасений, так как «папа заговорил поздно», «у соседей мальчик старше на 6 месяцев, а до сих пор молчит». Этот аргумент может быть принят только безграмотными родителями. Родители же, которых беспокоит дальнейшая судьба малыша, которые интересуются не только материальным ее наполнением должны помнить, что речь ребенка развивается в соответствии с определенными стандартами и возрастными нормами, знать которые должен каждый родитель. Откладывать визит к логопеду до школы, как минимум, большая беспечность. Ведь речь – это тест, который ярче всего характеризует уровень развития мышления Вашего ребенка. Чем правильнее звукопроизношение и грамматическое оформление речи, чем богаче словарный запас ребенка, тем выше развит его кругозор и интеллект. Позднее начало речи (отсутствие или замена речевого общения указывающими жестами) должно серьезно обеспокоить родителей и послужить поводом для первичного обращения к логопеду. Возрастные нормы развития речи детей, приведенные ниже, помогут родителям правильно оценить состояние речи ребенка и решить вопрос о необходимости посещения специалиста.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как проверить, не отстает ли Ваш ребенок в речевом развитии»

«Прекрасная сама по себе детская речь
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливые закономерности
детского мышления».
К. И. Чуковский.


   
Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.
   
Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, убеждаешься  в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений.

     Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.

     Проверьте речевые возможности вашего ребенка, используя данную таблицу.

 Возраст

 Речевые навыки

 Признаки риска задержки речевого развития

1 год

Появление однословных предложений («Дай», «Кукла», «Кука»).

1 год 3 месяца

Запас слов до 30

1 год 6 месяцев

Легко повторяет часто слышимые слова. Запас слов до 40 – 50.

Отсутствие или очень малый пассивный словарь

1 год 5 месяцев – 2 года

Появление фраз типа «Хочу пить», «Идем играть», двухсловных предложений типа «Моет нос», «Ловят мяч».

Отсутствие специфического детского активного словаря со словами «ням – ням», «тик – так», «мяу» и т.д.

Отсутствие коммуникативных жестов.

2 года

Появление вопросов: «Что это?», «Куда?». Запас слов до 200 - 300

Малый пассивный словарь

2 года 6 месяцев

Появление многословных предложений: «Девочка ест кашу ложкой»; «Папа ням – ням»; слогов: «Мама бай».

Сокращение количества слогов в слове: «Носки – ки»

3 года

Появление вопросов: «Когда?”, «Почему?». Запас слов до 800 – 1000. Изменение существительных по падежам и числам, глаголов – по родам, временам, числам и лицам. Например: «Мама режет хлеб ножом», «Тёма идет домой». Нечеткость произношения звуков.

Отсутствие предлогов – на, под, в, с и т.д. Большое количество фонетических ощибок («петух – титух», «не хочу – не фасу»).

4 – 5 лет

Используют в речи структуру сложносочиненного и сложноподчиненного предложений («Коля и Лида пошли гулять», «Я помыл руки, потому что они грязные).

Предпринимают поиски применения предлогов в речи: «Я взял книжку …в … из шкафа).

4 – 5 лет

Исчезают все неправильные произнесения звуков

Неправильное согласование числительных с существительными: («Три медведем – три медведя»)

5 лет

Составляют по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов до 2500.

Отсутствуют сложные предложения для описания слов – действий с предметами. Испытывают затруднения при составлении рассказа по картинке.

Один звук заменяется другим («сапоги – сяпоги», «шуба – сюба», «цапля – сяпля»).

6 лет

Отсутствуют недостатки произнесения звуков и слов

Недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например, звук Т’ произносится вместо С, Ч, Ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо «сумка», «чашка», «шапка»).

6 лет, 6 месяцев

Умеют составить рассказ (пересказ) из предложений с развитием сюжета

Замена одних звуков другими. Например: звук Л вместо Р; звук Ф вместо Ш.

6 -  7 лет

Начало освоения навыков письменной речи (письма и чтения)

Смешение звуков. Так, ребенок, умея произносить Р, Л в речевых высказываниях, произносит: «Сторял стлогает доску» вместо «Столяр строгает доску».

6 – 7 лет

Запас слов до 4000 и более

Испытывают трудности в освоении навыков чтения. Читают побуквенно (нарушено сияние звуков в слоги и слова). Замена и смещение звуков при чтении: (Д заменяют на Н, П – Н, М – Ш, Б – Д, В – Д, В – К и т.д.). Искажают слова (пропускают согласные и гласные; переставляют звуки и т.д.).

     Если Вас настораживают признаки речевого развития ребенка, посоветуйтесь с логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация дляродителей

адаптация детей в саду...

Памятка дляродителей

Памятка для родителей "Профилактика гриппа и ОРВИ"....

Памятка дляродителей

По дорожному движению...

Консультация дляродителей «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду»

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, простран...

Бытовая техника, консультация дляродителей

ЗАДАНИЯ «Помоги маме быстро выполнить работу».1. Игра с мячом «Закончи мое предложение».Цель: уметь правильно называть бытовые приборы; внимательно слушать родителя, быстро реа...

консультация дляродителей о правилах пожарнойбезопасности

Памятка для родителей: «Правила пожарной безопасности».Уважаемые родители! Не оставляйте маленьких детей одних дома. Если все же вам приходится оставить детейодних, постарайтесь убрать опа...

Консультации дляродителей

Консультация для родителей"Правила безопасности при катании на ледянках, санках, снегокатах, тюбингах."...